ГлавнаяПубликацииВодоснабжениеВнутренние коммуникации ищут хозяина

Внутренние коммуникации ищут хозяина

Среди тысяч километров коммуникационных сетей Украины отдельное место занимают внутридомовые системы, которые становятся настоящей линией раздора между различными коммунальными структурами и собственниками жилья.

Среди тысяч километров коммуникационных сетей Украины отдельное место занимают внутридомовые системы. К ним закон относит сети, приборы и оборудование, средства учета и регулирования услуг, находящихся в пределах дома. Именно эти сети, а точнее их состояние, нередко приводит к безосновательным конфликтам между монополистами и потребителями. «Нередки случаи, когда анализ воды перед подачей ее во внутридомовые сети подтверждает соответствие ДержСаНиП, в то же время показатели воды из крана отличаются и не выдерживают требований качества», - сообщает ПАО «АК  «Киевводоканал». Похожий пример приводит «УК» и гендиректор ГКП «Лугансктеплокоммунэнерго» Алексей Русаков, по словам которого, значительные потери тепла через неизолированные домовые сети приводят к ухудшению тепловых показателей и роста стоимости услуг для потребителей. Итак, возникает вполне логичный вопрос, кто должен отвечать за состояние этих сетей, ведь кто платит известно - эти расходы включены в стоимость тарифа по содержанию домов и сооружений.

Точкой распределения коммуникаций (а значит и ответственности) на внешние и внутренние по действующему законодательству являются: для канализации - ближайший к зданию смотровой колодец, для водопровода, газопровода, теплосети - вентиль или тройник возле здания. Если за содержание внешних сетей несут обязанность услуг, такие как водоканал или теплокоммунэнерго, то за внутридомовые коммуникации отвечают другие субъекты. Ими являются исполнители услуг, которых определяет балансодержатель дома. В отечественных реалиях балансодержателем чаще сих пор есть коммунальные предприятия - ЖЭКи. Ведь по словам, первого заместителя главы Минрегиона Александра Алипова, в Украине на сегодняшний день лишь около 24% общей площади жилых домов управляются ОСМД.

Читайте также: Украину выведут на чистую воду

Одновременно, в стране существует и практика заключения прямых договоров между гражданами и монополистами. Киевляне, например, хорошо знают опыт заключения таких договоров между коммунальными предприятиями («Киевэнерго», «Киевводоканал») и потребителями. И хотя Закон Украины «О питьевой воде и питьевом водоснабжении» не предусматривает возможности для предприятий, производящих воду (к которым относятся водоканалы) заключать прямые договоры с жителями квартир, а лишь с балансодержателями или собственниками домов, столичные коммунальщики нашли юридический выход. Было создано ООО «Водоканал-сервис», которое может выступать исполнителем услуг и, соответственно действующему законодательству, имеет право на заключение прямых договоров с физическими лицами. Такая практика позволяет «отсечь» лишних посредников (в лице тех же ЖЭКов) и повысить ответственность перед конечным потребителем.

Председатель Общественного совета при Министерстве регионального развития, строительства и жилищно-коммунального хозяйства Украины Александр Скубченко, справедливо резюмирует, что потребителей не интересует, кто непосредственно отвечает за этот участков трубы, люди просто хотят бесперебойно получать качественные услуги. «Лучший вариант, чтобы монополист, предоставляющий услугу, обслуживал все эти сети к крану в квартирах потребителей, но это на сегодняшний день в рамках действующего законодательства не всегда возможно, и соответствующих абонентских служб для обслуживания внутридомовых сетей монополисты не имеют. А потому и не горят желанием становиться исполнителем соответствующих услуг, и принимать на обслуживание изношенные сети», - говорит господин Скубченко.

Другой проблемой является реальная стоимость содержания самих домовых сетей, которые нередко находятся в плачевном состоянии. «Удельный вес расходов по техническому обслуживанию внутридомовых систем горячего и холодного водоснабжения, водоотведения, теплоснабжения и ливневой канализации в общем тарифе в разных районах столицы составляет от 13% до 30,6% (в целом по городу Киеву - более 25%). К этим расходам входит заработная плата слесарей-сантехников, электрогазосварщиков, содержание собственной службы поддержки, материальные затраты, платежи в бюджет и накладные расходы», - сообщает ПАО «АК «Киевводоканал».

Читайте также: Тарифная игра украинских коммунальщиков

Об свои подсчеты говорит и председатель правления ассоциации ОСМД «Молодежный» города Кировское Донецкой области Нелли Дашковець, по словам которой, стоимость обслуживания коммуникаций одного подъезда 9-этажного дома в месяц стоит 173 грн. «Мы полностью заменили все коммуникации, поэтому аварийность сведена практически к нулю. А эта сумма - заработная плата слесаря. Из-за того, что люди не умеют правильно пользоваться канализацией, нам приходится прилагать немало усилий для поддержания его в надлежащем состоянии», - рассказала« УК» госпожа Дашковець. Как видим, ответственное хозяйство и модернизация сетей существенно влияют на снижение себестоимости содержания внутренних систем.

Проблема внутридомовых сетей особенно остро стоит при передаче дома на баланс ОСМД, и проблема кроется не только в их ненадлежащем состоянии. Существует ряд трудностей чисто правового характера.

Гражданским кодексом (ст. 369 и 382) и Законом Украины «Об объединении совладельцев многоквартирного дома» (ст. 19), установлена принадлежность домовых сетей на праве общей совместной собственности с владельцами помещений в многоквартирном жилом доме. В рамках этого, в зависимости от установленного членами ОСМД режима оплаты за жилищно-коммунальные услуги определяется дальнейший правовой характер использования этих сетей. В частности, если собственники жилых и нежилых помещений заключили прямые договоры с поставщиками, то в отношении их, организации обязуются предоставить услугу по предоставлению «коммунальных благ», - воды, тепла, электричества и т.д. в помещение владельца. Как следствие, становятся неуверенными юридические основания использования организациями-поставщиками внутридомовых сетей, которые задействованы в их непосредственном предоставлении, ведь внутренние сети принадлежат собственникам квартир. В таком случае выходом из ситуации может стать заключение договора сервитута, относительно права пользования чужим имуществом, правовой режим которого регулируется 32 главой Гражданского кодекса.

Читайте также: ОСМД взялись за тарифи

Если же объединение владельцев выполняет функции коллективного заказчика (абонента) коммунальных услуг, то есть, в случае заключения договора с исполнителями коммунальных услуг, то отсутствует сам факт использования ими внутренних сетей, поскольку услуга предоставляется таким образом, что граница раздела находится на воде соответствующих коммуникаций к дому, а не в квартиру. Соответственно, этими сетями пользуются исполнители, а потребители. При таких условиях потребности в заключение договора сервитута становится ненужной. Порядок совместного использования совладельцами внутридомовых сетей определяется законодательством и внутренними правилами ОСМД.

Но и с заключением таких договоров, все не так уж и просто. «На сегодняшний день практически все монополисты, за исключением энергетиков, предлагают нам заключать договоры старых, чуть ли не советских образцов. В каких ОСМД выступает как потребитель услуг, хотя в действительности мы посредником между поставщиками и потребителями», - констатирует председатель правления Ассоциации ОСМД «Молодежный»  Кировское Донецкой области Нелли Дашковець. «Мы встречались с Николаем Азаровым, с Анатолием Близнюком, и поднимали это важный вопрос на уровне государства. Ведь монополисты уже начали в судебном порядке заставлять ОСМД заключать те договоры, которые хотят они. Такие договоры не отражают реальной картины наших с ними отношений, и являются неприемлемыми для нас», - отметила госпожа Дашковець.

Так, содержание внутренних сетей продолжает оставаться линией раздора между различными коммунальными структурами и собственниками жилья. Эта конфликтность усиливается и из-за отсутствия отдельных отчислений в структуре тарифа на обслуживание различных видов коммуникаций. Ведь реальный «уход» за каждой из сетей - водоотведения, теплоснабжения, водоснабжения и т.д., имеет свою технологическую специфику, а следовательно, и стоимость.

 
Комментарии (0)