ГлавнаяПубликацииФинансирование ЖКХКоммунальная сфера становится бизнесом

Коммунальная сфера становится бизнесом

Основные фонды предприятий ЖКХ характеризуются высоким уровнем морального и физического износа: качество услуг ЖКГ, оказываемых населению и хозяйствующим субъектам неудовлетворительная, а на проведение инвестиционных программ не хватает бюджетных средств.

Таким образом, эта социально значимое звено экономики требует немедленного реформирования. И прежде всего разработки и внедрения эффективных механизмов финансирования отрасли. Во многих странах мира таким механизмом является государственно-частное партнерство (ГЧП).

Сейчас в Верховной Раде обсуждается проект Закона «О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно особенностей передачи в аренду или концессию объектов в сферах теплоснабжения, водоснабжения и водоотвода, находящихся в коммунальной собственности», который призван устранить несогласованность между Законами «О концессии» и «Об особенностях передачи в аренду или концессию объектов централизованного водо-, теплоснабжения и водоотвода, находящихся в коммунальной собственности». Документ также направлен на создание благоприятных условий для привлечения частных инвестиций в сферу теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения путем установления прозрачных условий внесения инвестиций, закрепление гарантий их возврата, обеспечение информационной прозрачности проведения конкурса, урегулирования отношений собственности при выполнении условий договоров концессии и аренды.

В Украине Закон «О государственно-частном партнерстве» предусматривает реализацию проектов только в форме договора, тогда как, например, в ряде европейских стран такого ограничения нет: преимущественно создается специальная структура в форме юридического лица с участием публичного и частного партнера, в ряде случаев - еще при участии финансовых институтов. В рамках этого объединения и заключаются договоры, что позволяет достичь максимальной структурированности и прозрачности сделки.

Читайте также: Правила игры государственно-частного партнерства. Часть 1

По мнению экспертов, государство не заинтересовано в ГЧП. Нынешнее законодательство играет скорее против инвестора, чем его защищает, ведь до сих пор не существует четкого алгоритма действий, по которым средства будут привлекаться и возвращаться.

«Денег взять у государства или органов местного самоуправления невозможно. Поэтому сегодня всем понятно, что средства нужно искать в банках или у частных инвесторов с условием возврата. Альтернативного механизма нет. Но государству необходимо создать законы, которые будут защищать инвестора, и будут создавать возможность эти деньги вернуть. И это должно быть прозрачно, и всем понятно. А потому государство должно участвовать в процессе инвестирования на уровне инвестора, чтобы наладить процесс возврата. Тогда государство будет и само заинтересовано, чтобы развивалось ГЧП», - отметил Президент Ассоциации «Укрводоканалэкология» Виктор Маслак.

Рынки централизованного теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения к естественной монополии. Как следствие, особого внимания требуют вопросы защиты прав потребителей, а также подходы к формированию и реализации тарифной политики в этих сферах. В условиях, когда тарифная политика формируется, основываясь на популистских настроениях, а механизмы бюджетной поддержки проектов ГЧП не сформированы, трудно надеяться на заинтересованность стратегически настроенных частных партнеров участвовать в подобных проектах. Это слишком рисковано.

Эксперты также отмечают, что риски для потенциального инвестора достаточно велики.

Читайте также: Правила игры государственно-частного партнерства. Часть 2

«Проекты ГЧП чрезвычайно финансово емные и реализуются в течение длительного срока (5-50 лет). Они представляют риск и для частного, и для публичного сектора (существуют значительные политические, экономические, технологические, правовые риски). Именно наличие таких рисков и важность их эффективного распределения между публичным и частными партнерами для реализации проектов ГЧП и обусловливают сложность их подготовки. Хорошо структурированный проект за эффективно построенной системой управления рисками и их оптимальным распределением между партнерами становится особенно привлекательным для инвестора», - отметила Председатель Правления Украинского центра содействия развитию публично-частного партнерства Ирина Запатрина.

«Потенциальный инвестор встречается с двумя рисками. Первый - это не он будет устанавливать стоимость, поэтому тариф от него не зависит и второй - арендатор не будет защищен от не совсем разумных решений арендодателя. То есть, сегодня выбран один городской совет с одним председателем, которые предоставляют в аренду предприятие, через несколько лет избирается другой городской совет с другим головой, и тот говорит, что ему этот арендатор не подходит. К сожалению, на сегодня нет четкого, юридически правильного механизма, который может защитить арендатора от таких ситуаций», - подчеркнул экс-член комитета Верховной Рады по вопросам строительства, градостроения и жилищно-коммунального хозяйства и региональной политики Виктор Матчук.

Но выход есть. В частности, для развития партнерства необходимо закрепление принципов ГЧП в государственных и региональных стратегиях социально-экономического развития государства и регионов; создание благоприятного институциональной среды ГЧП, разработка и усовершенствование его нормативно-правовой базы; обеспечение государственной поддержки и гарантий государства партнерам из частного сектора; создание государственного органа по вопросам ГЧП, а также институтов гражданского общества, необходимых для его деятельности: объединений, ассоциаций, союзов, экспертных и консультативных комитетов; введение публичного контроля за выполнением договорных обязательств всеми участниками-партнерами.

Читайте также: Инвесторов не пугают украинские проблемы

«В первую очередь необходимо сделать рынок коммунальных услуг конкурентным. После создания реального рынка, цены на тарифы нужно контролировать, а не устанавливать. Также необходимо радикально изменить функции национального регулятора. Нужно чтобы рынок формировал цены, а государство, а еще лучше - местные общины, имели возможность проверять эти тарифы, их обоснованность, но не устанавливать их, так как они устанавливают стоимость масла, хлеба и т.п.. Контролировать - так, возможно влиять в какой-то мере, но не более. Тогда пойдут частные инвестиции. Инвестору нужны законодательные гарантии. Требуется изменение отношения к бизнесу в стране, с крайне негативного хотя бы на нейтральное. После этого можно будет говорить о ГЧП», - подчеркнул Виктор Матчук.

Согласно проекту Закона «О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно особенностей передачи в аренду или концессию объектов в сферах теплоснабжения, водоснабжения и водоотвода, находящихся в коммунальной собственности», предусматривается обеспечение возможности участия в конкурсе юридических лиц - нерезидентов.

По мнению специалистов, аренда или концессия определенной группой инвесторов, даже иностранными, не угрожает национальной безопасности, ведь предприятия не переходят в собственность, - только в управление.

«Сегодня, например, энергетика, сконцентрирована в определенных частных владельцев. И как показывает практика, нет угрозы национальной безопасности. Концессия - это передача в управление, а не передача в собственность. Концессионер отчитывается каждый квартал перед владельцем, о том, что было сделано, и как делается. Ничего тут страшного нет», - успокаивает Виктор Маслак.

Реализация проектов модернизации коммунальной инфраструктуры на основе ГЧП очень популярна в мире: как в развитых странах, так и в тех, которые развиваются. По данным Украинского центра содействия развитию публично-частного партнерства, за последние 20 лет в мире было реализовано более 730 проектов ГЧП в сфере водоснабжения и водоотведения на общую сумму 65,5 млрд долл., в сфере энергетики (включая теплоснабжение) - более 1950 проектов на общую сумму около 550 млрд долл.

Итак, как только начнут действовать экономически обоснованные тарифы с инвестиционной составляющей, как только станет ясно, что государство гарантирует возврат вложенного капитала через тариф, инвестор пойдет в сферу тепла и воды. В первую очередь потому, что это огромный рынок. Сегодня рынок достигает, если считать тепло и воду вместе около 40 млрд грн. И этот рынок будет постоянным.

 
Комментарии (0)