ГлавнаяПубликацииЗарубежный опытЗападные регуляторы диктуют монополистам условия

Западные регуляторы диктуют монополистам условия

Попытка регулировать монопольные виды деятельности в сферах производства, транспортирования и поставок энергоносителей и водных ресурсов вызывает в Украине множество нареканий. Как регулируются монополии в западных странах, узнавала "У.К."

Сформированная и давно устоявшаяся модель национальных регуляторов в сфере энергетики для участников сектора энергетики оказалась более привычной, чем попытка введения аналогичной процедуры регулирования сферы тепло- и водоснабжения.

Контролер или регулятор?

Отчасти, это связано с тем, что границы между понятиями «контроль» и «регулирования» часто четко не определены. Контроль стоит понимать как метод управления экономическими объектами и процессами, заключающийся в наблюдении с целью проверки соответствия наблюдаемого состояния объекта желаемому и необходимому состоянию, предусмотренному законами. Регулирование, как правило, понимается как контроль над установлением тарифов и цен.

Читайте также: Правила игры в природную монополию

В международной практике принято считать, что существуют два типа контроля естественных монополий со стороны государства – внешний и внутренний. Внешний осуществляется посредстом принятия регламентирующих актов или корректирующее налогообложение (штрафы и субсидии), а внутренний – реализуется через непосредственное присутствие представителей государственных органов (с правом принятия решения) в самих компаниях-монополистах.

Королевское двоевластие

Зарубежный опыт регулирования естественных монополий основан на принципе самостоятельности национальных регуляторов не только от самих контролируемых компаний, но и от других органов государственного управления. Кроме того, действия всех регулирующих органов должны быть максимально согласованы, что дает им большую свободу в принятии решений.

Регулирование естественных монополий в западных странах реализуется с помощью административных органов, судов, либо тех и других. Считается, что самая непростая ситуация сложилась в Великобритании, где система контроля является двусторонней. В 1980 году в стране был принять закон о конкуренции, который не оправдал возлагаемых на него надежд, в той части, что не прибавилось оперативности в контроле естественных монополий. Сегодня британская система контроля основывается на законодательстве о добросовестной торговле и о конкуренции, где ведущая роль принадлежит Ведомству по добросовестной торговле, Комиссии по монополиям, государственному секретарю торговли и промышленности.

Читайте также: Естественные монополии превращаются в энергорынок

С другой стороны естественные монополии контролирует Суд по ограничительной практике. Отметим, что в Великобритании транспорт и распределение газа отделены от сфер потенциальной конкуренции (добыча газа). Таким образом, в монопольной собственности и управлении находятся только газопроводы и газораспределительная сеть, а задачей реформ провозглашается повышение эффективности путем внедрения в функционирование естественных монополий рыночного механизма, для которого имеются соответствующие технические возможности.

Суд против картельного сговора

В США основная функция государственного контроля за естественными монополиями возложена на антитрестовский отдел Министерства юстиции. Данный отдел вправе возбуждать судебные производства против нарушения антитрестовского законодательства. Функцией контроля также обладает Федеральная торговая комиссия. Однако, главную роль в этой деятельности играют федеральные суды и, в первую очередь, Верховный суд США, который определяет легитимность тех или иных ограничений в договорах или методах хозяйственной деятельности.

Как и в Великобритании, состав регулируемых отраслей в США имеет свои особенности. Так, например, транспортировка газа по газопроводам не является естественной монополией. В США существуют спотовый и фьючерсный рынки газа с низкими ценами на газ, относительно открытым и взаимосвязанным контрактным рынком на право использования газопроводов и хранилищ.

В Германии функции регулирования возложены на органы по делам картелей, куда входят Федеральное ведомство по делам картелей, министр экономики и высшие органы земель. В их полномочия входит осуществление расследования и возбуждение административных производств, а также наложение штрафов.

В целом, основные принципы регулирования естественных монополий за рубежом можно сформулировать, как необходимость альтернативных источников информации об объекте регулирования; предпочтительность ценового регулирования перед регулированием нормы прибыли естественной монополии. При этом должно быть полное отделение регулируемого естественно-монопольного сектора от конкурентных сфер деятельности отрасли. В развитых странах модель регулирования опирается на несколько стратегий, среди которых наиболее эффективной является стратегия, базирующаяся на модели ценообразования, ориентированной на работу естественных монополий в условиях «второго наилучшего решения».  

 
Комментарии (1)
Sergiy
29 января 2014 г. 09:11
Шановна редакція!Дуже цікаву започаткували тему. Нам би їх проблеми. Прошу при наявності матеріалів ознайомити користувачів Вашим шановним виданням про систему регулювання в наших бувших республіках СРСР.Та інформувати про кваліфікаційні вимоги за кордоном до членів регуляторних органах та участь у їх роботі громадськості. Дякую!