Водоснабжение как бизнес

Концессия представляет собой один из возможных способов управления объектами муниципальной собственности, предназначенных для оказания коммунальных услуг населению.

Поскольку муниципалитет является ответственным за решение вопросов местного значения, в число которых входит и предоставление коммунальных услуг, то у него есть выбор, осуществлять ли управление муниципальным имуществом (объектами коммунальной инфраструктуры) путем создания муниципальных предприятий, либо - путем привлечения к управлению данными объектами компаний-концессионеров (частного бизнеса).

Преимущества использования концессионных механизмов состоят в том, что крупные международные компании, специализирующиеся, в частности, на концессиях в области водоснабжения и водоотведения, обладают обширным опытом управления подобными объектами, имеют доступ к передовым технологиям, обладают значительными возможностями по привлечению инвестиций на цели реконструкции муниципальных объектов водоснабжения и водоотведения. Привлечение компаний-концессионеров позволяет муниципальным образованиям обеспечить управление объектами коммунальной инфраструктуры с использованием самых передовых управленческих технологий, а также обеспечить обновление муниципального имущества без дополнительной нагрузки на бюджет.
 
Использование концессионных механизмов не означает переход права собственности на объекты коммунальной инфраструктуры. По окончании срока действия договора концессии объекты коммунальной инфраструктуры передаются муниципалитету, который будет иметь возможность либо заключить новый договор с той же компанией, либо объявить тендер и выбрать новую компанию-концессионера.
 
В мировой практике существуют три альтернативные модели участия частного сектора в управлении объектами муниципальной коммунальной инфраструктуры:
 
Акционирование коммунальных предприятий с возможной частичной продажей акций при сохранении контрольного пакета акций у муниципалитета. 
 
Сохранение муниципальной собственности на основные фонды коммунальной инфраструктуры и привлечение частного сектора к управлению этими фондами (включая инвестиции).
 
Приватизация путем продажи всех или контрольного пакета акций акционированного коммунального предприятия частному инвестору. 
 Читайте также: Право на жажду
Применение концессионных механизмов в полной мере возможно только при реализации второй модели участия частного сектора в управлении коммунальной инфраструктурой. Эта модель также известна как «французская» модель партнерства власти и бизнеса, поскольку именно французские частные компании-операторы в водоснабжении первыми начали широко использовать данную модель. Акционирование коммунальных предприятий широко применяется в Германии, а в Великобритании все предприятия водоснабжения находятся в частной собственности. Эти страны представляют собой образец реализации первой и третьей моделей. Применение той или иной модели участия частного сектора в каждом отдельном случае может быть предметом дискуссии, однако мировая практика показывает устойчивую тенденцию к применению «французской» модели. Сегодня концессионные механизмы используются при заключении контрактов между властью и бизнесом во многих странах и практически во всех сферах коммунальных услуг. Примеры применения концессионных механизмов можно найти в Китае, Африке, Восточной и Западной Европе, в Северной и Южной Америке. 
 
Сектор водоснабжения и водоотведения обладает специфическими технологическими характеристиками, что накладывает на частный бизнес высокие инвестиционные обязательства. Подобные инвестиции зачастую имеют долгосрочный характер, что, в свою очередь, требует заключения долгосрочного контракта - концессии. Сектор водоснабжения также является наиболее социально чувствительным. 
 
Работая в этом секторе, частная компания всегда вынуждена балансировать на тонкой грани между политическими интересами власти, повышенными требованиями потребителей, социальным характером предоставления услуги и стремлением к максимизации прибыли. 
 
Сектор водоснабжения является основным сектором городского хозяйства. Сложно недооценивать важность его для городского развития и благополучия жителей городов. Однако, несмотря на критическую роль водоснабжения и водоотведения в развитии городов, проблемам водоснабжения зачастую уделяется минимальное внимание, и то только в тех случаях, когда часть жителей остается без воды. Подобная ситуация характерна не только для развивающихся стран, но также и для стран с развитой экономикой. 
Характерной чертой услуги водоснабжения является то, что обеспечение водой удовлетворительного качества всех желающих является обязанностью властей. Частный сектор никогда не возьмет на себя подобные обязательства. Даже при полной приватизации всех систем водоснабжения, власти все равно останутся ответственными за обеспечение водой потребителей. Этот принцип является основополагающим при формировании партнерства муниципальной власти с частным оператором. Целью сотрудничества власти и бизнеса в сфере водоснабжения всегда является обеспечение равных условий доступа, уровня водоподготовки и непрерывности подачи воды. Для достижения этих целей, муниципальные власти и частный оператор берут на себя различные функции, но эти функции глубоко взаимосвязаны. Так, с одной стороны, частный оператор обязан предоставить свое ноу-хау (в рамках технического, управленческого и финансового плана) и выступить с инициативами, которые обеспечили бы доступ всех граждан к услугам водоснабжения при сохранении приемлемого уровня тарифов. С другой стороны, муниципальные власти должны оставаться гарантом общественных интересов. С самого начала контракта это должно выражаться в легитимности передачи управления, а затем – в прозрачности и обоснованности в отборе компании-оператора и выборе намеченных целей. Муниципальные власти также должны обеспечить добросовестное управление и контроль за работой компании-оператора. Данные условия необходимы для того, чтобы сотрудничество муниципальных властей и бизнеса было легитимным и не вызывало протестов со стороны общественности. 
 
Большинство соглашений концессионного типа в сфере водоснабжения имеют форму «децентрализованного партнерства». В отличие от электроэнергии, вода является товаром местного потребления, и экономически ее транспортировка ограничена пределами одного или нескольких муниципальных образований. Сети водоснабжения являются составным элементом города, географически привязанным к месту рынком, и поэтому предоставление населению воды носит ярко выраженный местный экономический и политический характер. Таким образом, местные власти могут наиболее эффективно исполнять роль устроителя концессии и партнера частного сектора. Опыт показывает, что после нескольких крупных концессий, организуемых государством (часто - в своих столицах), отмечается сильная децентрализация делегированного управления.
 
Со своей стороны, частные операторы (концессионеры) также больше предпочитают стратегию интегрирования с местными властями. Приходя на новое предприятие, компании-операторы (даже иностранные), не стремятся заменить всех действующих сотрудников. Наоборот, они прилагают максимальные усилия к работе с местными человеческими ресурсами (персонал, поставщики, исследования и т.д.), к обучению персонала и к передаче технологий. В практике французских компаний-операторов, большинство контрактов осуществляется посредством местных компаний, которых объединяет международный оператор, вносящий свой опыт и исполняющий роль ведущего оператора, и одной или несколькими компаниями принимающей страны, которые привносят местный опыт. 
 
Сотрудничество на местном уровне трех главных участников - устроителя концессии (муниципалитет), концессионера (оператор) и потребителя - позволяет, как правило, осуществлять местный контроль за работой оператора. Если рассматривать французский опыт, главный принцип механизма концессии основан на заключении соглашения между партнерами, что подразумевает выполнение каждым из участников своих обязанностей. Конечный контроль осуществляется местными властями напрямую, или через регулирующий орган. Тем не менее, данный принцип контроля поднимает некоторые вопросы. Для концессионера (а также для банков и страховых компаний) речь идет, в основном, о соблюдении устроителем концессии (муниципалитетом) своих долгосрочных обязательств и эффективности разрешения проблем в случае глубоких разногласий (которые могут быть связаны с кардинальными изменениями в политической ситуации). Для устроителя концессии речь идет о его способности эффективно осуществлять свои обязанности (предварительная подготовка, выбор партера, контроль за развитием проекта и пересмотр контракта) по отношению к партнерам, имеющим богатый опыт и значительную экономическую базу. 
 
Комментарии (2)
Иван Смольный
03 августа 2013 г. 18:46
Что-то для авторов УК становиться плохой традицией беспардонно плагиатить чужие статьи!!! e-gorod.ru/pract/practics_main/List_and_Texts/ Text_4_1_4.htm Да,кстати, де-юре в Украине в отличии от России, отсутствуют такой социальный институт как муниципалитет и "концессионное" право отличное от российского. Соответственно, содержание "слямзленой", для Украины актуально частично.
Иван Смольный
03 августа 2013 г. 18:54
Уточняю адрес оригинального материла http://www.e-gorod.ru/pract/practics_main/List_and_Texts/Text_4_1_4.htm (копировать для внесения в поле адреса полностью!)