ГлавнаяПубликацииТеплоэнергетикаТеплоснабжение стремится в центр

Теплоснабжение стремится в центр

В Украине вновь заговорили о возможном введении моратория на отключение жилых домов от системы централизованного отопления. У населения это вызывает недовольство, поскольку потребители лишатся возможности экономить на оплате услуг.
Вновь заговорить о правомерности запрета переходить на автономное отопление украинцев заставил зарегистрированный 29 августа в Верховной Раде правительственный проект закона №3142, разработчиком которого является нацрегулятор – Нацкомиссия, осуществляющая госрегулирование в сфере коммунальных услуг. Документом предлагаются изменения в законодательство «относительно усовершенствования  отношений в сфере теплоснабжения, предоставления услуг централизованного отопления и горячего водоснабжения». Этот проект ужесточает процедуры перехода многоквартирного жилого фонда на автономную систему и регулирует переход отдельных потребителей на индивидуальное отопление. 
 
Законопроектом вводится мораторий на самовольное отключение от централизованных тепловых сетей. В случае принятия документа, за нарушение этой нормы граждан ожидают штрафы в размере 340-1360 грн, а должностных лиц – 850-1700 грн. За несанкционированное использование потребителями тепловой энергии штрафы могут составить до 340 грн, а для должностных лиц – до 510 грн. 
 
Дорого обойдется украинцам и недопуск представителей теплоснабжающих предприятий к приборам учета тепловой энергии и к установкам, использующим тепло – 240-850 грн, а должностные лица могут быть оштрафованы на сумму до 1360 грн. Максимальный штраф будет аналогичным за бесхозяйственное содержание, переоборудование и нарушение правил содержания подъездов и инженерного оборудования.
 
 
Законопроект вызвал общественный резонанс еще в феврале, когда был обнародован на официальном сайте Министерства региональной политики, строительства и ЖКХ для общественного обсуждения. В основном критика связана с тем, что он снижает возможности потребителей отказаться от дорогого централизованного теплоснабжения и установить более дешевые в эксплуатации газовые котлы, использование которых к тому же позволяет регулировать температуру в помещении. 
 
Впрочем, и сейчас отказаться от централизованного теплоснабжения достаточно сложно. Согласно приказу №4 тогдашнего Министерства строительства, архитектуры и ЖКХ от 22 ноября 2005 года, отдельным потребителям запрещено отсоединяться от системы централизованного отопления и горячего водоснабжения. Перейти на автономное отопление могут отдельно взятые дома или жилищные комплексы. Но для этого необходимо, чтобы собственник дома (ОСМД, ЖСК или ЖЭК) собрал подписи инициативной группы жильцов и подал соответствующее заявление на рассмотрение специальной комиссии, которая создается местными органами власти не реже одного раза в месяц. Комиссия может отказать в отключении от централизованной системы, а в случае положительного ответа жильцам многоквартирного дома придется выполнить выданные комиссией технические условия. 
 
Основной причиной такого жесткого регулирования является высокая степень изношенности как магистральных, так и внутренних тепловых сетей, которые были спроектированы с учетом только лишь централизованной подачи отопления. А любое вмешательство в сеть может привести к гидравлическому удару, а как следствие - к порывам и разбалансированности системы, отмечается в пояснительной записке к документу.  
 
Еще одну угрозу в несанкционированном переходе на автономное отопление разработчики документа видят в том, что многоквартирные дома, расчитанные на централизованное теплоснабжение, не обеспечены каналами для безопасного выведения продуктов горения, которые образуются при индивидуальном отоплении.  
 
Помимо прочего, тепловые энергетики опасаются, что при массовом переводе на автономное отопление многоквартирного фонда, производственные мощности предприятий будут работать «в холостую». Ведь на теплоснабжающих предприятиях котлы устанавливались в 50-60 годы прошлого столетия, и они спроектированны на отопление большого количества объектов. Также повсеместная установка автономных газовых котлов может привести к существенному увеличению использования природного газа в стране. Вместе с тем, в Украине есть населенные пункты, частично или полностью перешедшие на автономное отопление. Среди них Ужгород, Ивано-Франковск, Калуш, Житомир и некоторые небольшие города Днепропетровской области. 
 
Принятие нового законопроекта, безусловно, ужесточит условия перехода на автономное отопление. Однако, по словам разработчиков, в нем заложен комплексный подход. Принимать решение об отключении жилых домов от централизованной системы отопления по-прежнему будут местные власти на основании утвержденных схем теплоснабжения населенного пункта. Согласно такой схеме, территории украинских городов будут поделены на определенные зоны, так называемые регламентированные территории теплоснабжения. Для каждой территории с уже существующей застройкой или только планирующейся, будет определяться, какой вид теплоснабжения лучше всего использовать – автономное или централизованное. 
 
 
В Нацкомуслуг «Украине Коммунальной» разъяснили, что при разработке законопроекта специалистами ведомства был учтен аналогичный опыт стран Скандинавии и Прибалтики, который предполагает механизм районирования территорий. «Проблема возникает из-за неурегулированности процессов отсоединения потребителей от централизованного теплоснабжения, что ведет к ухудшению возможностей развития всей системы, - сообщил директор Департамента стратегического планирования Нацкомуслуг Дмитрий Арлачев.  – Если отдельно взятые потребители (квартиры) отказываются от централизованного теплоснабжения, то не понятно, как они в зимний период времени будут получать холодную воду? Потому что, если не будут отапливаться в доме нежилые помещения (подвальные помещения, где проходят трубы водоснабжения) вода в трубах перемерзнет».
 
В Нацкомуслуг также отмечают, что при установке газовых автономных котлов потребители теряют возможность в дальнейшем снизить «газовую зависимость» и перейти на альтернативные источники энергии (уголь, древесные пеллеты). 
 
Критериев, которыми будут руководствоваться местные власти, определяя, какая система теплоснабжения максимально эффективна на той или иной территории – несколько. «Во-первых, это экономическая целесообразность. Согласно научным исследованиям, если речь идет о территории, где есть многоквартирные дома (т.е. выше 2 этажей), то целесообразна система централизованного теплоснабжения, или же крышные или блочные котельные на несколько домов. Если микрорайон с застройкой одно- и двухэтажными домами, то целесообразно индивидуальное или автономное отопление. Вторым критерием является экология и контроль за опасными объектами. Ведь использование котлов часто приводит к опасности взрыва при неправильном их подключении», - отметил господин Арлачев.
 
 

У каждого мужчины в доме должны присутствовать инструменты. Ведь, если прорвало кран, или необходимо вбить гвоздь, или же провести проводку – всегда должно быть под рукой соответствующее оборудование. Вашему вниманию представлены наборы инструментов. Более детально ознакомиться с разнообразием ассортимента можно на сайте autosklad.net.

 
Комментарии (6)
Михаил1
12 сентября 2013 г. 11:33
Если штраф от 340 грн, я лучше бы заплатил его, но батареи отрезал, ибо толку от них - ноль!
Сергей Светлов1
12 сентября 2013 г. 11:37
А как насчет конституционности данного закона? Про права граждан там, и все такое?
Иван Смольный
13 сентября 2013 г. 02:16
Я уже писал о благих намерениях, которые ведут в место где проблем с теплоснабжением нет и не будет никогда. Одна из проблем, скрытых проблем этого закона - коррупционная составляющая. Там где усиливается значение чиновника при принятии решения - оштрафовать ли, дать разрешение ли, закрыть глаза или наоборот широко окинуть взором подвластное ему, буйно процветает "решалово", как инструмент достижения необходимого. Оно и сейчас то процветает. только при принятии законопроекта, стоимость решения вопроса возрастет значительно. Пострадает пипл, выиграет чиновник. Т.е. Как отключались, так и будут отключаться, как ставили ИО и АО так и будут ставить. Я, навскидку, могу назвать пару обходных путей (законных заметьте), как избавиться от ЦО, при доброй воле на то тепловиков, даже если проект будет принят. Но ведь добрая воля очень нуждается в мотивации! И, поверте,
Иван Смольный
13 сентября 2013 г. 02:31
И поверьте, пока ИО в разы экономичнее для потребителя чем ЦО и ГВС и спрос будет, и мотиваторы найдутся. А вот вручение административной дубины в руки кому попало (любому исполнителю жилком услуг) - очень опрометчивое дело. Очень похоже на передачу таможеннику в аренду кусочка границы. Особенно это выглядит удручающе на фоне судебного произвола на всех уровнях. Соответственно, за любым админротоколом, самым нелепым и противоправным, составленным работником ЖЭКа, теплосети, водоканала, пр. - последует штраф. Или не последует. Почему? См. выше. Упс!
Мария Цатурян
13 сентября 2013 г. 11:55
Иван, спасибо за комментарий. Я, (надеюсь вы не против) переопубликую Вашу позицию и под моим блогом, где я просила прокомментировать, что конкретно не так в этом законопроекте. Жду и других комментариев и ответов экспертов на вопрос, какие конкретные угрозы для потребителей "таит" в себе законопроект?
Anatoly
15 сентября 2013 г. 13:22
многие поты в целом правильные, но требуют уточнений. Например вопрос аварийности. Необходимо уяснить, что любая газовая горелка плиты, а тем более газовая духовка в десятки раз опаснее любого газового котла или газовой колонки с отдельным вентиляцыонным каналом, или газового котла турбо если он ежегодно проходит техобслуживание. Кто сказал что срок службы 10 лет. При условии регулярного техобслуживания, и замены вышедших из строя деталей (теплообменники, насосы, горелки, краны) котлы служат десятки лет. Есть опыт западных стран. Все говорят о котлах. А в стране миллионы старых (30-50 лет) газовых колонок, титанов, плит. С ними что делать. В тарифе на газ заложено техническое обслуживание этих устройств (их кранов), проверка вент и дым каналов. Кто это проводит? ВОт где проблема.