ГлавнаяПубликацииАналитикаВодная рента: кто, что и как влияет на тариф

Водная рента: кто, что и как влияет на тариф

Повышение тарифов за снабжение холодной и горячей воды в Украине - это следствие подорожания услуг естественных монополий, ставший в последнее время доминирующим трендом.
Повышение тарифов за снабжение холодной и горячей воды в Украине - это следствие подорожания услуг естественных монополий, ставший в последнее время доминирующим трендом. Тариф на любую услугу складывается из многих факторов и повышение хотя бы одной составляющей влечет за собой повышение всего тарифа.
 
7 декабря 2017 года Верховная Рада приняла Закон «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно обеспечения сбалансированности бюджетных поступлений в 2018 году», который предусматривает увеличение водной ренты, образующуюся в процессе хозяйственного освоения водно-ресурсного потенциала на 16,8%.
 
Пятьдесят процентов рентной платы за специальное использование воды засчитывается в общий фонд Государственного бюджета. Остальные 50% зачисляются в специальный фонд за счет которого должны финансироваться программы восстановления бассейнов рек Днепра, Тисы и Южного Буга, Программа "Питьевая вода Украины" и другие. Однако эти программы уже несколько лет подряд не финансируются вообще. Возникает вопрос - куда же направляют средства от ренты?
 
Кроме того, Законом Украины «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно улучшения инвестиционного климата в Украине» № 1797 внесены изменения и в статью 255 Налогового кодекса Украины, которые кардинально меняют концепцию по определению плательщиков рентной платы за специальное водопользование, то есть рентная плата будет взиматься только из первичных водопользователей, исключая всех других, в связи с чем все налоговое бремя с 1 января 2018 года возложется именно на первичных водопользователей.
 
По подсчетам Ассоциации «Укрводоканалэкология», объединяющая все предприятия водоснабжения и водоотведения Украины, дополнительные незапланированные расходы на уплату рентной платы за специальное водопользование только в АК «Киевводоканал» увеличатся на 300% и составят вместо 10 млн грн в этом году, более 40 млн грн в 2018 году.
 
Свои расходы в 2018 году вынуждены будут увеличить и другие водопроводные предприятия Украины. Так, расходы КП «Кременчугводоканал» на уплату ренты за специальное водопользование по прогнозам экономистов предприятия увеличится в пять раз (с 1 млн гривен в 2017 году до 5 млн гривен в 2018 году), расходы КП «Шосткаводоканал» увеличатся в 2,5 раза с 170 тыс гривен на сегодня, до 420 тыс гривен в 2018 году.
 
 
Существенное увеличение дополнительных расходов водоснабжающих предприятий Украины на уплату рентной платы за специальное водопользование обусловит необходимость поиска дополнительных источников финансирования таких расходов. А поскольку другого источника доходов, как тарифы за предоставленные услуги водопроводные предприятия просто не имеют, то такое увеличение фискальной нагрузки закончится только одним - очередным повышением тарифов на коммунальные услуги.
 
Специалисты Ассоциации «Укрводоканалэкология» подсчитали, что это повышение приведет к удорожанию в среднем на 20 копеек каждого кубометра питьевой воды для потребителя категории «население». Итак, наибольшее финансовое бремя в этом случаи ляжет на плечи обычного жителя.
 
Поэтому, важно не допустить вступления с 1 января 2018 года в силу изменений, принятых Законом № 1797 в статью 255 Налогового кодекса Украины «Рентная плата за специальное использование воды», которые приведут к коллапсу при определении объекта налогообложения и плательщика сбора за специальное использования воды и осложнения взаимоотношений между первичными и вторичными водопользователями при расчетах за подачу воды. 
 
Первый шаг в этом направлении уже сделан - Комитет по вопросам экологической политики, природопользования и ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы поддержал проект Закона «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины (относительно рентной платы за специальное использование воды)», авторами которого являются нардепы Хлань С.В . и Бриченко И.В.
 
Целью законопроекта является предотвратить возникновение с 1 января 2018 года противоречия между положениями Налогового и Водного кодексов в части правил налогообложения рентной платой за специальное использование воды, а также избежать ситуации, при которой усложнятся экономические отношения между первичными и вторичными водопользователями.
 
Законопроектом № 7213 предлагается отменить изменения в Налоговый кодекс Украины, внесенные Законом Украины «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно улучшения инвестиционного климата в Украине» (№ 1797) в части изменений в статью 255 Налогового кодекса Украины «Рентная плата за специальное использование воды», которые вступают в силу с 1 января 2018 года.
 
Но, до 1 января 2018 года осталось менее двадцати дней, а пленарная неделя в Верховной Раде осталась только одна - с 19 по 22 декабря. Народные избранники, которые уже сидят на рождественских чемоданах, могут не успеть рассмотреть законопроект № 7213, и тогда с 1 января 2018 года на всех первичных водопользователей ожидает финансовый коллапс, а на потребителей - очередное повышение тарифов на услуги централизованного водоснабжения и водоотведения.
 
Виктор Старицкий, специально для ИА «Украина Коммунальная». 

Делаете ремонт в своей квартире? Все самое необходимое вы найдете тутkoldim.com.ua. Большой выбор строительных материалов и не только. Приемлемые цены вас приятно удивят.

 
Комментарии (1)
Олена1
14 декабря 2017 г. 10:47
Усе як завжди! У нардепів чемодани та Мальдіви, у пересічного споживача - збільшення тарифу :(