ГлавнаяПубликацииВопросы экспертуПроблемы с коммуналкой? Спрашивайте - мы объясним. Выпуск 7

Проблемы с коммуналкой? Спрашивайте - мы объясним. Выпуск 7

ИА «Украина Коммунальная» продолжает цикл еженедельных публикаций в формате вопрос-ответ, в рамках которых наши эксперты дают квалифицированные ответы на запросы читателей об актуальных проблемах и вопросах в сфере ЖКХ.
Новости по теме

Вопрос 25. Гость

Платят ли жители эксплуатационные расходы, если они временно не проживают в квартире?

Ответ юриста

В случае временного отсутствия Потребителя по адресу места жительства (выезд за границу, в другую местность, семейные обстоятельства) при условии предоставления соответствующего документа, подтверждающего уважительность причин отсутствия (удостоверение, медицинская справка о нахождении на лечении и т.п.) ЖЭК обязан осуществить перерасчет и снять начисления за услуги по содержанию придомовой территории за период отсутствия Потребителя. Но такой порядок осуществления перерасчета касается лишь тех случаев, когда вся семья Потребителя отсутствовала по уважительной причине по месту жительства, так как согласно ст. 64 Жилищного кодекса Украины не только наниматель (собственник) квартиры несет ответственность за коммунальные платежи, но и все совершеннолетние члены его семьи несут вместе с ним солидарную ответственность по обязательствам по уплате за предоставленные жилищно-коммунальные услуги. Так что выезд в сельскую местность или на дачу на летний период не является основанием для осуществления перерасчета.

Кроме этого, Жилищным кодексом Украины предусмотрена возможность консервации квартиры (жилого дома) в связи в выездом на длительное время Потребителя (командировки, лечения, отбывания наказания в местах лишения свободы). В этом случае право пользования квартирой сохраняется за Потребителем на весь период его отсутствия, а плата за коммунальные услуги не начисляется по письменному заявлению Потребителя или членов его семьи. Правда эта норма распространяется только на неприватизированные квартиры, в отношении приватизированных действует правило, вывели еще юристы времен Древнего Рима - «собственник несет бремя содержания имущества».

Вопрос 26. Гость

За благоустройство придомовой территории платим по 150 грн с квартиры. Эта работа не выполняется, кому предъявлять претензии?

Ответ юриста

В случае непредоставления или предоставления услуг Исполнителем (ЖЭКом, ГЖЕДом) ненадлежащего качества потребитель имеет право вызвать его представителя для составления и подписания акта-претензии потребителя, в котором отмечаются сроки, виды, показатели нарушений и т.п.. Это право гарантировано ст. 18 Закона Украины «О жилищно-коммунальных услугах» и Типовому договору о предоставлении услуг по содержанию домов и сооружений и придомовых территорий.

В частности, Представитель исполнителя должен явиться по вызову потребителя для подписания акта-претензии не позже чем в течение двух рабочих дней. В случае неприбытия представителя исполнителя в определенный этим договором срок или необоснованного отказа от подписания акт-претензия считается действительным, если его подписали не менее двух других потребители.

Акт-претензия подается исполнителю, который решает в течение трех рабочих дней вопрос о проведении перерасчета платежей или предоставляет потребителю обоснованный письменный отказ в удовлетворении его претензий.

Если же ЖЭК и в дальнейшем не будет выполнять свои обязательства перед потребителем, последний имеет право досрочно прекратить действие Договора о предоставлении услуг по содержанию домов и сооружений и придомовых территорий, мотивировано и письменно предупредив об этом ЖЭК за месяц до даты расторжения. В случае отказа ЖЭКа расторгнуть договор и продолжение начисления платы за содержание придомовой территории спор между сторонами разрешаются в судебном порядке.

В случае если обслуживание придомовой территории осуществляется в рамках деятельности ОСМД или жилищного кооператива, вопрос о некачественности услуг решается на общем собрании совладельцев. В случае обоснованности претензий совладельцев правления ОСМД или кооператива также обязано произвести перерасчет за некачественно предоставленные услуги.

Вопрос 27. Гость

Порядком формирования тарифов, утвержденному постановлением Кабинета Министров Украины от 01.06.2011 № 869 «По обеспечению единого подхода к формированию тарифов на жилищно-коммунальные услуги» не предусмотрено предоставление заключений относительно экономического обоснования тарифов Государственной инспекцией по контролю за ценами. Кроме этого, с 01.11.2011 инспекцию ликвидирован.

Какой орган государственного контроля, на сегодня, осуществляет проверку правильности формирования расчетных тарифов на жилищно-коммунальные услуги и их экономического обоснования для коммунальных предприятий (которые не являются лицензиатами НКРКУ, а получают лицензии в местной государственной администрации) и дает заключение, на основании которого осуществляется подготовка соответствующих проектов решений местного совета.

Ответ юриста

Однозначного ответа на Ваш вопрос дать невозможно, поскольку наши чиновники в своем стремлении «реформировать» систему ЖКХ максимально запутали и сделали еще более непонятным и непрозрачным тарифообразования в коммунальной отрасли.

С одной стороны Вы правы, действительно Порядками формирования тарифов на жилищно-коммунальные услуги, утвержденным постановлением Кабинета Министров Украины от 01.06.2011 № 869 «По обеспечению единого подхода к формированию тарифов на жилищно-коммунальные услуги», не предусмотрено предоставление заключений относительно экономического обоснования тарифов Государственной инспекцией по контролю за ценами или иным контролирующим органом.

С другой стороны, на сегодняшний день является действующим приказ Министерства экономики Украины № 67 от 07.03.2007 года, которым утвержден Порядок предоставления выводов относительно расчетов экономически обоснованных плановых затрат на услуги по централизованному водоснабжению и водоотводу, производству, транспортировке, поставке тепловой энергии, услуги по централизованному отоплению и снабжению горячей воды, услуги по вывозу бытовых отходов, а также техническому обслуживанию лифтов, согласно которому каждое жилищно-коммунальное предприятие обязано прежде чем подавать расчеты тарифов на утверждение соответствующему органу получить выводы об экономической обоснованности уровня тарифов в то же же инспекции и контроля за ценами.

С третьей стороны, функция контроля цен/тарифов на жилищно - коммунальные услуги с 09.07.2010 года, а именно тогда в Закон Украины «О жилищно-коммунальных услугах» были внесены существенные изменения в связи с созданием единого регулятора коммунальных услуг, была возложена на соответствующие областные государственные администрации.

Итак, как видим, на сегодня сложилась правовая коллизия в вопросе проверки обоснованности тарифов, которые подаются на утверждение не лицензиатами НКРРКУ органам местного самоуправления. Коллизии, как правило, решаются либо с помощью практики, в том числе и судебной, либо посредством толкования норм самим государственным органом, выдавшим то или иной нормативный акт.

Как по мне, то в этом случае целесообразно обратиться в Кабинет Министров Украины, НКРРКУ, Министерство экономики Украины с письмами о разъяснении действующих нормативно-правовых актов в отношении вопроса кто должен давать заключения об обоснованности тарифов. Если ответов не будет в установленные законом сроки, или ответы будут отличаться - можно смело утверждать тарифы в соответствующем местном совете, поскольку у Вас на руках будут все подтверждающие документы о попытке согласовать уровень тарифов с контролирующими органами.

От редакции:

Уважаемые пользователи портала ИА «Украина Коммунальная»! Если на ваши вопросы, которые вы ставили нашим экспертам ранее, не были даны ответы, обязательно напоминайте нам о них.

Все публикации цикла «Спрашивайте - мы объясним» читайте здесь.

 
Комментарии (0)