ЖКХ: товар или услуга?

Украина относится к числу стран, в которых себестоимость жилищно-коммунальных услуг и энергоемкость их производства являются очень высокими, а качество – низким.

Жилищно-коммунальное хозяйство поглощает значительную часть ресурсов общества. Доля затрат на оплату жилья и коммунальных услуг в структуре совокупных расходов домохозяйств в городских поселениях Украины превышает соответствующие показатели США и стран Западной Европы.

При этом в Украине тарифы на коммунальные услуги не обеспечивают погашения всех затрат предприятий ЖКХ, что вызывает необходимость бюджетного финансирования. Поэтому проблема совершенствования отношений в сфере предоставления жилищно-коммунальных услуг является для нашей страны особенно актуальной. Предлагаются разнообразные мероприятия, направленные на совершенствование или коренное изменение существующих форм и методов управления в сфере производства и предоставления жилищно-коммунальных услуг. Необходимость более взвешенного подхода к проблемам ЖКХ обусловливается тем, что коммунальные предприятия не изначально создавались в рыночной среде, а, наоборот, рыночные условия в макроэкономическом аспекте были сформированы гораздо позднее. Появление новой макроэкономической среды деятельности объектов хозяйствования не могло не повлиять на всю систему взаимоотношений в сфере производства и предоставления жилищно-коммунальных услуг.

В современной отечественной экономической науке наблюдаются принципиальные расхождения во взглядах относительно глубины проникновения рыночных отношений в сферу производства и предоставления жилищно-коммунальных услуг. Такое состояние чревато постоянным возобновлением различными политическими силами попыток отладить и усовершенствовать ход и исход реформ ЖКХ, а, следовательно, риском перманентных изменений нормативной базы, создающих нестабильность режима регулирования.

В украинском законодательстве разногласия отмечаются с определения объекта отношений в сфере ЖКХ. Закон Украины от 24 июля 2004 г. «О жилищно-коммунальных услугах» обозначает в качестве исходной позиции всех отношений данной сфере услуги. Он определяет их как результат хозяйственной деятельности, направленной на «обеспечение условий проживания и пребывания лиц в жилых и нежилых помещениях, зданиях и сооружениях, жилых комплексах или комплексах зданий и сооружений в соответствии с нормативами, нормами, стандартами обслуживания».

Но некоторые эксперты и участники отрасли, считают, что исходным объектом отношений в коммунальном хозяйстве должен выступать товар. Основанием для такого вывода служит тезис о том, что форма, в которой продается продукция коммунальных предприятий, является товарной (водоканалы реализуют воду, котельные – тепло). А по трактовке закона исходным объектом отношений в ЖКХ является продукт, предназначенный для удовлетворения определенной потребности (то есть используется форма, в которой он потребляется, а не выступает предметом купли-продажи).

Читайте также: Что лежит в основе ЖКХ?

Однако на самом деле в процессе потребления участвует результат оказания услуги – благо, а не сами услуги (по аналогии с тем, что, в конечном счете, фактически потребляется продукция, а не товар). Услуга, как и товар – полноправный субъект развитых товарно-денежных отношений. Кроме того, «услуга может сопровождаться товаром».

Отличительными особенностями услуги являются: совпадение моментов предоставления и потребления, сложность измерения и сопоставления качественных параметров. Объем предоставленных услуг невозможно определить только по показаниям измерительных приборов, например водомеров. Так, определенный объем воды, получаемый абонентом круглосуточно в соответствии с его желанием, не является как услуга равноценным аналогичному объему воды, подающейся по графику несколько часов в сутки.

При условии оплаты потребителем воды как товара у производителя создается стимул к работе по графику. Во-первых, при дискретном режиме подачи сокращаются потери, связанные с обеспечением определенных параметров напора воды в системе. Во многих городах они составляют значительные величины. Во-вторых, есть возможность экономии за счет использования льготных тарифов на электроэнергию в вечернее и ночное время.

Следовательно, в случае признания товара исходным объектом отношений в коммунальном хозяйстве может претерпеть изменения структура взаимодействия между поставщиками и потребителями. И это может привести в некоторых, а возможно и во многих городах к ухудшению стандартов коммунального обслуживания.

При осуществлении модернизации предприятий ЖКХ применение методики расчетов с потребителями на основе объемных показателей может привести к выбору таких технологий, которые, снижая себестоимость продукции, не будут являться эффективными с точки зрения улучшения обеспечения потребностей. Установление соответствия товара и услуги для справедливой оплаты может быть достигнуто только на основе разработки тарифов, учитывающих все основные параметры обслуживания.

Расчеты с потребителями на основе только показателей объема, фиксируемых измерительными приборами, не вполне удовлетворительны и для самих коммунальных предприятий. Например, если жильцы по каким-либо причинам не проживают в квартире на протяжении длительного промежутка времени, то их счетчики фиксируют отсутствие потребления воды (газа, электроэнергии). Следовательно, при расчетах с потребителями только на основе показателей приборного учета жильцы данной квартиры не обязаны ничего платить. В то же время на ввод в данную квартиру постоянно подается вода, а значит, используется инженерная инфраструктура, поддерживаются показатели напора и т. п. Иными словами, коммунальное предприятие несет расходы и они существенны. В отраслях ЖКХ основной компонент цены – это постоянные издержки, то есть затраты, не зависящие от объемов производства. Они составляют, например, в водоснабжении, до 80% от себестоимости кубометра воды.

Кроме того, между показаниями общедомового и суммой показаний квартирных водосчетчиков всегда есть существенная разница, порядка 15–55 %. Она связана не только с утечками воды вне квартир в домовых сетях и расходованием ее на придомовой территории, но и с недостатками приборов, которые защищены от воздействия на их показания недобросовестных потребителей, а также осуществляют неполный учет при вытекании жидкости тонкой струйкой. Имеет значение также и невозможность одномоментной фиксации показаний домового и квартирных водосчетчиков.

Читайте также: Как в мире платят за ЖКХ

Для осуществления бесперебойной работы предприятия ЖКХ (особенно в условиях модернизации) должны иметь возможность достаточно быстро компенсировать понесенные расходы и планировать денежные потоки, соизмеряя затраты с выручкой. Поэтому методы расчетов с населением должны обеспечивать некоторую стабильную величину поступления денежных средств, не зависящую от непредсказуемых резких колебаний объемных показателей потребления. По этой причине некоторые города Украины перешли на двухставочный тариф на услуги водоснабжения, состоящий из абонентской платы и платы за потребленный объем ресурсов.

Подобный порядок расчетов, характерный для оплаты услуг и не применяемый в торговле товарами, является косвенным доказательством обоснованности подхода, базирующегося на том, что в качестве исходной позиции всех отношений в сфере ЖКХ выступает услуга.

Сторонники радикальных рыночных реформ в ЖКХ указывают также на то, что приведенная в Законе формулировка сущности жилищно-коммунальной услуги фактически фиксирует признание примата интересов потребителя над интересами производителей (поставщиков). По их мнению, это противоречит рыночному принципу свободы и эквивалентности обмена. Однако следует учитывать тот факт, что жилищно-коммунальные услуги являются не обычным, рядовым предметом купли-продажи, они связаны с удовлетворением первоочередных человеческих потребностей. Обеспечение всеобщей доступности жилищно-коммунальных услуг является непременным обязательством, которое берет на себя современное цивилизованное государство.

В то же время производство жилищно-коммунальных услуг представляет собой так называемый «провал рынка», т. е. сферу, в которой его механизмы не в состоянии обеспечить соответствия цены продажи услуг их действительной стоимости, отражающей общественно необходимые затраты. Нормально действующий рыночный механизм предполагает наличие обратных связей между производителями и потребителями. Он связан с возможностью влияния потребителей на решения производителей об объемах выпуска и ценах товаров и услуг путем увеличения или снижения спроса на них.

В жилищно-коммунальном хозяйстве объем производства услуг является фиксированной величиной. Потребитель не может заменить их какими-либо другими благами или отсрочить потребление. Он также не может накапливать их и хранить. Поэтому спрос на коммунальные услуги является неэластичным и не обеспечивает обратных связей между производителями и потребителями.

При предоставлении услуг ЖКХ используется принцип коллективной организации потребления в форме общих систем обслуживания. В таких условиях потребитель ограничен в выборе поставщика услуг. Подавляющее большинство коммунальных предприятий являются монополистами. Они имеют устойчивые рыночные позиции, поскольку обеспечены постоянным спросом. Поэтому они не заинтересованы как обычные предприятия, подвергающиеся действию рыночного закона спроса и предложения, в снижении издержек для получения сравнительных преимуществ, позволяющих удерживаться на рынке и расширять масштабы производства.

Доходы предприятий коммунального обслуживания не находятся в зависимости от соотношения их индивидуальных за- трат с общественно необходимыми. Из-за отсутствия связи с факторами, выражающими потребительские интересы, цена услуг ориентируется на затраты. Монопольный характер деятельности блокирует рыночный механизм, стимулирующий внедрение инноваций, провоцирует технологический застой. 

По материалам Института экономико-правовых исследований НАН Украины
 
Вадим Менаев
 
 
Реклама: Как мы знаем, для перевозки грузов используют технику любых габаритов и назначения. Для этого необходимо для начала выяснить габарит перевозимого груза, а потом воспользоваться услугами перевозки негабаритных грузов. Более подробно об информации Вы можете узнать на сайте glc.in.ua.
 
Комментарии (1)
Sergiy
05 мая 2014 г. 14:55
Підтрмую пана Анатолія! Давно пора перестати постачальників товару називати постачальниками послуг,а тим більше виробниками послуг. Хто дасть визначення постачальника послуги з централізованого опалення ,тим більше термін-виробництво централізованого опалення!?Хоча певні лобісти пропхали закон 1198 і Турчинов підписав . Залишилося почекати коли прийде той пушний звірьок який на п....У теплопостачального підприємства зявився ще один НАК в образі водопостачальних підприємств.