ИНФОГРАФИКА:
Як Україна пройшла найважчий в історії опалювальний сезон
Яка мінімальна температура у приміщеннях у країнах Європи
Роз'яснення, як оплачувати комуналку під час війни
Что делать, если дома холодные батареи
Состояние инфраструктуры «Укрзализныци»
Перечень льгот на ЖКУ, предусмотренных для участников боевых действий
Какие нормативы используются при расчете субсидии
Как рассчитывается жилищная субсидия и кому предназначается
Сколько лет должно служить дом, лифт или самолет
Производство электроэнергии из ВИЭ
Коммунальная сфера становится бизнесом
За неделю выдали 211 кредитов на приобретение жилья
В Украине обновили перечень ВПЛ для получения выплат
В Броварах с апреля начнутся испытания тепловых сетей
Таким образом, эта социально значимое звено экономики требует немедленного реформирования. И прежде всего разработки и внедрения эффективных механизмов финансирования отрасли. Во многих странах мира таким механизмом является государственно-частное партнерство (ГЧП).
Сейчас в Верховной Раде обсуждается проект Закона «О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно особенностей передачи в аренду или концессию объектов в сферах теплоснабжения, водоснабжения и водоотвода, находящихся в коммунальной собственности», который призван устранить несогласованность между Законами «О концессии» и «Об особенностях передачи в аренду или концессию объектов централизованного водо-, теплоснабжения и водоотвода, находящихся в коммунальной собственности». Документ также направлен на создание благоприятных условий для привлечения частных инвестиций в сферу теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения путем установления прозрачных условий внесения инвестиций, закрепление гарантий их возврата, обеспечение информационной прозрачности проведения конкурса, урегулирования отношений собственности при выполнении условий договоров концессии и аренды.
В Украине Закон «О государственно-частном партнерстве» предусматривает реализацию проектов только в форме договора, тогда как, например, в ряде европейских стран такого ограничения нет: преимущественно создается специальная структура в форме юридического лица с участием публичного и частного партнера, в ряде случаев - еще при участии финансовых институтов. В рамках этого объединения и заключаются договоры, что позволяет достичь максимальной структурированности и прозрачности сделки.
Читайте также: Правила игры государственно-частного партнерства. Часть 1
По мнению экспертов, государство не заинтересовано в ГЧП. Нынешнее законодательство играет скорее против инвестора, чем его защищает, ведь до сих пор не существует четкого алгоритма действий, по которым средства будут привлекаться и возвращаться.
«Денег взять у государства или органов местного самоуправления невозможно. Поэтому сегодня всем понятно, что средства нужно искать в банках или у частных инвесторов с условием возврата. Альтернативного механизма нет. Но государству необходимо создать законы, которые будут защищать инвестора, и будут создавать возможность эти деньги вернуть. И это должно быть прозрачно, и всем понятно. А потому государство должно участвовать в процессе инвестирования на уровне инвестора, чтобы наладить процесс возврата. Тогда государство будет и само заинтересовано, чтобы развивалось ГЧП», - отметил Президент Ассоциации «Укрводоканалэкология» Виктор Маслак.
Рынки централизованного теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения к естественной монополии. Как следствие, особого внимания требуют вопросы защиты прав потребителей, а также подходы к формированию и реализации тарифной политики в этих сферах. В условиях, когда тарифная политика формируется, основываясь на популистских настроениях, а механизмы бюджетной поддержки проектов ГЧП не сформированы, трудно надеяться на заинтересованность стратегически настроенных частных партнеров участвовать в подобных проектах. Это слишком рисковано.
Эксперты также отмечают, что риски для потенциального инвестора достаточно велики.
Читайте также: Правила игры государственно-частного партнерства. Часть 2
«Проекты ГЧП чрезвычайно финансово емные и реализуются в течение длительного срока (5-50 лет). Они представляют риск и для частного, и для публичного сектора (существуют значительные политические, экономические, технологические, правовые риски). Именно наличие таких рисков и важность их эффективного распределения между публичным и частными партнерами для реализации проектов ГЧП и обусловливают сложность их подготовки. Хорошо структурированный проект за эффективно построенной системой управления рисками и их оптимальным распределением между партнерами становится особенно привлекательным для инвестора», - отметила Председатель Правления Украинского центра содействия развитию публично-частного партнерства Ирина Запатрина.
«Потенциальный инвестор встречается с двумя рисками. Первый - это не он будет устанавливать стоимость, поэтому тариф от него не зависит и второй - арендатор не будет защищен от не совсем разумных решений арендодателя. То есть, сегодня выбран один городской совет с одним председателем, которые предоставляют в аренду предприятие, через несколько лет избирается другой городской совет с другим головой, и тот говорит, что ему этот арендатор не подходит. К сожалению, на сегодня нет четкого, юридически правильного механизма, который может защитить арендатора от таких ситуаций», - подчеркнул экс-член комитета Верховной Рады по вопросам строительства, градостроения и жилищно-коммунального хозяйства и региональной политики Виктор Матчук.
Но выход есть. В частности, для развития партнерства необходимо закрепление принципов ГЧП в государственных и региональных стратегиях социально-экономического развития государства и регионов; создание благоприятного институциональной среды ГЧП, разработка и усовершенствование его нормативно-правовой базы; обеспечение государственной поддержки и гарантий государства партнерам из частного сектора; создание государственного органа по вопросам ГЧП, а также институтов гражданского общества, необходимых для его деятельности: объединений, ассоциаций, союзов, экспертных и консультативных комитетов; введение публичного контроля за выполнением договорных обязательств всеми участниками-партнерами.
Читайте также: Инвесторов не пугают украинские проблемы
«В первую очередь необходимо сделать рынок коммунальных услуг конкурентным. После создания реального рынка, цены на тарифы нужно контролировать, а не устанавливать. Также необходимо радикально изменить функции национального регулятора. Нужно чтобы рынок формировал цены, а государство, а еще лучше - местные общины, имели возможность проверять эти тарифы, их обоснованность, но не устанавливать их, так как они устанавливают стоимость масла, хлеба и т.п.. Контролировать - так, возможно влиять в какой-то мере, но не более. Тогда пойдут частные инвестиции. Инвестору нужны законодательные гарантии. Требуется изменение отношения к бизнесу в стране, с крайне негативного хотя бы на нейтральное. После этого можно будет говорить о ГЧП», - подчеркнул Виктор Матчук.
Согласно проекту Закона «О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно особенностей передачи в аренду или концессию объектов в сферах теплоснабжения, водоснабжения и водоотвода, находящихся в коммунальной собственности», предусматривается обеспечение возможности участия в конкурсе юридических лиц - нерезидентов.
По мнению специалистов, аренда или концессия определенной группой инвесторов, даже иностранными, не угрожает национальной безопасности, ведь предприятия не переходят в собственность, - только в управление.
«Сегодня, например, энергетика, сконцентрирована в определенных частных владельцев. И как показывает практика, нет угрозы национальной безопасности. Концессия - это передача в управление, а не передача в собственность. Концессионер отчитывается каждый квартал перед владельцем, о том, что было сделано, и как делается. Ничего тут страшного нет», - успокаивает Виктор Маслак.
Реализация проектов модернизации коммунальной инфраструктуры на основе ГЧП очень популярна в мире: как в развитых странах, так и в тех, которые развиваются. По данным Украинского центра содействия развитию публично-частного партнерства, за последние 20 лет в мире было реализовано более 730 проектов ГЧП в сфере водоснабжения и водоотведения на общую сумму 65,5 млрд долл., в сфере энергетики (включая теплоснабжение) - более 1950 проектов на общую сумму около 550 млрд долл.
Итак, как только начнут действовать экономически обоснованные тарифы с инвестиционной составляющей, как только станет ясно, что государство гарантирует возврат вложенного капитала через тариф, инвестор пойдет в сферу тепла и воды. В первую очередь потому, что это огромный рынок. Сегодня рынок достигает, если считать тепло и воду вместе около 40 млрд грн. И этот рынок будет постоянным.