ГлавнаяКолонкиАналитикаПротиворечивые вопросы в адрес Нацрегулятора

Противоречивые вопросы в адрес Нацрегулятора

Например, на последнем заседании Нацрегулятора 30 сентября новые тарифы не утверждали. Речь шла о корректировке старых цен на тепло для бюджетников и прочих потребителей, с учетом повышения цен на газ, которые были утверждены НКРЭ. Стоит признать, что НКРКУ специфику коммунальной теплоэнергетики ис

Например, на последнем заседании Нацрегулятора 30 сентября новые тарифы не утверждали. Речь шла о корректировке старых цен на тепло для бюджетников и прочих потребителей, с учетом повышения цен на газ, которые были утверждены НКРЭ.

Стоит признать, что НКРКУ специфику коммунальной теплоэнергетики испытывает очень слабо. Там нет людей, которые работали бы именно в этой сфере или сфере водоснабжения непосредственно на местах. И что мы имеем на сегодня? Требования и нормативы нового регулятора основаны на аналогии с регулированием на рынке электроэнергии.

Эта, казалось бы, незначительная аналогия порождает большое количество спорных вопросов. Во-первых, отсутствие нормативной базы, которая бы четко определяла полномочия, сроки действия старых и новых порядков - все это мешает формированию адекватной тарифной политики. Чего стоит только существование двух Порядков формирования тарифов, ее производство, транспортировку и снабжение (один утвержден НКРЭ № 242 от 17.02.2011р., А второй - постановление КМУ № 869 от 1.06.2011 г.)

Во-вторых, меня удивляет уже тот факт, что при условии создания Национальной комиссии, осуществляющей государственное регулирование в сфере коммунальных услуг предприятия теплокоммунэнерго и дальше продолжают решать большинство ценовых вопросов через НКРЭ.

В НКРЭ не учитывают тот факт, что почти все предприятия теплоэнергетики являются одновременно и исполнителями услуг централизованного отопления. То есть после того как НКРЭ утвердила тариф для населения, мы должны их провести через исполнительные комитеты и установить тариф на услугу.

Проще говоря, НКРЭ устанавливает нам цену на товар - тепловую энергию, которая измеряется в гигакалориях. Это не проблема, когда речь идет о бюджетных учреждениях и хозрасчете. Здесь вопросов нет, поскольку мы им продаем тепловую энергию в Гккал. Однако, населению мы уже поставляем услугу, поэтому и цены необходимо установить соответствующие, а именно - на один кубометр или на одного человека.

Возможно, пример столицы создает ложную иллюзию по этому поводу, ведь ПАО «Киевэнерго» продает товар ЖЭКам и уже последние занимаются оказанием услуг. У нас в городе действуют прямые договоры с населением и это чрезвычайно важный фактор, который Комиссия обязана принимать во внимание.

Расчеты предприятия подают с учетом стоимости газа, электроэнергии и минимальной заработной платы. Если же взять 2010 год, то нам скорректировали тарифы в сторону увеличения на 10%. А цены на газ «взлетели» на 47% и мы имеем значительный тарифный разрыв, который в полной мере скорректировать пока не удалось. Более того, на руках у руководителей предприятий есть только информация об утверждении, а самих подписанных постановлений нет.

По ГП «Кировоградтепло» я могу сказать, что за 9 месяцев текущего года эта разница составила 21 млн грн. И это я не учитываю прошлогоднюю разницу по составляющей газа. Во время последнего заседания Нацрегулятора под председательством Валерия Саратова были скорректированы тарифы для бюджетной сферы и других потребителей. Однако удельный вес последних в сравнении с населением равна 25% против 75%.

Если же говорить о расчетах предприятий, ГП «Кировоградтепло» подавали на рассмотрение нацрегулятора, то уже несколько раз вносили изменения, заполняли формы. Еще нет ни одного тарифа, который был бы принят за новым единым порядком формирования цен на тепло и другие виды услуг. Мы имеем дело только с корректировкой стоимости услуг, по крайней мере тех, которые касаются теплоснабжения.

Поэтому возникает логичный вопрос: почему, имея два регулирующие органы в плоскости стратегически важных рынков - электроэнергетики и коммунальных услуг, мы все еще не выстроили четкого и прозрачного алгоритма формирования тарифов?

Андрей Карауш, директор ДП «Кировоградтепло», специально для ИА «Украина Коммунальная»

 
Комментарии (0)