Приватизация с двойным дном

Изношенность основных фондов предприятий теплоэнергетики и водоснабжения, задолженность бытовых потребителей в размере 12 млрд грн вынуждают государственные и местные органы власти искать дополнительные источники финансирования отрасли

За последнее десятилетие ежегодная оплата населением жилищно-коммунальных услуг увеличилась с 5 до 36 млрд грн. Этот постоянный финансовый поток не мог остаться незамеченным для частного бизнеса. Помимо постоянного финансового оборота, инвестиционная привлекательность обусловлена стабильностью спроса на услуги коммунальных предприятий. В тоже время изношенность основных фондов предприятий теплоэнергетики и водоснабжения, задолженность бытовых потребителей в размере 12 млрд грн вынуждают государственные и местные органы власти искать дополнительные источники финансирования отрасли.

ЖКХ – чемодан без ручки

Механизмами для привлечения средств в условиях действующего запрета на приватизацию объектов ЖКХ стали такие виды государственно-частного партнерства как концессия, управление и аренда. Во многом передаче в частные руки водо- и теплоснабжающих предприятий способствовало желание местных властей побыстрее избавиться от «головной боли» по поиску средств на ремонт оборудования и оплату энергоносителей. Однако сдерживание роста тарифов до экономически обоснованного уровня, отсутствие в них инвестиционной составляющей не позволяет инвесторам направлять необходимые средства на модернизацию. С другой стороны отсутствие систем коммерческого учета в жилищном фонде не позволяет потребителям регулировать свои затраты.

Согласно информации Минрегиона, в сфере ЖКХ на принципах государственно-частного партнерства (аренда, концессия, договор совместной деятельности) используются 39 объектов, из них: 14 предприятий теплоэнергетики, 21 водоканал и 4 объекта обработки ТБО. Кроме того, от регионов в профильное министерство поступило 106 предложений относительно передачи объектов коммунальной собственности в аренду, концессию или на основе договора совместной деятельности.
 
«Минрегион согласовывает условия концессионного конкурса и проводит уведомительную регистрацию концессионных договоров. Сами программы развития предприятий утверждаются сессиями городских советов», - сообщил Директор департамента управления систем жизнеобеспечения Минрегиона Станислав Захаров. На сегодня расторгнуто несколько договоров: аренды в Краматорске, договор концессии в Бердянске и находится на стадии расторжения договор концессии в Артемовске, по которым концессионеры не смогли выполнить инвестиционные обязательства.

Читайте также: Приватизация замерзающего тепла

Из всех форм партнерства в мире наиболее распространена концессия, которая эффективно применяется в международной практике более сотни лет. В развивающихся странах на долю концессий приходится порядка 70% контрактов, которые государство заключает в сфере транспортной инфраструктуры, включая железные и автомобильные дороги, морские порты и аэропорты. В Украине некоторые объекты ЖКХ были изначально построены также на условиях концессии, например «Киевводоканал».

Сейчас передача объектов ЖКХ в Украине регулируется рядом нормативно-правовых актов, в том числе законом «Об особенностях передачи в аренду и концессию объектов централизованного водо-, теплоснабжения и водоотведения, которые находятся в коммунальной собственности»  № 2624-17 от 21.10.2010. Согласно закону, договор концессии может определять комплекс дополнительных обязательств концессионера по улучшению качеств оказания услуг и развитию объекта концессии (бизнес-план) сроком как минимум пять лет. Договор концессии заключается на срок до 50 лет, аренды – до 10 лет, хотя сейчас в парламенте готовятся к принятию изменения об увеличении сроков аренды до 50 лет.

Негабаритный груз ответственности

При концессии и аренде имущественный комплекс предприятия передается в управление с правом ведения хоздеятельности. Однако в отличие от арендатора, концессионер заключает с местными властями инвестиционный договор, согласно которому он обязуется инвестировать в развитие предприятия. Но при этом, в отличие от арендатора, действия концессионера не нуждаются в постоянном согласовании с владельцем объекта – территориальной общиной.

Арендатору муниципалитет самостоятельно утверждает план модернизации оборудования на предприятии. Так происходит в Одессе на водоканале, где все решения по реконструкции утверждаются путем принятия планов развития предприятия на сессии горсовета. «Одессводоканал» был взят в аренду  еще в 2003 г. Договор аренды – заключен на 49 лет с частной компанией ООО «Инфокс». Как сообщили в пресс-службе ООО «Инфокс», в городе действует тариф на водоснабжение и водоотведение в размере 4,46 грн за  куб.м. Более 50% в структуре тарифа составляют расходы на электроэнергию. Это связано с тем, что водозабор находится в 40 км от города, и для доставки воды (из-за перепада высот, который достигает 100 м), тратится большое количество электроэнергии. Одесский горсовет самостоятельно привлекает кредиты на крупные ремонты (например, строительство канализационного коллектора) и уже потом передает объект арендатору.

Иная ситуация сложилась в Бердянске, где после резкого повышения тарифов на услуги водоснабжения и многочисленных протестов горсовет расторг договор о концессии из-за невыполнения инвестиционных обязательств. Аналогичная ситуация в Луганской области, где тарифы «Луганскводы» с момента концессии занимают лидирующие позиции в отрасли (7,47 грн за куб.м). Причина высоких затрат – в большой протяженности трубопроводов, остановки больших потребителей воды в лице градообразующих предприятий, износе водопроводов и высоких затратах на электроэнергию из-за перепада высот.

Читайте также: Взгляд со стороны инвестиций

Помимо известных форм государственно-частного партнерства, способствовать притоку частного капитала в отрасль может приватизация предприятий. 12 апреля парламент в целом принял законопроект № 9713 «О внесении изменений в некоторые законы о вопросах приватизации», которым снял мораторий на приватизацию ряда ТЭЦ и разрешил передавать их  в концессию и аренду. Однако замглавы Комитета Верховной Рады по вопросам строительства, градостроения, ЖКХ и региональной политики Юрий Сербин (фракция «БЮТ-Батькивщина») считает, что развитие государственно-частного партнерства в ЖКХ тормозит отсутствие доверия к центральной и местной власти: «Среди крупных инвесторов нет доверия к местной власти, а центральная – не помогает. Что касается концессии ТЭЦ – это тоже возможно, потому что все оборудование очень изношено и нуждается в модернизации».

По мнению старшего аналитика Dragon Capital Дениса Саквы приход мировых компаний на рынок коммунальных услуг сдерживает отсутствие предсказуемости со стороны центральной власти. «Никто не знает, что будет через пять лет. Сегодня правительство устанавливает один тариф, через год – другой. Эффективность концессии ТЭЦ будет зависеть от выполнения инвестиционных обязательств, от того, какие параметры потребления энергии и потерь будут заложены в концессионном договоре», - сообщил аналитик.

Зал ожидания… перемен

Из-за неэффективности государственно-частного партнерства на сегодняшний день многие эксперты сходятся во мнении о необходимости полной передачи объектов природных монополий в частную собственность. Старший аналитик Международного центра перспективных исследований Ильдар Газизуллин считает, что государство должно принять стратегическое решение – либо усовершенствовать законодательство, либо проводить приватизацию объектов ЖКХ. «Концессия и аренда – это мягкие формы государственно-частного партнерства. Намного проще все продать. Потому что концессия и аренда в Украине происходят не в интересах общества, а возникают в результате договоренностей местной власти и бизнеса. Поэтому нам нужно либо продавать  объекты ЖКХ, либо менять законы», - уверен эксперт.

Читайте также: Концессия: без права на ошибку

Впрочем, в Минрегионе считают, что улучшить инвестиционную привлекательность отрасли позволит появление инвестиционной составляющей в тарифе. «Включение в тариф инвестиционной составляющей инициировано Нацкомуслуг, согласовано Минрегионом и будет принято уже в этом году», - сообщил Станислав Захаров. Чиновник допускает приватизацию объектов ЖКХ в теплоэнергетике, но только на этапе генерации тепла. «В ЖКХ должны существовать все формы государственно-частного партнерства. В каждой отрасли своя специфика. Водоканалы нельзя приватизировать и об этом говорит мировая практика. Это связано с особенностями подачи воды (переброска иногда осуществляется на сотни километров) и очисткой стоков, которые в большей степени оказывают влияние на экологическую среду. В теплэнергетике в аренду могут передаваться функции теплогенерации. Передачу тепла следует оставить в муниципальной собственности, потому что те, у кого находятся сети, те и диктуют правила игры. Распределение тепла в домах может передаваться частным  ЖЭКам или ЭСКО. Генерация тепла должна передаться на свободный рынок», сообщил Станислав Захаров.

 Сравнение видов государственно-частного партнерства

 

Контракт на управление

Аренда

Концессия

Форма  собственности

коммунальная

коммунальная

коммунальная/ частная

Капитальные вложения

Государств./ муниципальные

Государств. (муниципальные)/частные

 (по соглашению)

Государств. (муниципальные)/частные

 

Операционная эффективность

ограниченная

свободная

свободная

Новые услуги

не возможны

возможны

возможны

Платежи

ограниченные

свободные

свободные

Стандартный срок

1 – 10 лет

2 – 10 лет

3 – 50 лет

 

Сергей Купин

Решили открыть косметологический кабинет? В этом деле без соответствующего оборудования не обойтись. Вашему вниманию представлены массажные кресла киев. Более детально ознакомиться разнообразием ассортимента, а именно массажных кресел и массажеров для ног, можно на сайте mkreslo.com.ua. Заходите и выбирайте.

 
Комментарии (0)