ГлавнаяПубликацииАналитикаПотребитель ЖКХ имеет право знать

Потребитель ЖКХ имеет право знать

Тарифообразование на услуги ЖКХ – самый больной вопрос для всех потребителей. Итак, давайте разберемся, за что мы платим ЖЭКу или, если домом управляет объединение жильцов, за что они вносят квартирную плату.

Тарифообразование на услуги ЖКХ – самый больной вопрос для всех потребителей. Действующее законодательство декларирует прозрачность не только размера тарифа, но и его структуры. Однако на сегодня составляющие тарифов на коммунальные услуги до сих пор не обнародованы.

При этом, закон «О естественных монополиях» предусматривает, что объединения граждан имеют право контролировать субъектов естественных монополий, а органы регулирования должны им в этом способствовать. Но эта норма тоже не действует. Хотя бы потому, что соответствующий механизм так и не был разработан.

Итак, давайте разберемся, за что мы платим ЖЭКу или, если домом управляет объединение жильцов, за что они вносят квартирную плату.

Ошибочно полагать, что потребители оплачивают занимаемую ими жилплощадь. Квартплата вносится за содержание жилищного фонда, а также за его обслуживание. Размер тарифов (нормативных расходов, связанных с содержанием домов и придомовых территорий) определяется по каждому дому отдельно в зависимости от количества показателей фактически предоставленных услуг. Для выяснения перечня услуг и тарифов, предоставляемых в конкретном доме, жильцу нужно обратиться в свой ЖЭК. В типовой перечень услуг по содержанию домов и сооружений и придомовых территорий входят:

  • уборка лестничных клеток и придомовой территории, подвалов, технических этажей и кровель;
  • вывоз и утилизация твердых бытовых и негабаритных отходов;
  • техническое обслуживание лифтов, внутридомовых систем тепло-, водоснабжения, водоотвода и ливневой канализации, систем противопожарной автоматики и дымоудаления;
  • обслуживание систем диспетчеризации, дымовентиляционных каналов;
  • дератизация (истребление грызунов) и дезинсекция (уничтожение вредных насекомых и клещей);

Читайте также: Украинцев заставят раскошелиться на ЖКХ

  • техническое обслуживание бытовых электроплит;
  • текущий ремонт конструктивных элементов, инженерных систем и технических устройств домов и элементов внешнего благоустройства, расположенных на придомовой территории;
  • ремонт детских, спортивных и хозяйственных площадок;
  • уборка дворов, содержание клумб и газонов;
  • подготовка жилых домов к эксплуатации в осенне-зимний период, уборка и вывоз снега;
  • эксплуатация номерных знаков домов;
  • очистка дворовых туалетов, канализационных люков;
  • освещение мест общего пользования, подвалов, подкачивания воды; энергоснабжение для лифтов;
  • периодическая поверка, обслуживание и ремонт (в том числе демонтаж, транспортировка и монтаж после поверки) квартирных средств учета воды и тепловой энергии. Если на сегодняшний день у вас не установлены счетчики, чтобы проверить ЖЭК, вы можете требовать предоставить показания подомовых приборов учета.

Также цена на газ и электроэнергию одинакова по всей Украине. Потребитель может спросить, почему на выходе тарифы на теплоносители оказываются разными? Потому что структура предприятий Теплокоммунэнерго объективно разная: где-то котельные угольные, где-то – мазутные или газовые. На одних участках трубы, котлы, коммуникации – новые, на других – старые. Вместе с тем резкой разницы, когда наблюдается 2-3-кратный скачок цен в разных районах города, быть не должно.

Куда перечисляют ЖЭКи деньги, которые платят ежемесячно потребители? 6% – на электроэнергию, 6-7% – вывоз мусора, 10% – текущий ремонт, до 6% – службы лифтов, 44% – зарплата сотрудникам жэка, 20% – прочие услуги. Вместе с тем нет практики индивидуального лицевого счета по каждой проплате.

Какая организация отвечает за тарифы? Тарифы на газ и электроэнергию – прерогатива Национальной комиссии регулирования электроэнергетики (НКРЭ), на тепловую энергию и водоснабжение себестоимость гигакалории и кубометра устанавливает Нацкомиссия, осуществляющая госрегулирование в сфере коммунальных услуг. Конечный тариф формируют местные власти.

Читайте также: Украинцы уменьшают долги за услуги ЖКХ

Согласно законодательству, ремонт домов проводится: снаружи и в нежилых помещениях за счет обслуживающей компании (ЖЭКа или объединения собственников), в квартирах – за счет собственников. При возникновении неисправности в квартире жильцы могут обратиться с соответствующей заявкой в ЖЭК. Если поломка произошла не по вине собственника, ремонт проводится за счет эксплуатирующей организации. Кроме того, по закону собственник оплачивает только стоимость деталей, которые требуется заменить. Работа мастера должна оплачивается самим ЖЭКом.

Холодная и горячая вода должна по своим характеристикам соответствовать ГОСТу 2874-82 «Вода питьевая. Гигиенические требования и контроль за качеством». По холодному водоснабжению это соответствие в точке разбора (в квартире, частном доме) должно составлять не менее 0,2 л/сек при наличии центрального горячего водоснабжения и не менее 0,3 л/сек при наличии местного водоснабжения, давление воды не ниже 0,6 кг-с/смг. По горячему водоснабжению температура горячей воды в точке выхода должна быть не менее +50°С и не более +75°С. Если горячая вода в течение 5-15 минут не достигает нужной температуры в 50°С, то плата составляет 70-90%. Вода ниже 40°С оплачивается как холодная. При перерывах в водоснабжении или нарушении графика подачи воды (свыше 6 часов при круглосуточном водоснабжении и более 30% общего времени подачи воды по графику не более двух раз в месяц) плата за холодную и горячую воду снижается на 3,3% месячной платы за каждый день превышения допустимого срока отключения. При отступлении холодной воды по качеству от ГОСТа оплата за нее снижается на 20% за все время такого отступления. Если то же происходит с горячей водой, производится снижение оплаты на 10%. 

 
Комментарии (0)