ГлавнаяПубликацииАналитикаЖилищно-коммунальные тарифы: точка роста или точка невозврата?

Жилищно-коммунальные тарифы: точка роста или точка невозврата?

Оплату за услуги по содержанию жилых зданий и придомовых территорий для среднестатистического потребителя услуг ЖКХ более привычно вносить как «квартирную плату».

За что мы платим?
Оплату за услуги по содержанию жилых зданий и придомовых территорий для среднестатистического потребителя услуг ЖКХ более привычно вносить как «квартирную плату». Это безобидное словосочетание вмешает в себя более 20 различных жилищных услуг, стоимость которых утверждают органы местного самоуправления после согласования с Госинспекцией по ценам и ценовому регулированию. В частности, квартплату формируют услуги по уборке придомовых территорий и лестничных клеток многоквартирных домов; услуги по вывозу твердых бытовых отходов (с учетом сбора, хранения, перевозки, переработки, утилизации и захоронения); обслуживание лифтового хозяйства и систем диспетчеризации; содержание внутридомовых систем водо- и теплоснабжения, водоотвода, канализации; дератизация и дезинсекция; обслуживание и содержание вентиляционных систем здания, текущий ремонт всех систем дома; обслуживание территории в зимнее время, ее освещение; проверка и ремонт приборов учета отпускаемых потребителю ресурсов.

Примечательно, что до 2009 года механизм тарифообразования определялся постановлением Кабинета Министров №560 от 12 июня 2005 года. Согласно ему, размер квартплаты рассчитывался по каждому дому отдельно, что стало причиной формирования существенной разницы в тарифах не только между населенными пунктами, но и между жилыми домами одного квартала. Местные власти вынуждены постоянно погашать тарифную разницу, которая исчисляется миллионами гривен. Правительство решило отойти от расчетов стоимости жилищных услуг на основании количества жильцов в доме и отменило это постановление.

Взамен, в рамках формирования единого подхода к тарифообразованию, правительство Николая Азарова в июне 2011 года приняло постановление №869, которым обещало предложить производителям и поставщикам услуг ЖКХ новую методику. Вместо нововведений, документ лишь объединил все нормативно-правовые акты в сфере тарифной политики, действующие ранее. Относительно жилищных услуг, формирующих квартирную плату, принцип остался неизменным: она по-прежнему рассчитывается для каждого жилого дома отдельно, за основу взята стоимость обслуживания одного квадратного метра, тарифы утверждают местные власти. Новшеством является то, что Кабмин запретил включать услуги по вывозу мусора и обслуживания лифтов в общий перечень. Теперь каждый гражданин обязан заключать отдельный договор с исполнителем этих услуг, которым определяется их стоимость.

Кто виноват?
Несовершенство законодательной базы создает все основания для фактически произвольного расчета тарифов местными властями и коммунальными ЖЭКами. Несмотря на то, что новое постановление жестко ограничило составляющие накладных расходов исполнителей услуг, наполнение других тарифных составляющих – бесконтрольно. Например, только от решения ЖЭКа зависит, какой будет стоимость услуг по ремонту крыш, уборке лестничных клеток, подготовке эксплуатации дома в осенне-зимний период, уборке подвальных помещений. Ключевой статьей расходов, постоянно влияющей на размер тарифа, является проведение текущих ремонтов здания. «Текущие ремонты ЖЭКи проводят ежемесячно и по нескольку раз. Причем, ремонтом считается замена любой гайки», - жалуется директор объединения совладельцев многоквартирных домов «Свитанок» (Голосеевский р-н, Киев) Валерий Поддубный.

Еще одним фактором, который способствует тарифному произволу, является отсутствие действенных механизмов контроля исполнителей услуг со стороны центральных и местных органов власти. Чтобы предупредить возможность сговора коммунальных служб, городских властей и подрядных фирм, Министерство по вопросам ЖКХ летом 2008 года создало контролирующий орган – Государственную жилищно-коммунальную инспекцию. В 2009 году ГЖКИ провела массовую проверку ЖЭКов и исполнителей услуг на предмет обоснованности действующих тарифов. В результате за десять месяцев 2009 года инспекция в ходе проверки 1,7 тыс. исполнителей услуг разных форм собственности выявила нарушения у 930 из них. В частности, эти субъекты хозяйствования завысили размер квартирной платы суммарно на 0,5 млрд грн. Впрочем, санкций за взимание с потребителей необоснованной платы не последовало. В 2010 году, в связи с проведением административной реформы, ГЖКИ стала структурным подразделением Госархстройинспекции. «Фактически ГЖКИ прекратила свое существование. Теперь на коммунальные ЖЭКи управы нет, раньше они хоть инспекторов боялись», - отметила эксперт Черкасского ресурсного центра по работе с ОСМД Лариса Мешковая.

«Модная» тенденция приведения тарифов к уровню окупаемости не обошла стороной и тарифы на содержание домов и их территорий. В связи с постоянным ростом стоимости энергоресурсов, местные власти вынуждены повышать квартплату за освещение придомовых территорий, лестничных пролетов, обслуживание насосных и бойлерных, эксплуатацию лифтов. Кроме того, рост тарифа обусловлен повышением размера минимальной заработной платы. Если в январе текущего года ее размер составлял 941 грн, то уже с 1 декабря она вырастет до 1,04 тыс. грн. Учитывая динамику роста фонда оплаты труда исполнителей услуг, и увеличение стоимости энергоносителей, местные власти обещали повышение квартирной платы уже с 1 марта. Так в Донецке квартплата повысилась на 70-80%, во Львове – на 35-40%. В южных регионах страны повышение составило 20-60%. В Киеве двухлетний мораторий на рост квартплаты ввел глава городской администрации Александр Попов.

В результате вышеуказанных факторов между регионами существует колоссальная разница в тарифах на услуги по обслуживанию и содержанию жилфонда. «Существуют города, например, Луцк, Чернигов, Сумы, где средний тариф составляет 0,6-1,2 грн за квадратный метр и этот тариф почти на 90% покрывает затраты на производство услуг. А есть города, например, Запорожье, Днепропетровск, Симферополь, где тариф составляет 2-4 грн за квадратный метр, но покрывает лишь 55-60% затрат», – рассказали в Ассоциации энергоэффективных городов Украины. Причем, ни начисление субсидии населению, ни бюджетное субсидирование тарифной разницы не выравнивает существующую ситуацию.

Что делать?
Формировать эффективную тарифную политику в сфере жилищных услуг намерены в Министерстве регионального развития, строительства и ЖКХ посредством ужесточения госрегулирования на одни из самых дорогостоящих услуг в перечне. Как сообщили корреспонденту ИА «Украина Коммунальная» в ведомстве, в ближайшее время власти возьмутся за наведение порядка в сфере предоставления услуг по вывозу мусора. Удельный вес стоимости услуг по вывозу бытовых отходов в структуре квартплаты достигает 30-35%, на втором месте – обслуживание лифтового хозяйства (10-15% доля в тарифе).

По словам начальника департамента по благоустройству и коммунальному обслуживанию Минрегиона Александра Игнатенко, ведомство разрабатывает ряд законопроектов, которыми намерено систематизировать рынок услуг по вывозу бытовых отходов. В частности, по его словам, препятствовать монопольному положению исполнителей услуг в городах будут за счет концентрации отрасли. «Существует проблема с контролем по проведению прозрачного конкурсного отбора по выбору исполнителей услуг и тарифообразованием. Поэтому мы разработали Порядок конкурсного отбора исполнителей услуг в этой сфере, который 16.11.11 был утвержден Кабинетом Министров Украины. Мы планируем полномочия по вопросам по переработки, утилизации и захоронения, а также регулирования тарифов по этим операциям, передать от органов местного самоуправления облгосадминистрациям. Кроме того, планируется урегулировать вопросы сбора и перевозки бытовых отходов в сельской и поселковой местности, а именно передать этот вопрос районным государственным администрациям»,- уверен чиновник.

Впрочем, источник ИА «Украина Коммунальная» в Кабмине рассказал, что концентрация и централизация власти будет распространяться на всю сферу услуг по обслуживанию жилищного фонда. «Сейчас в Минрегионе готовится проект закона, которым предлагается создать консультационный орган на базе ведомства, который будет анализировать тарифную политику на жилищные услуги на местах, и влиять на изменения квартплаты. В правительстве считают, что бесконтрольный рост тарифной платы можно остановить только путем введения механизмов именно государственного регулирования», - сообщил госчиновник.

Мария Ъ-Цатурян, специально для ИА «Украина Коммунальная»

При проектировании трубопроводных систем очень важно использовать качественные материалы. Это касается и самих труб. Приобрести предизолированные трубы по приемлемой цене вы можете тут https://energoresurs-teplo.com.ua/predizolirovanietrubi.html. Качество, которое вас не подведет.

 
Комментарии (0)