ГлавнаяПубликацииФинансирование ЖКХУкраинцев заставят раскошелиться на ЖКХ

Украинцев заставят раскошелиться на ЖКХ

В результате усовершенствования законодательства, регулирующего предоставление жилищно-коммунальных услуг (ЖКУ), украинцы рискуют оказаться у «разбитого корыта»: тарифы могут повыситься, а гарантий повышения качества услуг – нет.
Законов, фундаментально меняющих правила игры на жилищно-коммунальном рынке, Верховная Рада не принимала уже три года. Последним был закон №2479-VI «О госрегулировании в сфере коммунальных услуг», принятый парламентом в июне 2010 года. Во исполнение его норм был создан отраслевой регулятор – Нацкомуслуг, - а тарифы на централизованное водоснабжение, водоотведение, производство, транспортировку и поставку тепловой энергии обрели нового «хозяина». 
 
В марте текущего года группа нардепов фракции ВО «Батькивщина» во главе с ее лидером Арсением Яценюком зарегистрировали законопроект №2440 «О рынке жилищно-коммунальных услуг». Документ ориентирован на радикальное изменение механизмов работы в сфере предоставления жилищно-коммунальных услуг (ЖКУ) жителям отдельных домов или комплексов зданий, в том числе, услуг по управлению домами и содержанию домов и придомовых территорий.

Низкие тарифы запрещаются

Разработчики нового документа обозначили девять целей, на реализацию которых он направлен. Основными являются разграничение функций управления и госрегулирования на рынке ЖКХ, создание новых механизмов привлечения бюджетных и внебюджетных средств и обеспечение участия общественности в деятельности Нацкомуслуг. Но, по сути, ключевых нововведений проектом вносится всего пять:
 
1. Предполагается, что коммунальным многоквартирным фондом, в котором не созданы объединения совладельцев или жилищные кооперативы, будут управлять профессиональные компании, так называемые, управдомы. 
 
2. Все полномочия по тарифному регулированию предложено передать Нацкомуслуг. То есть, органы местного самоуправления лишаться полномочий по формированию конечной стоимости ЖКУ, а облгосадминистрации не смогут проводить мониторинг уровня платежной дисциплины потребителей. Вместо этого, местные власти получат право назначать управляющих жилфондом.
 
3. Проектом запрещено устанавливать тарифы ниже экономически обоснованного уровня, то есть, не покрывающих затраты на производство и поставку услуг. Впрочем, эта норма дублирует уже действующий закон № 1875-IV «О жилищно-коммунальных услугах». 
 
Читайте также: Реформа для проформы
 
4. Документом предлагается закрепить обязательные начисления всех уплаченных за потребленные услуги средств исключительно на спецсчета в уполномоченном банке. 
 
5. Проектом вводится обязательное страхование имущества и ответственности жилищно-коммунальных предприятий, а также учреждается Фонд развития жилищно-коммунального хозяйства, наполнять который в том числе будут сами же жильцы квартир.
 
По мнению авторов законопроекта, их инициатива позволит вывести отрасль ЖКХ из системного кризиса и создать конкурентный рынок в сфере жилищного обслуживания. В пояснительной записке к документу, его разработчики акцентируют внимание на том, что действующая сейчас методика тарифообразования позволяет включать в тарифы неэффективные расходы, то есть фактически «раздувать» цены на ЖКУ. При этом, непрозрачность платежей и большое количество посредников (расчетных центров) способствует тенизации расчетов в сфере ЖКХ. Далекой от идеала они считают и сегодняшнюю модель эксплуатации объектов жилищно-коммунального сектора, унаследованную от советских ЖЭКов. 

Пеня отменяется?

Одной из ключевых норм законопроекта является возобновление моратория на взимание пени с граждан за несвоевременную оплату ЖКУ – с 1 января 2013 года, то есть, фактически, задним числом. Это объясняется тем, что в Украине далеко не все жильцы квартир имеют возможность платить вовремя. По состоянию на 1 мая 2013 года, по данным Госстата, размер долгов по зарплате в Украине составлял 1,1 млрд грн. Как известно, мораторий, действовавший с 1996 года, был отменен парламентом еще в 2011 году. Однако пеня не начисляется, поскольку ее размер не определен законодательно. 
 
Заслуживает внимания и норма проекта об изменении порядка формирования членов Нацкомуслуг. Сейчас 7 членов Комиссии, включая председателя, назначаются Президентом. Проектом планируется ввести восьмого представителя. При этом устанавливается квота из 4 мест для Ассоциации городов Украины, а председателя предложено выбирать на первом заседании.

Ненаучная фантастика

Учитывая, что авторы предпочли создать отдельный законопроект правкам в существующее законодательство, избежать коллизий не удалось. В документе употребляются термины «жилищно-коммунальные хозяйства» и «участники рынка жилищно-коммунальных услуг», что не согласуется с законом «О жилищно-коммунальных услугах», в котором прописаны более простые термины «исполнитель» и «производитель». К «изобретениям велосипеда» можно отнести и определение в проекте понятий «энергосбережение», «энергетический аудит», которые уже обозначены законом «Об энергосбережении».
 
Некоторые нормы проекта №2440 и вовсе бессмысленны. В частности, им запрещается приобретать соответствующие услуги за пределами рынка ЖКУ. Проблема в том, что четкие границы этого рынка не определены ни в одном нормативном документе. 
 
 
Маловероятной является реализация прописанной нормы о введении за счет госсредств коммерческого учета в жилищном фонде за полгода. По данным Минрегиона, на 30 апреля, жилищно-коммунальный блок из госбюджета должен был получить на приобретение и установку счетчиков 795,8 млн грн. Реально выделено 52,4 млн грн. При этом финансирование на эти цели не предусмотрено в госбюджете 2013 года. 
 
Фантастическими можно назвать и инициативы по проведению инвентаризации сетей централизованного водо-, теплоснабжения, оценки их техническое состояние и передачи бесхозных сетей в коммунальную собственность всего за календарный квартал. Ну, а при отсутствии развитого рынка управляющих жилищных компаний, обеспечить каждую многоэтажку управдомом вовсе нереально.
 
Специалисты из Главного научно-экспертного управления Верховной Рады, помимо прочего, обратили внимание на то, что проект заявлен как развивающий конкурентную среду на рынке ЖКУ. Однако никаких конкурентных оснований в сфере ЖКХ он не устанавливает, а лишь регламентирует отдельные направления деятельности. 
 
До конца нынешней парламентской сессии осталось еще 1,5 месяца. Теоретически, законопроект, предложенный оппозицией, имеет все шансы к рассмотрению, но вряд ли будет одобрен парламентом. Но, если документ будет принят, украинцам стоит готовиться к повышению стоимости услуг ЖКХ. Введение обязательного страхования в жилищно-коммунальной сфере чревато повышением роста затрат предприятий, предоставляющих услуги населению. Соответственно, увеличится тариф. Аналогичная ситуация с Фондом развития ЖКХ. В проекте прямо предлагается наполнять его не только за счет бюджетных и внебюджетных поступлений, но и за счет жильцов квартир. 
 
Хотя у законопроекта есть шансы на принятие после доработки. По оценке парламентских экспертов, предложения по усовершенствованию расчетов в сфере ЖКУ заслуживают внимания, поскольку сегодня похожие модели расчетов за потребленные услуги применяются в сферах газо- и электроснабжения. 
 
Комментарии (0)