ГлавнаяПубликацииВысшая лига ЖКХСергей Титенко - руководитель эпохи перемен

Сергей Титенко - руководитель эпохи перемен

В этом материале речь пойдет о человеке, который уже несколько лет возглавляет государственный регулятор, от решений которого во многом зависит состояние газовой и энергетической отраслей.

В Украине все граждане знают как зовут Президента или Премьера, большинство ориентируется в том, кто и какое министерство возглавляет. Но совсем немногие знают руководителей тех центральных органов, от которых напрямую зависит уровень работы систем жизнеобеспечения.

В этом материале речь пойдет о человеке, который уже несколько лет возглавляет государственный регулятор, от решений которого во многом зависит состояние газовой и энергетической отраслей. Кроме того, этот человек имел и имеет огромное влияние на реформирование и структурирование систем тепло-и водоснабжения. Сергей Титенко не носит публичного громкого звания «главного энергетика страны», медиа уже давно успели «инкриминировать» ему связь с Андреем Клюевым. Может это так и есть ...

Лично для «У.К.», которая встретилась с Сергеем Титенко во время интервью в феврале, это был один из немногих руководителей, который продемонстрировал доскональные знания своей отрасли, готовность содержательно и основательно отвечать даже на самые трудные вопросы. Сергея Титенко по праву можно назвать человеком, который знает куда он идет и зачем.

Родился Сергей Титенко в городе Голая Пристань Херсонской области 22 июля 1954 года. В 1977 году окончил Донецкий политехнический институт. Трудовую деятельность Сергей Михайлович начал как горный нормировщик шахты им. Калинина Донецкого производственного объединения по добыче угля. С 1977 по 1998 годы господин Титенко занимался научной и преподавательской деятельностью, получил степень кандидата экономических наук и некоторое время даже заведовал кафедрой в Донецком техническом университете.

С 1998 года начинается работа Сергея Титенко на государственной службе: сначала в должности заместителя начальника и начальника управления Минуглепрома, впоследствии - в качестве эксперта службы первого вице-премьер-министра. В 2000 - 2001 годах он проработал начальником управления, заместителем генерального директора по корпоративному развитию и стратегическому планированию ОАО «Укрподшипник». С 2001 года господин Титенко снова на государственной службе в качестве советника премьер-министра. В 2002 - 2004 годах и 2005 - 2007 годах работает в Министерстве топлива и энергетики, на должностях заместителя и первого заместителя министра.

От Верховной Рады - до «Киевэнерго»

В 2007 году Сергей Титенко был избран народным депутатом по списку Партии регионов. Находясь на должности первого заместителя председателя Комитета Верховной Рады по вопросам ТЭК, ядерной политики и ядерной безопасности, депутат провел к принятию шесть нормативно-правовых актов. В том числе, по его инициативе были внесены изменения в Закон «О мерах, направленных на обеспечение постоянного функционирования предприятий топливно-энергетического комплекса» (2008 год). Этот документ вызвал немало нареканий, а оргкомитет Украинского Хельсинского Союза даже внес его авторов в свой «антирейтинг 2009 года» за ограничение прав работников угольной отрасли на получение выплаты задолженности по зарплате. Вместе с тем, заведующий секретариатом Комитета Олег Дудкин отметил, что именно профильный комитет единогласно проголосовал за вынесение на рассмотрение изменений в этот Закон, которые восстанавливают нарушенные права шахтеров. «Подготовлены народным депутатом, членом Комитета господином Титенко изменения в Закон обеспечивают исполнение судебных решений о взыскании задолженности по заработной плате и других выплат, принадлежащих работникам угольной отрасли», - отметил он в письме к УГС.

В 2008 году Сергею Титенко пришлось заниматься делами ПАО «Киевэнерго» в качестве председателя правления акционерной компании. Приоритетами своей деятельности тогдашний руководитель называл улучшение производственных и финансовых показателей работы, реализацию проектов по модернизации и технической реконструкции производственных мощностей. «Инфраструктура Украины, включая энергообъекты, должна соответствовать уровню развитых европейских стран», - заявлял он.

Отдельную роль в биографии чиновника занимает работа в Национальной комиссии, регулирующая сферу электроэнергетики Украины (НКРЭ), которую Сергей Титенко возглавлял трижды: в 2004 - 2005 годах; в 2007 году, и которой руководит сейчас с марта 2010 года. Сам факт назначения Сергея Михайловича на эту должность многие эксперты и политики объясняли близостью к тогдашнему вице-премьеру Андрею Клюеву. «Хотя Сергея Титенко и называют равноудаленной кандидатурой, нельзя забывать, что он работал в ОАО «Укрподшипник» и он сохраняет лояльность к Андрею Клюеву», - заявлял в 2007 году народный депутат Михаил Волынец (БЮТ). С этим фактом частично связывали и установление в Украине одни из самых высоких в Европе тарифов на «зеленую» энергетику, что якобы отвечало интересам «солнечного» бизнеса братьев Клюевых, сообщает портал vlasti.net.

Руководитель эпохи перемен

Именно на период руководства НКРЭ Сергеем Титенко, пришлась реорганизация и преобразование этого органа в Национальную комиссию, осуществляющим государственное регулирование в сфере энергетики. Новый статус НКРЭ чиновник характеризует следующим образом: «Если раньше наша комиссия была центральным органом исполнительной власти со специальным статусом, то теперь все без исключения регуляторы представляют собой государственный коллегиальный независимый орган. То есть, в основе его работы лежит принцип равенства: все члены комиссии равны между собой. Это фактически означает, что члены комиссии не являются моими заместителями, и каждый из них может заблокировать то или иное решение на заседании. Впрочем, решение комиссии принимается по соглашению большинства», - разъяснял чиновник в интервью «У.К.».

Среди причин реорганизации и создания в качестве отдельного органа Национальной комиссии, осуществляющим государственное регулирование рынка коммунальных услуг эксперты называют неспособность регулятора справиться с тарифами на услуги ЖКУ. Вместе с тем, несмотря на смену правовой базы, организации по-прежнему подотчетны около тысячи лицензиатов в области электроэнергетики, теплоснабжения, нефтегазового комплекса и т.д.

Изменения коснулись не только внешней организации этого органа, много инициатив было реализовано и при участии самого господина Титенко. Одной из них стало установление равных условий транспортировки газа по отечественной газотранспортной системе для всех участников рынка, путем принятия решений о порядке доступа к ГТС и определения квалификации потребителей. Согласно постановлению НКРЭ все субъекты рынка природного газа будут иметь возможность получать на равных и не дискриминационных условиях услуги по транспортировке, распределению, хранению, поставки природного газа и услуг по присоединению к газовым сетям.

По убеждению эксперта Института энергетических исследований Юрия Корольчука, это решение уменьшит влияние «Газпрома» на газовом рынке Украины, а определение квалифицированных потребителей поставит крест на монополии облгазов в сфере поставок газа всем категориям потребителей. «Это решение позволяет компаниям, которые будут добывать газ в Украине, надеяться на его гарантированный экспорт из страны «Укртрансгазом». По сути, транзитер не сможет отказать им в прокачке газа и его хранении в подземных газовых хранилищах», - убежден директор Института энергетических исследований Дмитрий Марунич.

Предпосылкой для того, чтобы потребители могли сами выбирать поставщика, является наличие рынка газа, которого на сегодняшний день в Украине нет, считает член парламентского Комитета по вопросам ТЭК Александр Гудыма (БЮТ-Батькивщина). По его словам говорить о гражданах, «имеющих статус квалифицированных потребителей - утопия».

В 2011 году НКРЭ, путем отмены дублирующих друг друга документов, значительно сократила количество необходимых для получения лицензий справок и свидетельств (на целых 33 единицы). Одновременно от регулятора исходил еще ряд непопулярных инициатив. Одна из которых - введение дифференцированных тарифов для разных категорий потребителей. В частности, выделение в отдельную тарифную группу тех, кто использует от 150 до 800 кВт*ч в месяц, и тех, кто потребляет более 800 кВт*ч, с соответствующим увеличением тарифа. Сам Сергей Титенко говорит, что тарифы для населения лишь на половину покрывают расходы. «Цена для бытовых абонентов должна быть выше, чем для промышленного потребителя. Это связано с тем, что население потребляет отдаленную по расстоянию энергию, и имеет максимальный коэффициент потерь электроэнергии. Во всем мире, в том числе и во многих странах СНГ, цены на электроэнергию для граждан выше, чем для промышленности», - убежден глава госрегулятора.

Так, за время руководства НКРЭ Сергем Титенко удалось реализовать немало инициатив. Часть из них вызвала одобрительные отзывы экспертов и участников рынка. Остальные -  продолжают ждать надлежащей оценки, которую может дать только время и опыт их реализации, как, например, недавно принятый совместными усилиями закон № 4998-VI, который предусматривает изменения в действующий закон «О естественных монополиях». Документом введено так называемое стимулирующее регулирование тарифов на услуги естественных монополистов. «С ведением стимулирующих тарифов, компания сама будет планировать свои инвестиции в модернизацию, проведение ремонтов, расходы и т.д. То есть, у компании появятся реальные экономические стимулы как для инвестиций в развитие, так и для снижения своих затрат на производство услуг», - прогнозирует господин Титенко.

 

Реклама: Внимание. Спешите. На страницах интернета действует акция. Уникальное предложение, которое заинтересует каждого. Вашему вниманию представлен салон Lexus, именно тут представлен огромный ряд моделей автомобилей. Заходите и делайте свой выбор.

 
Комментарии (0)