ГлавнаяПубликацииТарифы ЖКХДоля европейской политики в тарифах ЖКХ

Доля европейской политики в тарифах ЖКХ

Производство и продажа услуг ЖКХ, помимо рыночных законов, вынужденно подчиняется социально-политической обстановке в обществе. В Украине о чрезмерной политизации тарифного регулирования говорят много и давно.

Как известно, производство и продажа жилищно-коммунальных услуг, помимо рыночных законов, вынужденно подчиняется и конкретной социально-политической обстановке в обществе. В Украине о чрезмерной политизации тарифного регулирования в сфере ЖКХ говорят много и давно. Только сейчас наше государство приходит к тому, что стоит разделять жилищно-коммунальные услуги, которые должны быть регулируемыми, а также товар в виде тепловой энергии, электричества, газа и воды.

Но, если функционирование сферы естественных монополий трудно представить без механизмов государственного регулирования и контроля, то жилищные услуги – сегмент, в котором экономически целесообразно сформировать рыночные отношения «продавец-покупатель». Под такими жилищными услугами стоит понимать обслуживание, ремонт и содержание жилищного фонда, придомовых территорий, лифтовое хозяйство, вывоз и утилизацию твердых бытовых отходов.

Вместе с тем, все что в Украине еще только собираются реализовать, в Европе уже давно практикуют. В развитых европейских основными задачами органов государственной власти и местного самоуправления в сфере ЖКХ является предоставление возможностей для проявления деловой активности частных компаний. Передача сферы жилищного обслуживания в частные руки, с одной стороны, позволяет получать значительную экономию бюджетных средств, а с другой – сохраняет ответственность муниципалитетов.

Читайте також: Четыре причины неэффективного ЖКХ

Реформирование отраслей городского хозяйства, в которых существуют коммунальные предприятия, в зарубежных странах проходило в рамках общих программ приватизации публичной собственности. За последние годы правительства как западноевропейских стран, так и стран постсоветской Восточной Европы и развитых стран севера (Финляндии, Дании) в рамках социально-экономических программ реформирования проводили политику приватизации. При этом, государственные предприятия в Европе понимают как национальные обязательства, а не национальная собственность. Поэтому в Европе давно решили, что гораздо лучше, если эти предприятия будут переданы в частный сектор, приносящий доход на основе конкуренции.

Под приватизацией на европейский манер понимают передачу частным лицам контроля над государственными и муниципальными предприятиями и активами, то есть приватизацию без передачи имущественных прав. В этом случае к основным методам приватизации (продажа акций, частные инвестиции в госпредприятия, разукрупнение предприятий, выкуп предприятий их менеджерами или работниками) добавляются аренда и подряд, а также передача предприятий ЖКХ в управление частным менеджерам.

Практика показывает, что наиболее благоприятными направлениями развития частного бизнеса в системе муниципального жилищного хозяйства являются организация эксплуатации жилищного фонда; бытовые, в том числе ремонтные услуги населению, благоустройство дворовых территорий, сбор, удаление и переработка бытовых отходов; выполнение уборочных работ, озеленение; ремонт и содержание дорог.

В каждой стране имеются свои отличительные особенности приватизации муниципальных предприятий. Так во Франции приватизация охватила, в первую очередь, конкурентоспособные отрасли, которые передавались предпринимателям по сравнительно завышенным ценам. В области коммунальных услуг, которые относятся к естественным монополиям, она проводилась по «остаточному» принципу. В целом, во Франции государственная политика была направлена на сокращение вмешательства в сферу экономики. Были приватизированы системы водоснабжения (3/4 городского водоснабжения переданы в частные руки), службы по уборке мусора, улиц. В частный сектор переданы коммунальные услуги, отдельные автобусные маршруты.

Читайте также: Украинцы за свою собственность не отвечают

В Финляндии процесс перевода социального обслуживания населения на внешний подряд, а также частичная приватизация коммунальных услуг развивается достаточно медленно. Венгрия и Польша, и Словакия, как бывшие страны соцлагеря, также постепенно переводят коммунальные службы из государственного сектора в частный, стремясь задействовать для этого рыночные механизмы.

Процесс приватизации сферы городских услуг иногда приводит к росту цен и тарифов, хотя при этом происходит улучшение качества услуг. Поэтому, например, во Франции и Финляндии, а также частично в Венгрии, Словакии и Польше основной формой государственного регулирования деятельности отраслей коммунального хозяйства является регулирование цен (тарифов).

В условиях монопольных жизнеобеспечивающих систем (водопроводно-канализационное хозяйство, энергетика, городской транспорт), когда монополизм естественен и неизбежен, участие частного сектора в обслуживании потребителей может быть достаточно разнообразно. При этом ответственность за состояние и развитие этих систем лежит на государстве (в лице местных органов государственной власти) и предполагается государственная (муниципальная) монополия. Независимо от конкретной формы участия частного сектора в работе жизнеобеспечивающих систем, муниципальная власть в конечном итоге несет ответственность за создание нормативной базы и устанавливает тарифы на оплату услуг потребителям.

При этом сфера городского хозяйства во Франции, Финляндии, Дании, Италии в основном находится в ведении коммуны - наименьшей и наиболее устойчивой административно-территориальной единицы данных стран. Важную роль в предоставлении коммунальных услуг в этих странах играют объединения собственников жилья, которые представляют собой некоммерческую потребительскую организацию, создаваемую с целью управления комплексом недвижимого имущества.

Читайте также: Коммунальная сфера становится бизнесом

В ведении муниципалитетов, точнее территориальных общин в этих странах находятся вопросы по организации водоснабжения, канализации, вывоза и переработки бытовых отходов, технического обслуживания и освещения большинства улиц и дорог, работы городского транспорта, управления некоторыми социально-культурными учреждениями. После строительства инфраструктуры ЖКХ все ее объекты передаются муниципалитету, и все работы ведутся через местную власть. Потому что, в конце концов, именно муниципалитет несет политическую ответственность перед гражданами. А у граждан самое большое влияние - они голосуют. Вместе с тем, тарифы на услуги ЖКХ, которые регулируются территориальной общиной окупают затраты предприятий на их производство, и местные власти не используют политические механизмы ценового регулирования.

 
Комментарии (0)