ИНФОГРАФИКА:
Хто має звернутися за субсидією на наступний період?
Як працює державна програма єОселя
Опалювальний сезон у Євросоюзі
Як Україна пройшла найважчий в історії опалювальний сезон
Яка мінімальна температура у приміщеннях у країнах Європи
Роз'яснення, як оплачувати комуналку під час війни
Что делать, если дома холодные батареи
Перечень льгот на ЖКУ, предусмотренных для участников боевых действий
Какие нормативы используются при расчете субсидии
Как рассчитывается жилищная субсидия и кому предназначается
Сколько лет должно служить дом, лифт или самолет
Производство электроэнергии из ВИЭ
Жилищно-коммунальные тарифы: точка роста или точка невозврата?
«Несерьезные» итоги 2021 года
Несоответствие государственным стандартам теплосчетчиков «Семпал» официально подтверждено
Почему украинские коммунальщики закупают счетчики пророссийского производителя?
За что мы платим?
Оплату за услуги по содержанию жилых зданий и придомовых территорий для среднестатистического потребителя услуг ЖКХ более привычно вносить как «квартирную плату». Это безобидное словосочетание вмешает в себя более 20 различных жилищных услуг, стоимость которых утверждают органы местного самоуправления после согласования с Госинспекцией по ценам и ценовому регулированию. В частности, квартплату формируют услуги по уборке придомовых территорий и лестничных клеток многоквартирных домов; услуги по вывозу твердых бытовых отходов (с учетом сбора, хранения, перевозки, переработки, утилизации и захоронения); обслуживание лифтового хозяйства и систем диспетчеризации; содержание внутридомовых систем водо- и теплоснабжения, водоотвода, канализации; дератизация и дезинсекция; обслуживание и содержание вентиляционных систем здания, текущий ремонт всех систем дома; обслуживание территории в зимнее время, ее освещение; проверка и ремонт приборов учета отпускаемых потребителю ресурсов.
Примечательно, что до 2009 года механизм тарифообразования определялся постановлением Кабинета Министров №560 от 12 июня 2005 года. Согласно ему, размер квартплаты рассчитывался по каждому дому отдельно, что стало причиной формирования существенной разницы в тарифах не только между населенными пунктами, но и между жилыми домами одного квартала. Местные власти вынуждены постоянно погашать тарифную разницу, которая исчисляется миллионами гривен. Правительство решило отойти от расчетов стоимости жилищных услуг на основании количества жильцов в доме и отменило это постановление.
Взамен, в рамках формирования единого подхода к тарифообразованию, правительство Николая Азарова в июне 2011 года приняло постановление №869, которым обещало предложить производителям и поставщикам услуг ЖКХ новую методику. Вместо нововведений, документ лишь объединил все нормативно-правовые акты в сфере тарифной политики, действующие ранее. Относительно жилищных услуг, формирующих квартирную плату, принцип остался неизменным: она по-прежнему рассчитывается для каждого жилого дома отдельно, за основу взята стоимость обслуживания одного квадратного метра, тарифы утверждают местные власти. Новшеством является то, что Кабмин запретил включать услуги по вывозу мусора и обслуживания лифтов в общий перечень. Теперь каждый гражданин обязан заключать отдельный договор с исполнителем этих услуг, которым определяется их стоимость.
Кто виноват?
Несовершенство законодательной базы создает все основания для фактически произвольного расчета тарифов местными властями и коммунальными ЖЭКами. Несмотря на то, что новое постановление жестко ограничило составляющие накладных расходов исполнителей услуг, наполнение других тарифных составляющих – бесконтрольно. Например, только от решения ЖЭКа зависит, какой будет стоимость услуг по ремонту крыш, уборке лестничных клеток, подготовке эксплуатации дома в осенне-зимний период, уборке подвальных помещений. Ключевой статьей расходов, постоянно влияющей на размер тарифа, является проведение текущих ремонтов здания. «Текущие ремонты ЖЭКи проводят ежемесячно и по нескольку раз. Причем, ремонтом считается замена любой гайки», - жалуется директор объединения совладельцев многоквартирных домов «Свитанок» (Голосеевский р-н, Киев) Валерий Поддубный.
Еще одним фактором, который способствует тарифному произволу, является отсутствие действенных механизмов контроля исполнителей услуг со стороны центральных и местных органов власти. Чтобы предупредить возможность сговора коммунальных служб, городских властей и подрядных фирм, Министерство по вопросам ЖКХ летом 2008 года создало контролирующий орган – Государственную жилищно-коммунальную инспекцию. В 2009 году ГЖКИ провела массовую проверку ЖЭКов и исполнителей услуг на предмет обоснованности действующих тарифов. В результате за десять месяцев 2009 года инспекция в ходе проверки 1,7 тыс. исполнителей услуг разных форм собственности выявила нарушения у 930 из них. В частности, эти субъекты хозяйствования завысили размер квартирной платы суммарно на 0,5 млрд грн. Впрочем, санкций за взимание с потребителей необоснованной платы не последовало. В 2010 году, в связи с проведением административной реформы, ГЖКИ стала структурным подразделением Госархстройинспекции. «Фактически ГЖКИ прекратила свое существование. Теперь на коммунальные ЖЭКи управы нет, раньше они хоть инспекторов боялись», - отметила эксперт Черкасского ресурсного центра по работе с ОСМД Лариса Мешковая.
«Модная» тенденция приведения тарифов к уровню окупаемости не обошла стороной и тарифы на содержание домов и их территорий. В связи с постоянным ростом стоимости энергоресурсов, местные власти вынуждены повышать квартплату за освещение придомовых территорий, лестничных пролетов, обслуживание насосных и бойлерных, эксплуатацию лифтов. Кроме того, рост тарифа обусловлен повышением размера минимальной заработной платы. Если в январе текущего года ее размер составлял 941 грн, то уже с 1 декабря она вырастет до 1,04 тыс. грн. Учитывая динамику роста фонда оплаты труда исполнителей услуг, и увеличение стоимости энергоносителей, местные власти обещали повышение квартирной платы уже с 1 марта. Так в Донецке квартплата повысилась на 70-80%, во Львове – на 35-40%. В южных регионах страны повышение составило 20-60%. В Киеве двухлетний мораторий на рост квартплаты ввел глава городской администрации Александр Попов.
В результате вышеуказанных факторов между регионами существует колоссальная разница в тарифах на услуги по обслуживанию и содержанию жилфонда. «Существуют города, например, Луцк, Чернигов, Сумы, где средний тариф составляет 0,6-1,2 грн за квадратный метр и этот тариф почти на 90% покрывает затраты на производство услуг. А есть города, например, Запорожье, Днепропетровск, Симферополь, где тариф составляет 2-4 грн за квадратный метр, но покрывает лишь 55-60% затрат», – рассказали в Ассоциации энергоэффективных городов Украины. Причем, ни начисление субсидии населению, ни бюджетное субсидирование тарифной разницы не выравнивает существующую ситуацию.
Что делать?
Формировать эффективную тарифную политику в сфере жилищных услуг намерены в Министерстве регионального развития, строительства и ЖКХ посредством ужесточения госрегулирования на одни из самых дорогостоящих услуг в перечне. Как сообщили корреспонденту ИА «Украина Коммунальная» в ведомстве, в ближайшее время власти возьмутся за наведение порядка в сфере предоставления услуг по вывозу мусора. Удельный вес стоимости услуг по вывозу бытовых отходов в структуре квартплаты достигает 30-35%, на втором месте – обслуживание лифтового хозяйства (10-15% доля в тарифе).
По словам начальника департамента по благоустройству и коммунальному обслуживанию Минрегиона Александра Игнатенко, ведомство разрабатывает ряд законопроектов, которыми намерено систематизировать рынок услуг по вывозу бытовых отходов. В частности, по его словам, препятствовать монопольному положению исполнителей услуг в городах будут за счет концентрации отрасли. «Существует проблема с контролем по проведению прозрачного конкурсного отбора по выбору исполнителей услуг и тарифообразованием. Поэтому мы разработали Порядок конкурсного отбора исполнителей услуг в этой сфере, который 16.11.11 был утвержден Кабинетом Министров Украины. Мы планируем полномочия по вопросам по переработки, утилизации и захоронения, а также регулирования тарифов по этим операциям, передать от органов местного самоуправления облгосадминистрациям. Кроме того, планируется урегулировать вопросы сбора и перевозки бытовых отходов в сельской и поселковой местности, а именно передать этот вопрос районным государственным администрациям»,- уверен чиновник.
Впрочем, источник ИА «Украина Коммунальная» в Кабмине рассказал, что концентрация и централизация власти будет распространяться на всю сферу услуг по обслуживанию жилищного фонда. «Сейчас в Минрегионе готовится проект закона, которым предлагается создать консультационный орган на базе ведомства, который будет анализировать тарифную политику на жилищные услуги на местах, и влиять на изменения квартплаты. В правительстве считают, что бесконтрольный рост тарифной платы можно остановить только путем введения механизмов именно государственного регулирования», - сообщил госчиновник.
Мария Ъ-Цатурян, специально для ИА «Украина Коммунальная»
При проектировании трубопроводных систем очень важно использовать качественные материалы. Это касается и самих труб. Приобрести предизолированные трубы по приемлемой цене вы можете тут https://energoresurs-teplo.com.ua/predizolirovanietrubi.html. Качество, которое вас не подведет.