ГлавнаяПубликацииАналитикаЧто ждет ЖКХ после войны?

Что ждет ЖКХ после войны?

Уже 4 месяца на востоке Украины продолжается АТО по уничтожению незаконных вооруженных формирований. За это время из локальных стычек АТО превратилась в настоящую войну с многочисленными человеческими жертвами и разрушениями объектов инфраструктуры.

По данным Донецкой ОГА жилищный фонд в городах, где происходили вооруженные столкновения, разрушен на 60%, отдельные поселки, такие как Металлист в Донецкой области и Новосветловка Луганской области разрушены полностью. В ходе боев 115 зданий учебных заведений повреждены в Донецкой области, 112 - в Луганской области. Нанесен значительный ущерб инфраструктуре Донбасса: взорванные мосты, парализовано железнодорожное и авиасообщение, остановлены грузоперевозки. По информации "Укрзализныци", 187 объектов Донецкой, Южной и Приднепровской железных дорог повреждены. В Луганске, по данным на конец июля, повреждено 18 км контактных линий электротранспорта, 26 км линий электропередач, 18 тыс кв. м дорожного полотна. В целом же украинской власти нужно найти дополнительные 20 млрд гривен, чтобы восстановить разрушенный террористами Донбасс. Такую цифру обнародовало Минсоцполитики в проекте Программы создания рабочих мест и стабилизации занятости в Донецкой и Луганской областях на период до 2017 года.

Понятно, что для государственного бюджета Украины в его нынешнем состоянии дополнительные расходы в 20 млрд грн. является непосильным бременем. Поэтому Президент Украины Петр Порошенко начал работу по созданию специального фонда по восстановлению инфраструктуры Донбасса. «Это будут не только средства украинского бюджета, не только благотворительные взносы, которые мы пытаемся сейчас организовать, но и большинство европейских стран, США, Великобритания, Япония согласились сделать взносы, которые будут состоять из десятков миллионов долларов, евро и фунтов», - сказал Порошенко, выразив надежду, что это даст возможность уменьшить нагрузку на экономику.

Читайте также: Донецк ограничили в водоснабжении

Как успешный бизнесмен в прошлом, Президент Порошенко не может не понимать, что западный инвестор не придет в Украину и не будет инвестировать средства в восстановление инфраструктуры Донбасса без прозрачных и понятных, а главное, взаимовыгодных условий ведения бизнеса и инвестирования средств. При этом роль украинской власти должна сводиться к обеспечению режима максимального благоприятствования путем «мягкой» налоговой политики и разумной государственной программы «дерегуляции», чтобы инвестор был уверен, что ему не будет нужно платить необоснованные штрафы, тратить средства и время на преодоление многочисленных бюрократических процедур, бесконечных разрешений или запретов, материального поощрения чиновников, иначе говоря, взяток.

Кабинет Министров Украины предлагает два документа, которые должны повысить инвестиционную привлекательность Украины, однако они противоречат друг другу. Проект Закона Украины «О внесении изменений в Закон Украины «Об инвестиционной деятельности», подготовленный Министерством экономического развития и торговли Украины, предусматривает упрощение процедуры государственного инвестирования и получения государственной поддержки для инвестиционных проектов стоимостью до 25 млн грн. Чтобы они могли рассчитывать на помощь государства, потребуется лишь проведение государственной оценки, предусмотренной правительством, без расчета обязательного экономического эффекта от реализации проекта. Для проектов стоимостью более 25 млн грн необходимо будет также проведение специальной государственной экспертизы. Однако, как и ранее, отбор инвестпроектов будет осуществляться на конкурсной основе по закрытой процедуре специальной комиссией на основании данных Госреестра инвестиционных проектов, то есть боремся с коррупцией, легализуя ее.

В то же время на рассмотрение Верховной Рады Украины правительством было передано законопроект №4101а «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно налогообложения доходов от капитала», которым предлагалось отменить льготное налогообложение дохода, который выплачивается компанией, управляющей активами института совместного инвестирования, и установить общий режим налогообложения по ставке 18%. Однако, народные депутаты не поддержали такую правительственную инициативу, поэтому в законопроекте, принятом в целом как Закон Украины «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и некоторых других законодательных актов Украины относительно пассивных доходов» № 1588-VII, льготная ставка налога на прибыль в размере 15% применяется, кроме прочего, также с дохода, который выплачивается компанией, управляющей активами института совместного инвестирования.

Очевидно, что сохранение льготного режима налогообложения институтам совместного инвестирования - это большой плюс и четкий сигнал потенциальным инвесторам. Однако, не лучше ли было бы тем частным иностранным и отечественным инвесторам, которые будут готовы за свой счет отстроить инфраструктру на Донбассе, на несколько лет предоставить полное освобождение от налогов?

Из-за постоянных обстрелов объектов водо- и теплоснабжения существует реальная проблема с водоснабжением и началом отопительного сезона в пострадавших от военных действий в городах и поселках Луганской и Донецкой областей. По данным компании «Вода Донбасса» боевые действия продолжаются, не дают возможности включить в работу Новостожковский водопроводный узел, поэтому на город Торез подается 10% от суточной потребности. Как и ранее Южно-донбасский водопровод не работает из-за отсутствия электроснабжения насосной станции первого подъема, в результате нет возможности подать воду на Великоанадольскую и Красноармейскую фильтровальные станции. Воды нет в Волновахе, Угледаре и рядом расположенных поселках, а также в Красноармейске. Донецкая фильтровальная станция не работает, поэтому нет воды в Ясиноватой, Авдеевке, Красногоровке. Почти месяц без централизованного водоснабжения и водоотведения остается город Луганск. Разрушены котельные местных теплокоммунэнерго, сорвана подготовка к отопительному сезону. Восстановление систем водоснабжения и теплоснабжения на Донбассе только за счет государственного бюджета является невозможным, поэтому уже сейчас необходимо понимать, что без привлечения инвестиций извне восстановления жизнеобеспечения на Донбассе является невозможным, поэтому властям следует максимально упростить процедуру передачи объектов водо- и теплоснабжения в концессию или в аренду и освободить от налогообложения концессионные предприятия.

Однако, понимание властью необходимости упрощения получения коммунального предприятия в концессию пока не произошло. Наоборот, считая, что доверие общества к концессионеров в Украине подорвано, народным депутатом Кальцевым С.Ф. 12 августа был зарегистрирован законопроект №4483а, которым предлагается внести изменения в Закон Украины «Об особенностях передачи в аренду или концессию объектов в сферах теплоснабжения, водоснабжения и водоотвода, находящихся в коммунальной собственности» (относительно качества услуг и эффективности использования объектов аренды и концессии) и положить на концессионера дополнительные обязательства, дополнив существенные условия концессионного договора следующими разделами:

- Порядок определения качества и измерения объемов коммунальных услуг;

- Порядок фиксации ненадлежащего качества коммунальных услуг;

- Минимальный размер ежегодного снижения расходов энергоресурсов (в натуральных единицах) на единицу производимой продукции (услуг);

- Минимальный размер ежегодного снижения потерь и технологических расходов питьевой воды и/или тепловой энергии (в натуральных единицах) на единицу продукции (услуг).

Читайте также: Тысячи дончан без газа

Оценивая предложенные народным депутатом изменения, директор ООО «Белаяцерковьвода» Ольга Бабий подвергает сомнению их целесообразность и эффективность в современных условиях. «Кроме минимального размера ежегодного снижения энергозатрат, другие изменения, что предлагаются нардепом Кальцевым С.Ф. являются абсолютно недееспособными и не дадут никаких положительных сдвигов для контроля работы концессионера, ведь не содержат в себе конкретных механизмов реализации функции контроля, - считает Ольга Бабий. Большинство вопросов по контролю качества питьевой воды урегулированы другими нормативными актами, стандартами и ДСанПін 2.2.4-171-10. Зачем изобретать велосипед народным избранникам - непонятно».

Следовательно, правительству нужно решиться и выработать четкий, сбалансированный и креативный план по восстановлению Донбасса, максимально упростить доступ частного капитала к проектам восстановления инфраструктуры, которая разрушена военными действиями, предложить максимально благоприятные условия налогообложения совместным инвестиционным предприятиям, потому что иначе мы рискуем после завершения антитеррористической операции сохранить территорию, но она просто будет зоной отчуждения, пустыней. Надеюсь, что наше правительство задумывается об этом.

 

 
Комментарии (0)