На вопросы «У.К.» отвечает замдиректора НТЦ «Психея» Геннадий Рябцев.
Парламент 5 июня принял за основу проект закона, которым предлагает ввести европейские стандарты при производстве и поставке тепловой и электрической энергии. Будет ли эта инициатива способствовать оптимизации рынка энергетики?
- Наведение порядка в любой отрасли, в том числе и энергетики, следует начинать с установления четкого контроля, учета производимого и потребляемого ресурса. Плюс необходимо контролировать качество этого ресурса. Если эти три условия не выполняются – никакие законопроекты не помогут.
Как проконтролировать качество?
- Для этого существуют специальные приборы учета. Но у нас до сих пор в многоквартирных домах только 20% потребителей установили счетчики на горячую, холодную воду и газ. У нас нет точных данных, относительно того, сколько газа и энергии потребляет население, а сколько промышленные предприятия. Поэтому, когда «Газпром» заявляет о том, что он не в курсе, сколько газа Украина закачивает в подземные хранилища и сколько потребляет – не лукавит. Так как назвать эти данные никто не может. Эти объемы можно только оценить, но здесь возникает очень интересный нюанс – дело в том, что парламент сейчас пытается принимать законы, регулирующие рынок, в частности, электроэнергии, которые за общей европейской риторикой содержат положения, противоречащие всем возможным улучшениям, которые должны произойти после принятия этих законов.
Например?
- Скажем, в одном из законопроектов о регулировании рынка электроэнергии было положение, обязывающие предприятия «Энергоатома» выкупать у производителей альтернативной энергии невостребованную рынком электроэнергию по «зеленому» тарифу.
Кто выступил автором этой законодательной инициативы?
- Министерство энергетики, НКРЭ пытаются от всего этого отгородиться, мол, это не их идеи. А почему? Потому что если подобные инициативы будут вноситься через Кабинет министров, то естественно, что этот законопроект нужно будет согласовывать в ряде министерств и ведомств и, очевидно, он станет известным общественности, которая может обратить внимание на такие интересные нюансы. А внести документ в парламент через депутатский корпус намного проще.
Документ уже зарегистрирован?
- Я не могу сказать сейчас точно - зарегистрирован ли он уже, но этот законопроект я точно держал в руках.
Я так понимаю, что принятие этого законопроекта грозит дополнительной финансовой нагрузкой для энергогенерирующих предприятий…
- Да, нужно будет уплачивать 5 гривен киловатт альтернативной энергии в отличие от 21 копейки за киловатт традиционной
Этот законопроект пытаются провести под эгидой стимулирования развития альтернативных источников энергии?
- Это проводиться под эгидой либерализации рынка (смеется)
То есть альтернативная энергия не востребована?
- Естественно, никто не будет покупать электроэнергию за 5 гривен киловатт. Это дорого.
Выходит, что с одной стороны, установленные в Украине «зеленые» тарифы - одни из самых высоких в Европе – являются стимулом для производства альтернативной энергии. С другой - дорогую альтернативную энергию не хочет покупать ГП «Энергорынок».
- «Зеленые» тарифы – безусловный стимул для развития альтернативной энергетики, но под этот стимул нужно подвести еще и необходимую нормативно-правовую базу, которая позволит реализовать «зеленый» тариф на практике.
А какие нормы необходимо было принять? Ведь вряд ли кто-либо из участников рынка захочет покупать энергию за 5 грн киловатт…
- Безусловно. То есть государству нужно вводить механизм поддержки, компенсации, например, но не за счет потребителя, и не за счет других участников рынка.
Компенсация за счет других участников рынка становится тенденцией?
- Да, несмотря на заявления, что перекрестное субсидирование в отрасли будет ликвидировано, принимаются все новые и новые законы, которые увеличивают финансовые объемы этого субсидирования.
Недавно в парламент было внесено 2 варианта одного законопроекта: правительственный и депутатский. Этими документами предлагалось решить проблему с поиском средств на выплату компенсации разницы в тарифах водо- и теплоснабжающим предприятиям за счет введения дополнительных платежей и сборов для облэнерго и облгазов.
- Зачем городить огромное количество законопроектов, если есть замечательный выход – единый тариф по всей Украине. Я имею в виду не единый тариф для всех регионов Украины, а единый для потребителей одного региона.
Согласны ли Вы с утверждением, что потребитель должен также брать на себя финансовую ответственность за состояние сетей и инфраструктурных систем?
- Конечно, но есть один нюанс. Существуют малообеспеченная категория населения, которым государство должно оказывать адресную помощь - тем, кто не может внести свою долю в строительство, модернизацию, реконструкцию технического состояния систем жизнеобеспечения, которые должны быть созданы в пределах территориальных сельских или городских общин или объединений совладельцев многоквартирных домов. Собственно говоря, это европейский подход. Польша, например, уже прошла это.
Приведет ли приведение тарифов на тепловую, электрическую энергию, газ и воду к экономически обоснованному уровню к падению платежной дисциплины потребителей?
- Падение потребительской дисциплины у нас сейчас существует не со стороны населения, которое в массе своей уплачивает более 90% начисленных сумм. В отличие от псевдогосударственных компаний, которые не платят. Это те, компании, в которых государство или муниципалитеты имеют акционированную долю. При этом государство регулярно устраивает финансовые амнистии для них и списывает долги. Если говорить о повышении тарифов, то это процесс должен быть прозрачным, и каждый плательщик должен знать, куда идут эти средства, видя результат – повышение качества услуги.
Беседовала Мария Цатурян