ГлавнаяПубликацииФинансирование ЖКХПроблемы тарифного регулирования в ЖКХ

Проблемы тарифного регулирования в ЖКХ

Важнейшим условием становления рыночных отношений в системе жилищно-коммунального хозяйства является создание адекватной системы формирования тарифов на жилищно-коммунальные услуги. На каких принципах эта система должна основываться, изучали в У.К.

Значительным источником финансовых ресурсов является снижение издержек на содержание жилищно-коммунальной сферы. Концепция реформы ЖКХ определяет эту задачу как одну из основных. Как показывает международная практика, без совершенствования тарифной политики, без развития конкурентных принципов в сфере предоставления услуг и использования мер антимонопольного регулирования, без обеспечения государственного, муниципального и общественного контроля, к тому же, в условиях недостаточной обеспеченности бюджетными средствами и ограниченной платежеспособности граждан – задачи реформы реализованы не будут.

Экспертные оценки, а также результаты проведенных в некоторых городах проверок на предприятиях-монополистах, свидетельствуют о наличии существенных резервов для снижения затрат в производстве жилищно-коммунальных услуг. По существующим оценкам, снижение затрат на 15-20% может быть достигнуто лишь за счет проведения чисто технических мероприятий: проверок условий заключения и выполнения договоров; обоснованности статей расчета себестоимости, включаемых в переходе на конкурсное размещение заказов. Дальнейшее снижение бюджетных затрат на содержание жилищно-коммунального хозяйства может быть достигнуто за счет модернизации инженерной инфраструктуры, и лишь в самую последнюю очередь за счет повышения доли платежей населения при условии роста благосостояния и платежеспособности граждан.

Читайте также: Как формируется стоимость услуг ЖКХ?

Решение задачи ресурсосбережения способно значительно сократить издержки на содержание жилищно-коммунальной сферы, и тем самым пополнить местные бюджеты финансовыми ресурсами.

Срок окупаемости ресурсосберегающих проектов муниципального уровня составляет 3-5 лет. Однако, большинство муниципальных образований не располагают необходимыми собственными средствами для реализации этих проектов. Создание благоприятных условий для финансирования внедрения ресурсосберегающих технологий представляется целесообразным.

В условиях становления рыночных отношений в систему жилищно-коммунального хозяйства включаются трансформация форм собственности, развитие конкурентных отношений, формирование системы договорных отношений в отрасли и создание социальной политики, направленной на защиту малообеспеченных слоев населения. Важнейшим условием является создание адекватной системы формирования тарифов на жилищно-коммунальные услуги. Это обусловлено тем, что первоочередной задачей реформирования жилищно-коммунального хозяйства является поэтапное сокращение государственных расходов на дотации ЖКХ, что, возможно, осуществить двумя путями: снижением стоимости предоставляемых жилищно-коммунальных услуг и увеличением доли платежей населения за коммунальные услуги. Чтобы соблюсти интересы всех субъектов, тарифная политика должна стать достаточно гибкой и необходимо преодолеть исторически сложившиеся тенденции.

Противоречие между существующей системой тарифного регулирования и требованиями рыночной экономики заключается в том, что у предприятий ЖКХ отсутствует экономическая заинтересованность в реализации своих услуг в соответствии с запросами потребителей в отношении объема, качества и режима потребления услуг. Неподготовленность предприятий ЖКХ к работе в системе рыночных отношений объясняется тем, что в настоящий момент их экономические интересы реализуются при низкой ответственности на всех уровнях управления, что особо наглядно проявляется в существующей тарифной политике.

В условиях планово-распределительной системы, когда плата за энергоресурсы была незначительной, а большинство предприятий существовало безбедно, это не вызывало особых проблем. Сегодня ситуация изменилась. Цены на энергоресурсы приблизились к мировым, а тарифы для предприятий превысили мировые. Положение усугубляется тем, что энергозатраты отечественных предприятий в три раза выше зарубежных, а цены на соответствующую продукцию не превышают мировые.

Система тарифного регулирования должна обеспечивать предприятиям жилищно-коммунального хозяйства необходимый им для реализации производственных и инвестиционных программ объем финансовых ресурсов. Однако в современных условиях такой подход зачастую вступает в противоречие с целями государственной социальной политики. В связи с этим, необходимо, чтобы тарифная политика реализовывала следующие основные принципы:

1. Полное возмещение затрат всем участникам процесса предоставления жилищно-коммунальных услуг конечным потребителям. С экономической точки зрения этот принцип достаточно очевиден – регулируемое предприятие должно получать финансовые ресурсы в объеме, достаточном для компенсации всех произведенных им обоснованных издержек.

Читайте также: Тарифы ЖКХ в европейских условиях

2. Принцип оптимизации интересов всех сторон. Процесс установления тарифов затрагивает интересы большого количества сторон (собственника имущества, регулируемого предприятия, потребителей, инвесторов). Эти интересы противоречивы , и одна из основных задач системы тарифного регулирования – обеспечить в ходе установления тарифа учет и сбалансированность этих интересов. В процессе формирования тарифа на жилищно-коммунальные услуги необходимо найти компромисс между техническими задачами и финансовыми потребностями поставщиков услуг и платежеспособным спросом потребителей.

3. Последовательность и прогнозируемость изменения тарифов. Это требование преследует выполнение трех целей. Во-первых, это создает ситуацию определенности в отношении будущих денежных потоков предприятия, что снижает риски инвестирования в него. Во-вторых, в течение регулируемого периода предприятие может проводить мероприятия по снижению издержек, а полученную экономию расходовать по своему усмотрению. В-третьих, данная мера будет способствовать предсказуемости изменения тарифа на коммунальные услуги для потребителей.

4. Одной из основных проблем существующей системы тарифного регулирования государственных коммунальных предприятий является то, что решение об установлении тарифов зачастую диктуется не столько экономическими причинами, сколько политическими мотивами. Эту проблему можно решить, используя соответствующие принципы и процедуры тарифного регулирования. В первую очередь это достигается повышением открытости процесса формирования и утверждения тарифов.   

 
Комментарии (1)
Sergiy
05 декабря 2013 г. 14:18
Як Ви човна назвете так він і поливе!Закон поганий але він закон!Отже беручись аналізувати проблему необхідно вивчити матеріально - технічну базу.Без цього будуть не правильно поставлені питання та ще гірші надані відповіді.Комунальні послуги не є монопольним видом діяльності і до чого тут антимонополльне регулювання.Виробництво Ж.К.П. термін який не має законодавчого визначення.Отже теплоенергетика та водопостачання закінчуться на межі будинку, а в будинку теплову енергію та питну воду ефективно мають використати співвласники будинку або найнятий для забезпечення комфортних умов проживання субєкт господарської діяльності.Не дотримуючись основних постулатів важко давати рекомендації та коментувати їх актуальність.