ГлавнаяВыбор редакцииАналитикаТеплоэнергетика: «Слава Богу, сегодня умрет!»

Теплоэнергетика: «Слава Богу, сегодня умрет!»

Законопрект Украины «О внесении изменений в Закон Украины «О теплоснабжении» (№ 9374) предлагает внести изменения в единственной статье, действующего Закона, которая четко запрещала отключения в отопительный период объектов теплоснабжения от систем энерго-, газо-, водоснабжения как

Законопрект Украины «О внесении изменений в Закон Украины «О теплоснабжении» (№ 9374) предлагает внести изменения в единственной статье, действующего Закона, которая четко запрещала отключения в отопительный период объектов теплоснабжения от систем энерго-, газо-, водоснабжения как объектов жизнеобеспечения и стратегического назначения. Трудно понять, то ли теплоэнерго теперь перестало выполнять функции «жизнеобеспечения», или подходы государства к тарифному регулированию обеспечили предприятия ТКЭ экономически обоснованным тарифам, то ли рычаги «стратегического назначения» наклонились, в очередной раз, на избавление общегосударственного банкрота - НАК «Нафтогаз Украины».

Субъект законодательной инициативы - Кабинет Министров Украины, а именно он является разработчиком данного законопроекта, предлагает ввести ограничения поставок природного газа ТКЭ, которые задолжали за потребленный природный газ, до технологического минимума потребления, обеспечив тем временем «номинальное функционирование предприятия».

Настораживает то, что Кабинет Министров Украины, имея информацию о том, что в Украине нет ни одного теплоэнерго, которое бы не задолжало за природный газ, планирует «выкручивать руки» предприятиям в период отопительного сезона, делая тем самым заложниками население, которое будет получать теплоноситель по «номинальной» температуре. Вопрос необходимости в полном объеме осуществлять расчеты за потребленный природный газ предприятиями ТКЭ не обсуждается вообще. Вопрос лишь в том, что должно стать источником для этих расчетов - тарифы, которые покрывают расходы предприятий на 65% или средства государственного бюджета на покрытие разницы в тарифах, не предусматривающиеся в бюджетах.

Кроме уменьшения объемов поставки природного газа предприятиям-должникам, субъектов хозяйствования на этом рынке ожидает еще один «сюрприз».

Постановление КМУ от 03.12.2008 № 1082 «Вопросы усовершенствования схем расчетов за использованную электроэнергию и природный газ», которое было опротестовано Генеральной прокуратурой Украины, не позволяющее теплоснабжающим предприятиям выполнить требования статей 15 и 24 Закона Украины «Об оплате труда», налоговые обязательства «Обязательства в части платежей в бюджет, рассчитаться за уже полученным кредитам, и действие которой все же «повлекло» по состоянию на 04.11.2011 года 2,7 млрд грн задолженности за потребленный газ (или 71% расчетов), стала основой в проекте Закона Украины «О внесении изменения в статью 18 Закона Украины «Об основах функционирования рынка природного газа» (№ 9364).

Напомню, что статьей 18 Закона Украины «Об основах функционирования рынка природного газа» установлен порядок проведения расчетов за природный газ всеми категориями потребителей с гарантированным поставщиком природного газа, предусматривающий открытие в учреждениях уполномоченного банка текущих счетов со специальным режимом использования и перечисления средств в соответствии с алгоритмом распределения.
Отличительной особенностью счетов со специальным режимом использования является их специальный характер - они предназначены исключительно для аккумулирования средств, полученных за природный газ, и дальнейшего распределения их между участниками рынка природного газа.

При этом относительно объективности в определении и взаимосогласованные доли дохода каждого предприятия, уже за время действия постановления КМУ, возникают сомнения. Подтверждением этого является утвержденные проценты отчислений, которые ТКЭ должны платить в соответствии с установленным алгоритмом распределения, которые местами достигают 105% или 120% (!) от средств, поступивших на счет предприятия. Как отмечается в Пояснительной записке к проекту закона - «поскольку, на сегодня Национальная акционерная компания «Нафтогаз Украины» импортирует значительные объемы природного газа из Российской Федерации актуальным стоит вопрос полных и своевременных расчетов с ОАО «Газпром». Но учитывая указанное, возможно отвлечение средств, поступивших от потребителей за природный газ, на другие потребности, чем расчеты за полученный природный газ, является недопустимым.

Именно применение таких счетов позволяет четко распределить плату потребителей природного газа на оплату самого товара и услуг по его транспортировке, распределению и снабжению.

Указанное мероприятие является очень эффективным, ведь побуждает предприятия по газоснабжению и газификации собирать средства не только за свои услуги и не в первую очередь за них, а только вместе с оплатой основного товара - природного газа. Поэтому так быстрее осуществляются расчеты за природный газ с поставщиками». Вот только странным остается то, что выплата заработной платы и платежи в бюджет, Кабинет Министров Украины, который и в этом случае инициировал этот законопроект, считает «отвлечением средств». А вот что касается «эффективности» данного метода - то долги за потребленный газ, задолженность по заработной плате и по коммунальным платежам в бюджет говорят сами за себя. Хотя «эффективность» таких методов устанавливается у каждого из своей высоты.

И вот тут интересен еще один проект Закона Украины «О внесении изменения в статью 22 Закона Украины «О теплоснабжении» относительно передачи имущества, используемого для выработки тепловой энергии (объектов теплоснабжения)» (№ 9399).

В случае принятия этого законопроекта практика передачи объектов теплоснабжения, в том числе на основании решений органов местного самоуправления, от одного предприятия к другому без определения правопреемника долгов будет невозможной. И это еще один из законопроектов, который защищает интересы НАК «Нафтогаза Украины» так как, в данном проекте закона речь идет о передаче долгов, которые образовались за энергоносителем (!), к которым относится природный газ и электроэнергия. Остается открытым вопрос - кто же из инвесторов придет на такое предприятие, чтобы «помочь» поднять отрасль, вложив при этом свои средства да еще и погасить долги тех, кто не слишком добросовестно работал до него из источников, не предусмотренных ни одним нормативным актом. Вот только странно, почему аналогичные нормы не предлагается прописать и относительно предприятий централизованного водоснабжения и водоотвода, да и ЖЭКи, крепы и другие названия «грешат» тем же. Не потому, что там нет поставок природного газа?

Чем же «утешиться» в случае принятия вышеперечисленных проектов законов Верховной Радой Украины. В первом случае (проект № 9374) - отсутствием методики, которая будет определять технологический минимум потребления природного газа, которая должна быть утверждена совместным решением центральных органов исполнительной власти по вопросам обеспечения реализации государственной политики в сфере жилищно-коммунального хозяйства и энергетики.

Во втором случае (проект № 9364) - стоит учиться «выживать» в действующем законодательном поле, отыскивая «что не запрещено - то разрешено».

В третьем (проект № 9399) - стоит не ждать ничего. Модернизация отрасли за счет тарифа или бюджетных средств просто невозможна, а частный капитал эта отрасль не будет интересовать еще долго.

Именно поэтому бесполезно надеяться, что в ближайшее время принципы однозначности и равенства перед формированием тарифов, правилами деятельности на рынке естественных монополий и ответственность будут одинаковы для «всех и каждого» предприятия. Чуда не будет. И готова ли сегодня нефтегазовая отрасль взять на себя функции жизнеобеспечения в случае, если в одно время и по всей стране остановятся предприятия ТКЭ? Не к этому наблюдается четкая тенденция?

Также работникам должен быть интересным еще и такой маленький аспект - Министерство регионального развития, строительства и жилищно-коммунального хозяйства Украины законопроекты регистрационным № 9374 и № 9399 согласовало без замечаний, в то время как некоторые министерства свои замечания все же высказали. Так на чьей же стороне играет центральный орган исполнительной власти по формированию и обеспечению реализации государственной жилищной политики и политики в сфере строительства, архитектуры, градостроительства и жилищно-коммунального хозяйства?

Татьяна Ларина, специально для ИА «Украина Коммунальная»

 
Комментарии (0)