ГлавнаяПубликацииАналитикаЖилищно-коммунальный спам, или О рекламе на платежках

Жилищно-коммунальный спам, или О рекламе на платежках

Реклама... Этот «двигатель торговли» в значительной мере определяет наш образ и стиль жизни. Мы не замечаем, как реклама на нас действует... Немецкий журнал Spiegel определил ее как «пятую власть».

Феномен рекламы столь многогранен, что и создатели, и потребители ее, признавая или отрицая влияние «пятой власти», высказываются о рекламе весьма противоречиво. Так, например, Жак Сигел, маэстро мировой рекламы, однажды сказал: «Реклама давно уже не просто слово в торговле. Это слово в политике, слово в общественных отношениях, слово в морали».

Слово в морали... Судя по рекламе которая неожиданно врывается при просмотре национального телевидения, в Украине осталось только три проблемы – кариес, перхоть и педикулез или по-простому – вшивость. Оптимистично так и я бы сказал с какой-то радостью, предлагают нам средства от кариеса, перхоти и вшей. Может быть поэтому такая реклама в нашей жизни вызывает у многих людей, в основном, негативные эмоции. А может еще и потому, что пространства, где нет рекламы, остается все меньше и меньше...

Реклама в подъездах жилых домов, в лифтах, на проездных билетах общественного транспорта, на платежных терминалах, в душевых кабинах спортивных клубов и комплексов, в туалетных комнатах кинотеатров – вот далеко не полный перечень мест, где нам «неожиданно» могут встретиться различные рекламные носители.

В нынешней непростой экономической ситуации некоторые даже очень известные компании, являющиеся крупнейшими рекламодателями, отказываются от традиционного способа размещения рекламы в печатных СМИ, ТV, радио и направляют свои усилия в директ-маркетинг. При этом самый распространенный вид директ-маркетинга – или почтовая рассылка, позволяющая обращаться непосредственно к потенциальному клиенту.

Вы не ждали, а мы...
Среди почтовой рассылки особое место для рекламных агентств занимают счета на оплату коммунальных услуг. Кто-то из читателей может спросить, а собственно, причем здесь представители рекламной индустрии? До определенного времени такой вопрос вполне мог бы быть уместен. Однако с ноября 2010 года киевляне и скорее всего, не только они, в свои почтовые ящики начали получать новые квитанции на оплату коммунальных услуг. На одной стороне, все как обычно – напечатан счет, а вот с другой – счет на оплату напоминает классическую рекламную листовку. Вернее сказать ей и является...

С моим знакомым «благодаря» этому новшеству произошел не очень приятный казус... Как всегда, «выгребая» из почтового ящика рекламный спам, он выбросил и «долгожданную» платежку. Через месяц, заподозрив неладное, уважаемый и очень ответственный Григорий Петрович начал опрашивать соседей, почему до сих пор не пришел платежный документ за коммунальные услуги. Окончив свое собственное расследование и осознав, что вместе с рекламным спамом, он незаметно для себя «расстался» и с платежкой, Петрович пошел оплачивать коммунальные услуги, правда, уже с пеней...

Рассказывая этот, на первый взгляд, забавный случай, мой знакомый не удержался и спросил, кто придумал на обратной стороне платежки размещать рекламу и кто должен возместить ему как моральный, так и материальный ущерб от «новшества» - размещать рекламу на платежке.

И если, по первой части вопроса Григория Петровича особых сложностей у меня не возникло, то вторую часть вопроса я оставляю открытой. Итак, в отношении кто придумал размещать рекламу на платежках. Свободу предпринимательской деятельности разрешил Закон Украины «О предпринимательстве», который вступил в действие 7 февраля 1991 года. В третьей статье этого законодательного акта говорится: «Предприниматели имеют право без ограничений принимать решение и осуществлять самостоятельно любую деятельность, что не противоречит действующему законодательству...». Законодательством Украины четко не урегулирован вопрос о размещении рекламы в извещениях, счетах, письмах от государственных или коммунальных учреждений, а значит, размещение рекламы на обратной стороне платежки за коммунальные услуги, вполне законная деятельность.

Хотя... Закон Украины «О рекламе», который регулирует отношения на рекламном рынке, гласит, что основными принципами рекламы являются: законность, точность, достоверность, использование форм и средств, не причиняющих, потребителю рекламы ущерба. При этом к потребителям, Закон относит: «...неопределенный круг лиц, на которых направляется реклама».

Платежка за коммунальные услуги, строго адресный и до недавнего времени - именной документ и поэтому у жильцов все-таки может возникнуть вопрос о законности размещения рекламы...

Конечно, платежка адресный документ, но не именной, а анонимный, - говорили мне представители рекламных агентств, которые занимаются этим видом деятельности. И должен признать, они правы. С 1 января 2011 года вступил в силу Закон Украины «О защите персональных данных», а в феврале, например, киевляне получили платежки за коммунальные услуги нового образца. В этих документах уже нет фамилий собственников квартир, их нужно вписывать самим при оплате услуг. Можно ли отнести к неопределенному кругу лиц, на которых направляется реклама, документы, на которых есть адрес плательщика и его расчетный счет?

Не репрезентативный опрос
В этих непростых юридических «тонкостях» могут разобраться только юристы-профессионалы. В тоже время, не репрезентативный опрос «населения», а точнее - моих соседей, показал, что по вопросу размещения рекламы на платежках существуют различные мнения.

Станислав Васильевич, отставной военный однозначно заявил, что его реклама на платежке страшно бесит. Он не понимает, почему коммунальное учреждение, каким является Главный информационно-вычислительный центр КГГА, заключает договора на размещение рекламы на официальном документе, без согласия самих плательщиков за коммунальные услуги.

Менее радикально настроенные соседи отметили, что реклама на платежках вполне уместна, но она должна быть полезной для жильцов. Было бы неплохо на обратной стороне иметь, например, «горячие» телефоны аварийных служб...

Молодежь, отвечая на этот вопрос, убеждена, что реклама на платежках, должна быть направлена на определенную целевую аудиторию и в первую очередь на тех, кто непосредственно оплачивает коммунальные услуги, а это в основном, женщины среднего и мужчины пожилого возраста... «Мы, достаточно, редко ходим оплачивать эти счета», - с оптимизмом говорит молодость...

Достаточно неожиданную и даже немного «крамольную» мысль, высказала бухгалтер со стажем: «...затраты налогоплательщика, связанные с размещением рекламы на платежках за коммунальные услуги, не признаются расходами на рекламу и, естественно, не учитываются при определении налоговой базы».

Интересно, как сами рекламные агентства преподносят потенциальным рекламодателям свою услугу по размещению рекламы на платежках? Они убеждены, что реклама на платежках - это не очередной спам в почтовом ящике потребителя, не раздражающая порой макулатура, а официальный документ...

Вместо заключения
Рекламная индустрия развивается. Безусловно, как и любая капиталоемкая отрасль, здесь есть свои Остапы Бендеры, которые также как и «великий комбинатор» и «идейный борец за денежные знаки», знают много «честных способов отъема денег». На эту мысль меня навела информация о том, что из-за незаконной рекламы городская казна Киева в 2010 году не получила более 50 миллионов гривен...

Наверно поэтому в столице значительно повышена ответственность за незаконную рекламу. Если ранее за это был административный штраф в размере 1 тыс. 700 грн, то сейчас этот вид «деятельности» обойдется «всем желающим в 17 тысяч грн. Но здесь, как говорил один из киногероев – главное, чтобы «наши желания совпадали с нашими возможностями».

Что касается рекламы на платежках за коммунальные услуги, то, безусловно, интересы горожан должны быть учтены и при решении этого вопроса.

Николай Бойко специально для ИА «Украина Коммунальная»

Реклама, как известно, двигатель торговли. Она носит различный характер. Контекстная реклама одна из таковых. Более детально ознакомиться со спецификой данной рекламы можно на сайте style-studio.com.ua. Вступайте в новый мир с новыми возможностями.

 
Комментарии (0)