ГлавнаяПубликацииТарифы ЖКХТарифы на электроэнергию: отменить нельзя платить

Тарифы на электроэнергию: отменить нельзя платить

Накануне местных выборов украинцам обещали снижение тарифов на свет и чуть ли не «золотые горы». Однако, хотя точку в избирательном процессе еще ставить рано, уже сейчас становится понятно, что избиратели получат «кота в мешке».

В конце октября в Украине, кроме Автономной республики Крым и отдельных районах Донецкой и Луганской областей, состоялись выборы городских, поселковых и сельских голов и депутатов местных советов. И хотя во многих крупных городах и областных центрах еще предстоит провести второй тур «мэрских» выборов, уже сегодня можно подытожить - сложная социально-экономическая ситуация и отсутствие результатов реформ привели к тому, что увеличить свои электоральные достижения в октябре 2015 года, в сравнении с парламентскими выборами 2014 года, удалось лишь тем политическим силам, которые остро критиковали действия центральной власти. В частности, речь об УКРОП и ВО «Батькивщина». При этом, результат последней интересен тем, что эта политическая сила входит в провластную коалицию. Впрочем не без исключений, к примеру, Радикальная партия Олега Ляшко, несмотря на жесткую оппозиционную риторику и так называемый «Тарифный Майдан», не смогла улучшить свои достижения в сравнении с прошлым годом. Их результат не далек от прошлогодних показателей. В сухом остатке имеем забавную тенденцию: местные выборы-2015 показали, что партии соревнуются именно за оппозиционный электорат и используют при этом явно оппозиционные популистские лозунги: от «Справедливых тарифов» до «Канализируем село» и «Восстановим бесплатные анализы». 

Еще одним проявлением тарифного предвыборного популизма стало обжалование в Окружном административном суде города Киева постановление НКРЭКУ №220 от 26 февраля 2015 года «Об установлении тарифов на электроэнергию, отпускаемую населению». «Украина Коммунальная» уже рассказывала о ходе судебного рассмотрения дела и о том, что судебным решением от 8 сентября по делу №826/6876/15 Окружной административный суд города Киева признал постановление НКРЭКУ №220 незаконным и не действующим с момента принятия. Отдельным политическим силам, которые сразу же начали использовать это решение суда как символ победы над воровским монополистами, это добавило несколько баллов в личный зачет. 
 
Однако, история получила продолжение, поскольку Национальная комиссия, осуществляющая государственное регулирование в сфере энергетики и коммунальных услуг не согласилась с решением Окружного административного суда г. Киева и обратилась с апелляционной жалобой в Киевский апелляционный административный суд, который постановлением от 16 октября открыл апелляционное производство по делу и осмотрительно и мудро назначил первое судебное заседание по этому делу уже после местных выборов – 29 октября.
 
В судебном заседании 29 октября с.г. представителем НКРЭКУ было заявлено ходатайство о приостановлении производства по указанному делу до разрешения дела №826/5126/15 в связи с тем, что постановлением Киевского апелляционного административного суда от 22 октября 2015 года было остановлено производство по делу №826/5126/15 по объединенным административным иском к НКРЭКУ о признании противоправным и отмене решения, обязательстве совершить определенные действия и решено обратиться в Верховный Суд Украины с указанной определением суда для решения вопроса о внесении в Конституционный Суд Украины представление относительно конституционности отдельных положений законов Украины и указов Президента Украины.
 
Здесь надо отметить, что еще 27 марта этого года группа лиц обратилась с судебным иском в Окружной административный суд города Киева, в котором просили суд признать незаконным и отменить Постановление Национальной комиссии, осуществляющей государственное регулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг от 26 февраля 2015 года №220 «Об установлении тарифов на электроэнергию, отпускаемые населению».
 
 
Постановлением Окружного административного суда города Киева от 17 июля 2015 года по делу №826/5126/15 в удовлетворении требований истцов было отказано. Не соглашаясь с указанным решением суда первой инстанции, истцы подали апелляционные жалобы в Киевский апелляционный административный суд. 
 
В судебном заседании 22 октября 2015 года Киевским апелляционным административным судом, учитывая наличие противоречий в приведенных заявителем актах в части полномочий НКРЭКУ устанавливать тарифы на электроэнергию, отпускаемую населению, было решено обратиться в Верховный Суд Украины с указанным определением суда для решения вопроса о внесении в Конституционный Суд Украины представлении относительно конституционности отдельных положений законов Украины и указов Президента Украины, а именно:
 
- ч.1 и 2 ст.11 Закона Украины «О естественных монополиях»;
- абз.5 ст.12 Закона Украины «Об электроэнергетике»;
- п.4 ч.1 ст.3 Закона Украины «О государственном регулировании в сфере коммунальных услуг»;
- Указа Президента Украины от 27 августа 2014 года №694/2014 «Об образовании Национальной комиссии, осуществляющей государственное регулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг»;
- Указа Президента Украины от 10 сентября 2014 года №715/2014 «Об утверждении Положения о Национальной комиссии, осуществляющей государственное регулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг».
 
Поэтому судебной коллегии Киевского апелляционного административного суда в составе председательствующего - судьи Паринова А.Б., судей Грибан И.А. и Губської А.А., которые рассматривают дело 826/6876/15 по апелляционной жалобе НКРЭКУ на постановление Окружного административного суда города Киева от 8 сентября 2015 года, ничего другого не оставалось, как 29 октября удовлетворить ходатайство представителя НКРЭКУ и остановить апелляционное производство по делу №826/6876/15 по административному иску к Национальной комиссии, осуществляющей государственное регулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг о признании незаконной и не действующей с момента принятия постановление НКРЭКУ № 220 от 26 февраля 2015 года «Об установлении тарифов на электроэнергию, отпускаемую населению», до решения Киевским апелляционным административным судом дела №826/5126/15.
 
Фактически нормальным человеческим языком такое «соломоново решение» Киевского апелляционного административного суда означает, что вопрос признания незаконным постановления НКРЭКУ №220 от 26 февраля 2015 года «Об установлении тарифов на электроэнергию, отпускаемую населению», которым предусматривалось введение пяти этапов повышения тарифов на электроэнергию до 1 марта 2017 года, отложено в долгий ящик. Почему? Посудите сами, ведь как известно, дьявол прячется в деталях, а в нашем случае в процедурных моментах. 
 
В соответствии со статьей 9 Кодекса административного судопроизводства Украины в случае возникновения у суда сомнения во время рассмотрения дела относительно соответствия закона или иного правового акта Конституции Украины, решения вопроса о конституционности которого относится к юрисдикции Конституционного Суда Украины, суд обращается в Верховный Суд Украины для решения вопроса относительно внесения в Конституционный Суд Украины представления относительно конституционности закона или другого правового акта.
 
Согласно ст. 46 Закона Украины «О судоустройстве и статусе судей» решение об обращении к Конституционному Суду Украины по вопросам конституционности законов и других правовых актов, а также относительно официального толкования Конституции и законов Украины принимает исключительно Пленум Верховного Суда Украины, который является коллегиальным органом, в состав которого входят все судьи Верховного Суда Украины.
 
 
Пленум Верховного Суда Украины созывается Председателем Верховного Суда Украины в случае необходимости или по требованию не менее четвертой части от состава судей Верховного Суда Украины, но не реже одного раза в три месяца. Думаю, ни у кого не возникнет сомнений в том, что Председатель Верховного Суда Украины Ярослав Романюк вряд ли будет созывать внеочередной Пленум для рассмотрения вопроса о внесении в Конституционный Суд Украины представление относительно конституционности отдельных положений законов Украины и указов Президента Украины, которые регулируют полномочия НКРЭКУ. Следовательно, учитывая то, что последний Пленум Верховного Суда Украины состоялся 9 ноября, рассмотрение вопроса о внесении в Конституционный Суд Украины представления относительно конституционности полномочий НКРЭКУ по установлению тарифов может состояться только в начале следующего 2016 года.
 
Принимая во внимание, что разработанный Конституционной комиссией проект изменений в Конституцию в части судебной реформы предполагает процесс оценивания всех украинских судей, есть высокий риск того, что большинство из них начнет пользоваться излюбленным приемом «тянуть резину», то есть брать отпуска, больничные и т. п, чтобы залечь на дно, пока не утихнет буря переоценки. Поэтому заседание Пленума Верховного Суда Украины и решения «тарифного представление» может просто не состояться, ведь Пленум является полномочным при условии присутствия на нем не менее двух третей от состава Пленума. Но если все таки будет обеспечен кворум и на рассмотрение Пленума Верховного Суда Украины таки вынесут вопрос о внесении в Конституционный Суд Украины представление относительно конституционности полномочий НКРЭКУ по установлению тарифов, Пленум имеет полное право признать выводы Киевского апелляционного административного суда относительно существования противоречий в приведенных заявителем актах в части полномочий НКРЭКУ устанавливать тарифы на электроэнергию, отпускаемую населению, необоснованными и отказать в удовлетворении представления относительно конституционности полномочий НКРЭКУ по установлению тарифов.
 
Если все же Пленум Верховного Суда Украины примет решение обратиться в Конституционный Суд Украины с конституционным представлением относительно конституционности полномочий НКРЭКУ, то после открытия конституционного производства по делу, Конституционный Суд Украины имеет законных три месяца (возможно и больше), чтобы определиться относительно соответствия Конституции Украины отдельных положений законов Украины и указов Президента Украины относительно полномочий НКРЭКУ, и совсем не факт, что он признает эти законы и Указы Президента неконституционными. Так наступит 2017 год и смысл обжаловать постановление НКРЭКУ от 20 февраля 2015 года вообще исчезнет, ведь в любом случае к 2017 году тарифы на электроэнергию должны быть приведены к экономически обоснованным. Следовательно, для населения, которое отдало голоса определенным политическим силам, которые использовали решения суда, что приняло законной силы, в своих личных целях, ничего не изменилось – платим за электроэнергию в соответствии с постановлением НКРЭКУ №220.  
 
Андрей Осадчий
 
 

Реклама: Многие из нас могут сами делать ремонт бытовой техники. Главное в этом, знать поломку и, какие запчасти для ремонта необходимы. На сайте inek.com.ua Вашему вниманию представлены оригинальные запчасти от производителей для любых приборов. Заходите, выбирайте и ремонтируйте.

 
Комментарии (0)