ГлавнаяПубликацииФинансирование ЖКХСубсидии не спасут от дорогого угля

Субсидии не спасут от дорогого угля

Чем дороже уголь, тем актуальнее субсидии на его покупку. Государство не забыло о гражданах с минимальным доходом, с октября им положены «угольные» субсидии в большем размере. Однако реальный уровень социальной защиты населения не вырос, а даже снизился

Получатели субсидий на приобретение сжиженного газа и твердого бытового топлива — особая «каста» населения. Только ей с 2002 года проводятся выплаты деньгами. При этом формально жители неблагоустроенных многоэтажек и негазифицированных сел окружены двойной заботой. У них есть право на уменьшение платы за коммунальные услуги и затраты на покупку топлива. Но это в теории.

На практике все иначе. В прошлом году чиновники отказали каждому десятому. По данным Госстата, за субсидиями на топливо обратились 310 тысяч украинцев. В процессе рассмотрения 9% заявлений отсеяли. И это еще по-божески. В 2010 году субсидии на уголь получили лишь 72% претендентов, в 2005 году — 82%. На местах и вовсе случаются чудеса. Например, в Оржицком районе Полтавской области за 10 месяцев 2014 года заявления на получение субсидий подали 266 граждан, но назначены выплаты лишь 144. В Таращанском районе Киевской области за аналогичный период субсидии выдали 120 гражданам, хотя обращалось — 154. Такое количество отказов объясняется не столько отношением чиновников к заявителям, сколько жесткими условиями предоставления государственной денежной помощи.
 
Главная преграда — уровень доходов семьи. «Угольные» субсидии назначаются по общим правилам, с расчетом обязательного размера платежа. Разница лишь в том, что не на полгода, а на год. При этом претендовать на них могут граждане, дома которых не обеспечены электро-, тепло- или газоснабжением для отопления. 
 
И все бы ничего, но нормативы обеспечения граждан углем, в пределах которых предоставляются субсидии, мягко говоря, скромные. Субсидия назначается из расчета 2 тонны угля в год на домохозяйство. Причем цена на уголь также устанавливается нормативно.

«Веселая» арифметика

Формально главные «дирижеры» топливных субсидий - местные власти. Но фактически у них механическая функция, ведь принципы и формулы расчета «угольных» нормативов едины для всей страны — регламентированы постановлением Кабмина №356 от 23 апреля 2012 года. Согласно документу, они рассчитываются простым арифметическим действием: умножением нормативной цены 2012 года (950 грн за тонну) на сотые доли прогнозных индексов потребительских цен 2013 и 2014 года. 
 
 
На практике цены в разных регионах отличаются, ведь правительство периодически корректирует индексы. К примеру, до 5 апреля в Украине действовал прогнозный индекс на 2014 год в размере 108,3, с 5 апреля — 108,5. Поэтому губернаторы Херсонской и Донецкой областей на 2014 год установили нормативную цену угля в 1078,23 грн и 1078,24 грн (решения принимались в начале весны), а губернатор Черновицкой области - в 1080,22 грн (решение принято после корректировки прогнозного индекса). Не обходится и без «дефектов исполнителей». Так, губернатор Киевской области распоряжение об установлении натуральных норм обеспечения населения твердым топливом издал в июле, но расчеты в документе, судя по всему, проведены без учета обновленного индекса. Цена на уголь установлена в размере 1078,25 грн. В Виннице норматив и вовсе особенный — 1038,35 грн (как получен — загадка). 

Помощь для избранных

Но беда не в кривой арифметике. По большому счету не принципиально, во сколько оценивать тонну угля в 2014 году — 1080, 1078 или даже 1038 грн за тонну. Проблема в низких нормах потребления. Согласно постановлению №356, 2 тонны — это минимальная норма, местные власти вправе проявить инициативу. Однако никто не спешит. Вот и получается, что соблюсти установленные требования для получения субсидий на уголь могут далеко не все семьи даже с невысокими доходами. Статистика это подтверждает. Получателей «угольных» выплат намного меньше — почти в 6 раз, чем получателей обычных субсидий — на жилищно-коммунальные услуги. И причина не в преобладании городского населения и благоустроенного жилища. До недавнего времени претендовать на «угольные» субсидии могли лишь семьи, которым не хватает 10% или 15% годового дохода для приобретения 2 тонн угля по нормативной цене. 
 
Без особого труда выполнить эти условия могли только одинокие пенсионеры с невысокими пенсиями. Так, для получения субсидии при нормативной цене угля в 1000 грн за тонну нужно иметь пенсию не выше 1665 грн с условием отсутствия дополнительных доходов. При размере пенсии в 1400 грн рядовой одинокий пенсионер в 2013 году мог претендовать на «топливную» субсидию около 300 грн, при пенсии в 1200 грн — примерно на 550 грн и т. п. Большинству семей пенсионеров из двух человек субсидия на уголь не полагалась, как и семьям с трудоспособными гражданами.  

Пай — топливу не друг

Усугубляет это положение то, что владельцам земельных паев и участков автоматически начисляется доход, который учитывается при расчете субсидий. «Огородные» нормативы невысоки. Со стандартных 6 соток земли годовой доход начисляется в десятки гривен, максимум — в 100-140 грн.
 
С паями — сложнее. Например, в Запорожской области нормативный годовой доход с одного гектара пая в 2014 году — от 566,6 грн до 732,6 грн. Но чаще годовой доход от паев рассчитывается в размере 3% от их стоимости. А это уже — тысячи гривен. Так, в Кривоозерском районе Николаевской области нормативный доход от пая в 2014 году — от 1514,6 грн до 3195,8 грн. Поэтому большинству владельцев земельных паев с «угольными» субсидиями «не по пути». 
 
Не положены субсидии на топливо и семьям, в составе которых есть работоспособные граждане без трудового дохода и учета в службе занятости последние 3 месяца. Не секрет, что в селах такие семьи — не редкость. 
 
Как следствие, социальная поддержка населения на селе «поет романсы», реальных стимулов для удержания «молодых и работящих» нет, поэтому остаются старики, а молодежь мигрирует в города. 

Ветер перемен

Ситуация кардинально изменилась в октябре, со вступлением в силу новых правил назначения субсидий. Нововведения затронули всех, в том числе получателей «топливных» субсидий. Теперь размер обязательного платежа рассчитывается по специальной формуле. Суть проста: чем меньше средний доход на одного члена семьи — тем меньше процент обязательного платежа. При этом и для пенсионеров, и для работоспособных граждан правила одинаковы. 
 
 
Проиграли от этого лишь некоторые одинокие пенсионеры. Так, по старым правилам при нормативной стоимости угля в 1080 грн символическое право на получение «угольной» субсидии в 1,2 гривен имели бы граждане с пенсиями в 1799 грн. Сейчас аналогичную субсидию можно получить при размере пенсии в 1680 грн. 
 
Зато возможности семей из нескольких человек и работоспособных граждан значительно расширены. У семьи из двух трудоспособных граждан со средним доходом на человека в размере прожиточного минимума – 1176 грн, — теперь есть право на получение «утешительной» субсидии в около 40 грн. Размер обязательного платежа для нее установлен на уровне 7,5% годового дохода, а не 15% как раньше. 
 
Справедливости ради отметим, не все «угольные» выплаты символические. По данным Госстата, в октябре средний размер субсидии для возмещения затрат на приобретение сжиженного газа и твердого печного бытового топлива составил 916,2 грн. 
 
К сожалению, даже такие субсидии уже нельзя назвать реальной социальной защитой. За последние месяцы стоимость угля выросла в несколько раз, а угольные нормативы остались прежними. 
 
Прогнозный индекс потребительских цен на 2015 год уже известен, он утвержден постановлением Кабмина №404 от 27 августа — 110,9. Это значит, в следующем году «угольные» субсидии будут назначаться из расчета 1197,97 грн за тонну угля. С учетом того, что уже сейчас реальная стоимость угля в среднем – в два раза выше, у потенциальных получателей субсидий мало поводов для оптимизма. Возвращается формула девяностых: чем дороже уголь, тем больше придется экономить на тепле.
 
Валентин Хорошун, специально для ИА «Украина Коммунальная» 
 

Делай людям добро. Данное выражение помогает нам смотреть на мир с улыбкой. Знать, что люди помогут тебе не зависимости от степени родства. Элеврус - это Международный фонд взаимопомощи. Более детально ознакомиться с информацией можно на сайте elevrus-fund.com.

 
Комментарии (1)
Андрій
19 декабря 2014 г. 21:33
Людина звільнена з роботи ще у 2011 році з державної установи за п.1 ст.40 КЗпП за розпорядженням державних органів про "ліквідацію" цієї установи і не працевлаштована, тобто не має ніякого доходу саме з ініціативи держави. "Ліквідована " держустанова лише змінила код ЄДРПОУ, робоче місце звільненого працівника не скорочувалось. Більш того, на це робоче місце був прийнятий пенсіонер. Рік перебування на обліку у центрі зайнятості не дав позитивного результату. Тепер, у 2014 році, у наданні житлової субсидії цій людині відмовляють, тому що вона не працює. На усі доводи і докази, що вона не працює за розпорядженням державних органів ( тобто, фактично держава вирішила, щоб ця людина не працювала), можна почути роз"яснення посадовців, що це не має ніякого значення. Отже, не працює -- значить субсидії немає. Тоді ця людина звертається по так звану компенсацію, але ті самі посадовці рахують, що вона має дохід на рівні прожиткового мінімуму, тобто 1218 грн. на місяць, тобто, компенсації також немає. Виходить, що держава фактично забрала у цієї людини засоби існування, але на папері приписує їх наявність. Хіба це не очевидне шахрайство?