ГлавнаяПубликацииЗарубежный опытЖКХ Украины на западном "раздорожье"

ЖКХ Украины на западном "раздорожье"

Подписание Украиной Соглашения об ассоциации с ЕС обязывает государство к переменам. Отрасль ЖКХ не является исключением, какой подход для дальнейшего управления этим сектором должна выбрать Украина, нужно решать уже сегодня.

Плюрализм в управленческих подходах

Американский подход государственной поддержки системы коммунального обслуживания характеризуется высокой степенью бюрократии, созданием больших федеральных комиссий, медлительностью принятия решений.

Английский подход отличается созданием прозрачных регулирующих органов, делегированием полномочий, ответственность за деятельность каждого управляющего органа несет один человек.

Немецкий подход в ЖКХ это децентрализация управления, создание регулирующих органов на местах, быстрота принятия решения.

Французскому подходу к государственной поддержке системы коммунального обслуживания свойственна централизованная система управления, бюрократическая система управления на уровне министерств, лоббирование интересов влиятельными группами.

В скандинавском подходе участие государства в регулировании ЖКХ очень значительно, но требования к конкуренции на рынке пониженные. Платя высокие налоги, население взамен получает качественные жилищно-коммунальные услуги.

Читайте также: ЖКХ работает с нарушениями

Основным различием между вышеизложенными мерами государственного регулирования следует выделить степень быстроты принятия решений по вопросам изменения тарифов для всех пользователей сферы ЖКХ, которые обеспечивают достаточный уровень доходов организаций коммунального хозяйства.

Роль государства – политика невмешательства?

Задачами органов государственной власти в сфере ЖКХ в развитых европейских странах является создание нормативной базы, установление тарифов на оплату услуг потребителям, а также координация деятельности частных компаний и предоставление им возможностей для проявления деловой активности. Поэтому коммунальные услуги в развитых экономических странах, где сильна конкуренция, всегда были объектом пристального внимания со стороны частного бизнеса. Но при этом ответственность за состояние и развитие этих систем лежит на государстве в лице местных органов государственной власти.

В большинстве европейских стран коммунальная инфраструктура не полностью передана в частную собственность, а, остается муниципальной, или эксплуатируется частными операторами. Участие частного сектора в обслуживании потребителей весьма разнообразно. Например, во Франции и Финляндии, наиболее распространены такие формы привлечения частных предпринимателей, как договор об обслуживании, договор об управлении, договор об аренде и договор концессии, но при этом сохраняется форма государственной (муниципальной) собственности, с целью эффективного управления ими.

Положительным в данной форме является то, что частные инвесторы заинтересованы в дальнейшей работе в этой сфере, и предоставляют потребителям коммунальные услуги высокого качества, так как в данном случае действуют законы конкуренции. Недостатком в данном случае является то, что государство не принимает участия в управлении объектами ЖКХ.

Специальные формы организации муниципальных предприятий действуют в Польше и Венгрии. Это такие формы как: собственное предприятие муниципалитета, управляемое предприятие муниципалитета. Их отличает очень низкая самостоятельность и как следствие медленное и недостаточно гибкое реагирование на внешние изменения.

Читайте также: Как изменить устаревшую систему ЖКХ

В других странах Европы большое количество муниципальных предприятий организовано в форме хозяйственных обществ: акционерных обществ и обществ с ограниченной ответственностью. Например, в Германии, в одном муниципальном образовании действует несколько коммунальных организаций, большая часть которых является частными на 100% в форме ООО, оставшаяся часть – в форме смешанных компаний с участием частного капитала. Коммунальные организации самостоятельно устанавливают тарифы на услуги, с отражением в договорах с владельцами жилья. Поэтому односторонне повышение тарифов не происходит.

Следует отметить, что независимо от организационно-правовой формы организаций сферы ЖКХ в развитых странах общими для них является то, что для управления и контроля за их деятельностью, создаются коллегиальные органы. Таким образом, следует сделать вывод, что одним из негативных фактором зарубежного опыта управления жилищным хозяйством, следует отнести чрезмерную роль государства и муниципалитетов. 

 

Решили обновить прическу? Но в этом деле без помощи профессионалов не обойтись, а также соответствующего инструмента. Компания OLYMP предлагает Вашему вниманию огромный каталог различного парикмахерского оборудования. Осталось дело за малым – зайти и сделать свой выбор.

 
Комментарии (1)
Sergiy
01 июля 2014 г. 09:51
І яка може бути конкуренція при прийняті законів аналогічних № 1198 - VI.? Тим більше енергосервісний бізнес, коли монополіста запхали в квартиру.