Получатели субсидий на приобретение сжиженного газа и твердого бытового топлива — особая «каста» населения. Только ей с 2002 года проводятся выплаты деньгами. При этом формально жители неблагоустроенных многоэтажек и негазифицированных сел окружены двойной заботой. У них есть право на уменьшение платы за коммунальные услуги и затраты на покупку топлива. Но это в теории.
На практике все иначе. В прошлом году чиновники отказали каждому десятому. По данным Госстата, за субсидиями на топливо обратились 310 тысяч украинцев. В процессе рассмотрения 9% заявлений отсеяли. И это еще по-божески. В 2010 году субсидии на уголь получили лишь 72% претендентов, в 2005 году — 82%. На местах и вовсе случаются чудеса. Например, в Оржицком районе Полтавской области за 10 месяцев 2014 года заявления на получение субсидий подали 266 граждан, но назначены выплаты лишь 144. В Таращанском районе Киевской области за аналогичный период субсидии выдали 120 гражданам, хотя обращалось — 154. Такое количество отказов объясняется не столько отношением чиновников к заявителям, сколько жесткими условиями предоставления государственной денежной помощи.
Главная преграда — уровень доходов семьи. «Угольные» субсидии назначаются по общим правилам, с расчетом обязательного размера платежа. Разница лишь в том, что не на полгода, а на год. При этом претендовать на них могут граждане, дома которых не обеспечены электро-, тепло- или газоснабжением для отопления.
И все бы ничего, но нормативы обеспечения граждан углем, в пределах которых предоставляются субсидии, мягко говоря, скромные. Субсидия назначается из расчета 2 тонны угля в год на домохозяйство. Причем цена на уголь также устанавливается нормативно.
«Веселая» арифметика
Формально главные «дирижеры» топливных субсидий - местные власти. Но фактически у них механическая функция, ведь принципы и формулы расчета «угольных» нормативов едины для всей страны — регламентированы постановлением Кабмина №356 от 23 апреля 2012 года. Согласно документу, они рассчитываются простым арифметическим действием: умножением нормативной цены 2012 года (950 грн за тонну) на сотые доли прогнозных индексов потребительских цен 2013 и 2014 года.
На практике цены в разных регионах отличаются, ведь правительство периодически корректирует индексы. К примеру, до 5 апреля в Украине действовал прогнозный индекс на 2014 год в размере 108,3, с 5 апреля — 108,5. Поэтому губернаторы Херсонской и Донецкой областей на 2014 год установили нормативную цену угля в 1078,23 грн и 1078,24 грн (решения принимались в начале весны), а губернатор Черновицкой области - в 1080,22 грн (решение принято после корректировки прогнозного индекса). Не обходится и без «дефектов исполнителей». Так, губернатор Киевской области распоряжение об установлении натуральных норм обеспечения населения твердым топливом издал в июле, но расчеты в документе, судя по всему, проведены без учета обновленного индекса. Цена на уголь установлена в размере 1078,25 грн. В Виннице норматив и вовсе особенный — 1038,35 грн (как получен — загадка).
Помощь для избранных
Но беда не в кривой арифметике. По большому счету не принципиально, во сколько оценивать тонну угля в 2014 году — 1080, 1078 или даже 1038 грн за тонну. Проблема в низких нормах потребления. Согласно постановлению №356, 2 тонны — это минимальная норма, местные власти вправе проявить инициативу. Однако никто не спешит. Вот и получается, что соблюсти установленные требования для получения субсидий на уголь могут далеко не все семьи даже с невысокими доходами. Статистика это подтверждает. Получателей «угольных» выплат намного меньше — почти в 6 раз, чем получателей обычных субсидий — на жилищно-коммунальные услуги. И причина не в преобладании городского населения и благоустроенного жилища. До недавнего времени претендовать на «угольные» субсидии могли лишь семьи, которым не хватает 10% или 15% годового дохода для приобретения 2 тонн угля по нормативной цене.
Без особого труда выполнить эти условия могли только одинокие пенсионеры с невысокими пенсиями. Так, для получения субсидии при нормативной цене угля в 1000 грн за тонну нужно иметь пенсию не выше 1665 грн с условием отсутствия дополнительных доходов. При размере пенсии в 1400 грн рядовой одинокий пенсионер в 2013 году мог претендовать на «топливную» субсидию около 300 грн, при пенсии в 1200 грн — примерно на 550 грн и т. п. Большинству семей пенсионеров из двух человек субсидия на уголь не полагалась, как и семьям с трудоспособными гражданами.
Пай — топливу не друг
Усугубляет это положение то, что владельцам земельных паев и участков автоматически начисляется доход, который учитывается при расчете субсидий. «Огородные» нормативы невысоки. Со стандартных 6 соток земли годовой доход начисляется в десятки гривен, максимум — в 100-140 грн.
С паями — сложнее. Например, в Запорожской области нормативный годовой доход с одного гектара пая в 2014 году — от 566,6 грн до 732,6 грн. Но чаще годовой доход от паев рассчитывается в размере 3% от их стоимости. А это уже — тысячи гривен. Так, в Кривоозерском районе Николаевской области нормативный доход от пая в 2014 году — от 1514,6 грн до 3195,8 грн. Поэтому большинству владельцев земельных паев с «угольными» субсидиями «не по пути».
Не положены субсидии на топливо и семьям, в составе которых есть работоспособные граждане без трудового дохода и учета в службе занятости последние 3 месяца. Не секрет, что в селах такие семьи — не редкость.
Как следствие, социальная поддержка населения на селе «поет романсы», реальных стимулов для удержания «молодых и работящих» нет, поэтому остаются старики, а молодежь мигрирует в города.
Ветер перемен
Ситуация кардинально изменилась в октябре, со вступлением в силу новых правил назначения субсидий. Нововведения затронули всех, в том числе получателей «топливных» субсидий. Теперь размер обязательного платежа рассчитывается по специальной формуле. Суть проста: чем меньше средний доход на одного члена семьи — тем меньше процент обязательного платежа. При этом и для пенсионеров, и для работоспособных граждан правила одинаковы.
Проиграли от этого лишь некоторые одинокие пенсионеры. Так, по старым правилам при нормативной стоимости угля в 1080 грн символическое право на получение «угольной» субсидии в 1,2 гривен имели бы граждане с пенсиями в 1799 грн. Сейчас аналогичную субсидию можно получить при размере пенсии в 1680 грн.
Зато возможности семей из нескольких человек и работоспособных граждан значительно расширены. У семьи из двух трудоспособных граждан со средним доходом на человека в размере прожиточного минимума – 1176 грн, — теперь есть право на получение «утешительной» субсидии в около 40 грн. Размер обязательного платежа для нее установлен на уровне 7,5% годового дохода, а не 15% как раньше.
Справедливости ради отметим, не все «угольные» выплаты символические. По данным Госстата, в октябре средний размер субсидии для возмещения затрат на приобретение сжиженного газа и твердого печного бытового топлива составил 916,2 грн.
К сожалению, даже такие субсидии уже нельзя назвать реальной социальной защитой. За последние месяцы стоимость угля выросла в несколько раз, а угольные нормативы остались прежними.
Прогнозный индекс потребительских цен на 2015 год уже известен, он утвержден постановлением Кабмина №404 от 27 августа — 110,9. Это значит, в следующем году «угольные» субсидии будут назначаться из расчета 1197,97 грн за тонну угля. С учетом того, что уже сейчас реальная стоимость угля в среднем – в два раза выше, у потенциальных получателей субсидий мало поводов для оптимизма. Возвращается формула девяностых: чем дороже уголь, тем больше придется экономить на тепле.
Валентин Хорошун, специально для ИА «Украина Коммунальная»
Делай людям добро. Данное выражение помогает нам смотреть на мир с улыбкой. Знать, что люди помогут тебе не зависимости от степени родства. Элеврус - это Международный фонд взаимопомощи. Более детально ознакомиться с информацией можно на сайте elevrus-fund.com.