ГлавнаяПубликацииЗаконодательствоЖКХ будут штрафовать за отсутствие счетчиков

ЖКХ будут штрафовать за отсутствие счетчиков

Минрегион обнародовал новый проект закона, запрещающий безучетное потребление воды и тепловой энергии. Если он будет принят, исполнителей услуг ожидают штрафы за срывы сроков, указанных в документе.

На официальном сайте Минрегиона обнародован новый текст законопроекта «О коммерческом учете тепловой энергии, воды и водоснабжения», которым предлагается предоставлять услуги централизованного отопления и горячего водоснабжения только при условии наличия приборов учета для юридических лиц, осуществляющих управление многоквартирным домом (ОСМД, ЖСК) – с января 2018 года, а для всех остальных категорий потребителей – с 1 января 2017 года. Счетчики на холодную воду абоненты, в случае принятия закона, будут вынуждены установить быстрее: для ОСМД коммерческий учет может стать обязательным уже с 2017 года, а для всех остальных – с 1 января 2016 года. 

Это не первая попытка правительства урегулировать ситуацию, связанную с бесконтрольным потреблением воды и тепловой энергии населением. Так в январе текущего года Кабинет Министров зарегистрировал в парламенте проект закона №2052, которым предлагались изменения в действующее законодательство, связанные с введением моратория на безучетный отпуск тепла и воды. Впрочем, уже в апреле Комитет Верховной Рады по вопросам строительства, градостроения, ЖКХ и региональной политики на своем заседании решил рекомендовать парламенту доработать документ. Тогда глава Комитета Спиридон Килинкаров отметил, что на заседании давно не рассматривался законопроект, «к которому написано такое количество замечаний».
 
Напомним, документом также предлагалось установить мораторий на безучетное централизованноге горячее и холодное водоснабжение населения – с января 2018 года, а на поставку тепловой энергии – с 1 октября 2017 года. При этом под коммерческим учетом стоит понимать как обеспечение бытовых потребителей индивидуальными счетчиками, так и узлами подомового учета. Закупку счетчиков законопроектом предлагалось финансировать за счет потребителей, а их содержание и обслуживание – возмещать через тарифы на указанные услуги. Основной критике парламентариев-членов профильного Комитета, а также экспертов подверглись нормы документа, которыми, в случае его принятия в сессионном зале, планировалось упразднить понятие «балансодержатель», а также заменить понятие «исполнитель услуги» на «производитель», что фактически означало бы работу предприятий ЖКХ – естественных монополистов – с потребителями по прямым контрактам.
В частности, нарекания Главного научно-экспертного управления вызвала ст. 16 законопроекта, которой предлагается переложить ответственность по установке приборов учета на собственников многоквартирных домов. По мнению парламентских экспертов, эта формулировка не является достаточно четкой, «поскольку не определено, кто на самом деле должен устанавливать узел учета». «Эта ситуация может привести к тому, что производители будут включать в себестоимость услуги затраты на установку приборов учета, которые были установлены собственниками жилья самостоятельно», - отмечалось в выводах управления (копией располагает «У.К.»).
 
Также эксперты не согласились с нормой, которой предлагается отемнить понятие «исполнителя» услуги. По их мнению, такое предложение противоречит ст. 901 Гражданского Кодекса, где четко указано, что стороной договора о предоставлении услуг является именно «исполнитель». Таким образом, предлагается считать таковыми предприятия – производителей услуг. 
 
При этом, ГНЭУ рекомендовало народным депутатам учесть тот факт, что отсутствие в принятом Радой законе «Об обеспечении коммерческого учета природного газа» одной из ключевых норм, защищающей интересы бытовых потребителей, стала причиной президентского вето. В частности, речь идет об отсутствии в документе нормы, запрещающей прекращать поставки безучетного газа потребителям в случае, если счетчик не был установлен по вине газоснабжающего предприятия. Тогда это стало поводом для возврата Президентом законопроекта в парламент с замечаниями Главы государства. Примечательно, что кампания по установке газовых счетчиков населению началась в 2011 году с принятием соответствующего закона. Однако до сих пор приборами учета оснащена лишь пятая часть бытовых абонентов. Преимущественно, это граждане, использующие газ для отопления.
 
Новый законопроект Минрегиона дублирует основные нормы раскритикованного народными депутатами документа. В частности, не изменилось предложение об обязательном учете ресурсов, а также не отменены обязательства потребителей устанавливать приборы учета за свой счет. Принципиальным отличием является то, что новый проект не является набором правок в законодательство, а предлагает ввести обязательный коммерческий учет на уровне отдельного закона. Кроме того, из документа исчезла формулировка «балансодержатель», она заменена на «балансовую принадлежность имущества». При этом, коммерческий учет тепловой энергии и воды стоит понимать как фактически потребленный объем ресурсов и энергии, на основании которого проводятся расчеты между потребителями услуг и их исполнителями. Таким образом, разработчики устранили ранее раскритикованную депутатами норму, противоречащую Гражданскому Кодексу. 
Читайте также: Сколько стоит ЖКХ?
Ключевая статья о запрете безучетного потребления воды и тепловой энергии, напротив, подверглась серьезным изменениям. В частности, замечание парламентариев о необходимости смягчить формулировку о введении моратория в связи с необходимостью защитить интересы потребителей, если счетчики не будут установлены в срок, было проигнорировано. Взамен, Минрегион предложил штрафовать за срыв закрепленных документом сроков должностных лиц ОСМД и других юрлиц-управителей домов, а также предпринимателей-физлиц и представителей компаний, являющихся исполнителями услуг на сумму от 10 до 30 необлагаемых налогом минимумов доходов граждан (170-510 грн). Уклонение от выполнения предписаний органов государственного контроля за исполнением норм этого закона предлагается карать штрафами на сумму от 20 до 100 необлагаемых минимумов (340-1700 грн). 
 
Вместе с тем, устанавливать счетчики смогут не только компании – исполнители услуг, но и любые предприятия, «которые имеют лицензию на осуществление деятельности, связанной с созданием объектов архитектуры». Такую лиценизию, например, имеют компании-застройщики. Исполнители работ по установке счетчиков должны будут четко соблюдать не только сроки закона, но и технический регламент и нормативы, установленные Минрегионом. 
 
При этом действие закона, в случае его принятия, не будет распространятся на ветхие и аварийные дома. Однако, у потребителей остального жилфонда должен быть заключен договор с исполнителями услуг. В противном случае, даже при установке счетчиков в домах, учет не будет считаться коммерческим. Тогда абонентам придется рассчитываться за потребленную тепловую энергию, частично на основании показаний счетчика, частично – по нормативам, определенным Минрегионом.
 
При этом, работа по оснащению многоквартирного жилищного фонда приборами коммерческого учета как потребителям, так и исполнителям в ближайшие 4-5 лет предстоит серьезная. В пояснительной записке к законопроекту №2052, зарегистрированному в январе, отмечалось, что на 1 января 2012 года приборами учета холодной воды оснащено не более 44% многоквартирного жилфонда (всего в стране 240 тыс. многоквартирных домов), горячей воды – 16%, 38,3% - тепловой энергии. Для обеспечения повсеместного коммерческого учета, по расчетам Минрегиона, необходимо было приобрести 248 тыс. счетчиков на холодную и горячую воду, средней стоимостью 12 тыс. грн каждый (т.е. почти 3 млрд грн на закупку всех необходимых приборов) и 111 тыс. приборов учета тепловой энергии стоимостью каждого 70 тыс. грн (7,8 млрд грн). 
 
Впрочем, в новом законопроекте цифры несколько другие. Необходимо установить 146,2 тыс. счетчиков на воду и 72 тыс. приборов учета тепловой энергии. При этом средняя стоимость последних также уменьшилась – 40 тыс. грн за единицу, что на 30 тыс. грн меньше январских данных. В Минрегионе также посчитали, что для обеспечения коммерческого учета в многоквартирном жилфонде потребуется не более 4 млрд грн. 

Интернет магазин керамической плитки отличного качества вы сможете найти на ресурсе http://keramachoice.com. Только тут представлена качественная плитка по отличной цене. Заходите к нам и выбирайте из нашего каталога!

 
Комментарии (3)
Михаил2
10 сентября 2013 г. 16:32
В квартирах давно пора счетчики ставить в обязательном порядке
Олена2
10 сентября 2013 г. 16:47
Лично я против установки счетчиков. Будет дороже.
Иван Смольный
10 сентября 2013 г. 23:21
Цитата п.5),п.6)п.1. Ст.1 проекта: "5)споживачі теплової енергії, води, водовідведення (далі – споживачі)— фізичні особи,...", "6)субспоживачі теплової енергії, води, водовідведення (далі – субспоживачі) — фізичні чи юридичні особи, які користуються послугами з централізованого теплопостачання, централізованого постачання питної та гарячої води, централізованого водовідведення та не мають укладеного договору із суб’єктами господарювання, що надають такі послуги. Одни эти термины п. 6) характеризует компетентность разработчиков закона! 1.ЗУ "Про теплопостачаня" не включает физическое лицо (не СПД или владельца дома)в исключительный перечень споживачив тепловой энергии. Соответственно такое физлицо не может быть споживачем чи субспоживачем! 2.Отдельный Споживачь послуг з ЦО не может быть одновременно и споживачем тепловой энергии на одном объекте недвижимости - это "субспоживчий гермафродитизм" 3. Ну а "послуги з централизованного теплопостачання" - тут вообще мутация товара и услуги - юридический уродец (с точки зрения норм действующих НПА). Честно говоря, далее и анализировать нет желания!!!