ГлавнаяВыбор редакцииАналитикаОт единых тарифов Януковича до «социального государства» Лукашенко

От единых тарифов Януковича до «социального государства» Лукашенко

Заседание Кабмина на текущей неделе будет посвящено теме тарифообразования в сфере ЖКХ. Предполагается заслушать информацию профильного министерства и руководителей местных органов власти

Заседание Кабмина на текущей неделе будет посвящено теме тарифообразования в сфере ЖКХ. Предполагается заслушать информацию профильного министерства и руководителей местных органов власти. Не исключено, что кое-кто из региональных чиновников за «хаос в сфере тарифообразования» лишится в этот день своего кресла. По словам самого премьера, правительство должно «четко и доступно сказать людям: как надо рассчитывать тарифы». К слову, накрутка населения к такому судьбоносному для отрасли заседанию шла всю минувшую неделю.

Еще в понедельник, 23 мая, Виктор Янукович встретился с Николаем Азаровым и потребовал от него жесткой реакции на бездеятельность чиновников на местах. Уже в среду, открывая заседание Кабмина, премьер-министр анонсировал соответствующее мероприятие на 1 июня. В четверг президент напомнил Азарову о его персональной ответственности за решение или не решение вопроса коммунальных тарифов, а уже в пятницу первый вице-премьер Андрей Клюев не упустил возможности лично высказаться по злободневной теме. В частности, он поручил руководителям ряда профильных министерств и ведомств разработать до понедельника, 30 мая, единый и понятный алгоритм расчета тарифов  ЖКХ для всех областей Украины. При этом он особо подчеркнул, что на местах отсутствует единый подход к формированию тарифов: например, за горячую воду в Николаеве платят 9,05 грн. за куб. м, а в Ивано-Франковске – 20,43 грн.

Каким будет этот единый алгоритм, мы, возможно, узнаем послезавтра. Однако не лишним будет вспомнить февральское обещание президента свой стране: «Я давал задание, чтобы в ближайшее время была предложена система, дабы ценообразование в государстве было единым. Чтобы тарифы в регионах на воду, на газ, на жилищно-коммунальные услуги были одинаковыми. Потому что для нас не существует разницы, в каком регионе живет человек», – сказал он 25 февраля в ходе телепроекта «Разговор со страной». На этом информационном фоне «Украина Коммунальная» решила проанализировать ситуацию с тарифами у двух наших ближайших соседей – Российской Федерации и Республики Беларусь.

Россия. Два дома – два тарифа

В России квартирная плата состоит из оплаты коммунальных и жилищных услуг. Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления). В то же время жилищные услуги подразумевают весь комплекс, обеспечивающий содержание и ремонт жилого помещения (уборка внутридомовой территории и двора, обслуживание мусоропровода, вывоз ТБО, текущий ремонт, капитальный ремонт, управление жилищным фондом, содержание лифта, дератизация).

Тарифы регулируются на трех уровнях: федеральном, региональном и муниципальном. На примере с отдельно взятым субъектом РФ – Республикой Татарстан – это выглядит следующим образом. Федеральная служба по тарифам (ФСТ) России устанавливает и утверждает предельные индексы максимально возможного изменения регулируемых тарифов по субъектам Федерации на год. После этого, комитет по тарифам Республики Татарстан (орган исполнительной власти другого субъекта РФ) утверждает розничные цены на поставку газа населению, тарифы на электроэнергию, теплоэнергию, водоснабжение и водоотведение (не выше предельных уровней ФСТ), а также предельные индексы изменения платы граждан за жилищные и коммунальные услуги для каждого муниципального образования Татарстана. В то же время, регулирующий орган каждого муниципального образования утверждает тарифы на коммунальные услуги и тарифы на предоставление жилищных услуг (для жителей, проживающих в муниципальном жилищном фонде или многоквартирных домах, не выбравших способ управления).

Таким образом, если размер оплаты на жилищные услуги зависит от решения управителя дома или при отсутствии такого – от муниципальных властей, то оплата за коммунальные слуги формируется из тарифа, установленного на региональном ровне, и, собственно, цены, которую исполнитель коммунальных услуг платит организациям коммунального комплекса (водоснабжение и водоотведение) и ресурсоснабжающим организациями (электро-, тепло-, газоснабжение). Такая ситуация, умноженная на различную энергоемкость предприятий и местные климатические условия, привела к тому, что начисляемая оплата за услуги в разных населенных пунктах одного региона может отличаться в разы. Порой, даже жители двух соседних домов, подключенных к одной котельной, платят за отопление разные суммы, что связано с отсутствием или наличием общедомового прибора учета теплоэнергии. При этом, постоянный рост тарифов на региональном и муниципальном уровнях объясняется удорожанием энергоресурсов, а на федеральном уровне – необходимостью выхода на экономически обоснованные тарифы и надбавки, обеспечивающие реализацию инвестпрограмм.

В 2000-е годы темпы роста цен на жилищно-коммунальные услуги существенно опережали темпы потребительской инфляции. Так, среднегодовые темпы инфляции составили 11,6%, а средние темпы роста тарифов – 25,2%. Впрочем, такая ситуация за год до президентских выборов уже вызвала соответствующую реакцию российского премьера Владимира Путина. Он утвердил предельный уровень увеличения оплаты за коммунальные услуги в 2011 году в 15%. Уже в текущем году Владимир Путин заговорил о том, что «в дальнейшем надо снизить темпы роста тарифов до уровня инфляции», чему должно поспособствовать внедрение жесткого контроля, как за естественными монополистами, так и за управителями домов.

Беларусь. Одна страна – один тариф

В Беларуси, в отличие от России, вопрос тарифов регулируется на самом высоком уровне. Согласно национальному законодательству, тарифы на услуги по техническому обслуживанию домов, пользованию жилыми помещениями, на жилищно-коммунальные услуги (горячее и холодное водоснабжение, канализация, газ, электрическая и тепловая энергия, пользование лифтами, вывоз и обезвреживание ТБО) для населения устанавливаются Советом Министров Республики Беларусь по согласованию с Президентом. Причем рост тарифов без принятия соответствующих мер по социальной защите населения не допускается. Кроме того, тарифы утверждаются намного ниже себестоимости производства соответствующих услуг – разницу оплачивает государство из бюджета. В национальной концепции о ценообразовании так и прописано: «Учитывая значительное влияние платежей за жилищно-коммунальные услуги на уровень жизни населения, тарифы на них утверждаются ниже затрат организаций на оказание услуг. Убытки организаций от оказания населению жилищно-коммунальных услуг возмещаются за счет бюджетных субсидий, средств целевого сбора на финансирование расходов по содержанию и ремонту жилищного фонда, доходов от аренды, за счет перекрестного субсидирования и прочих доходов». Изначально предполагалось довести уровень возмещения населением затрат на оказание жилищно-коммунальных услуг до 80% к 2010 году, однако и сегодня данный показатель составляет лишь 30%. Правда, предполагается, что к концу 2011 года жители Беларуси будут оплачивать до 34% стоимости услуг.

Очень долгое время такая ситуация устраивала и население, и власть. Только с начала кризиса Совет министров начал постепенно повышать тарифы в соответствии с указанием Лукашенко – не более чем на 5 долларов в год. Еще за два дня до последних президентских выборов 19 декабря 2010 год Александр Лукашенко заявил, что никаких оснований для роста цен на услуги ЖКХ нет, поэтому надо «успокоиться и спокойно жить». А если и возникнет необходимость в повышении тарифов, то этот рост будет ограничен традиционными 5 долларами. «Несмотря на то, что население оплачивает только 30%, а 70% мы дотируем, несмотря на это, скорее всего, в течение года, если не произойдет каких-то катаклизмов, мы таким путем будем идти», – сказал он в декабре 2010 года.

Катаклизмы в Беларуси начались сразу же после выборов. Уже в феврале Совмин республики «задним числом» повысил тарифы на газ, электроэнергию, холодное водоснабжение и водоотведение для населения с 1 февраля. В качестве причин называли рост стоимости российского газа и прошлогоднее увеличение зарплат населения (в мае пресловутые 500 долларов средней зарплаты все равно погубила рекордная девальвация рубля). Одновременно, в правительстве начались разговоры о выводе тарифов на экономически обоснованный уровень: к 2015 году запланировано поэтапное повышение уровня возмещения населением стоимости жилищно-коммунальных услуг до 60%. При этом, в том же 2015 году население должно полностью обеспечивать возмещение себестоимости услуг естественных монополий по тепло- и водоснабжению, электроэнергии и газу.

Разразившийся в марте жесткий валютный кризис вообще повлиял на минских чиновников исключительно «по рыночному». Так, уже планируется ввести в стране систему двухуровневых тарифов на услуги ЖКХ, которая бы включала постоянную часть в виде оплаты за нормированное потребление и доступ к услуге, а также переменную часть, посредством которой можно будет оплачивать «сверхнормативное потребление услуг» и «услуги повышенной комфортности». Более того, на монопольный государственный рынок предполагается запустить частные организации.

Помогут ли эти меры выкарабкаться Лукашенко из кризиса собственного же «социального государства», крушение которого сегодня наблюдает весь мир, покажет время. Но, наблюдая за возвращением жилищно-коммунальной отрасли Беларуси на рыночные рельсы, – пускай пока только на словах – вдвойне непонятно желание Виктора Федоровича сформировать в Украине похожую среду: установить единые тарифы по всей стране, а убытки производителей услуг покрывать за счет бюджета. Как показывает опыт Минска, первое время такая практика действительно дает политические «дивиденды». Однако, затем за это расплачиваются и население, и власть.

Сантарович Андрей специально для «Украины Коммунальной»

 
Комментарии (0)