ИНФОГРАФИКА:
Опалювальний сезон у Євросоюзі
Як Україна пройшла найважчий в історії опалювальний сезон
Яка мінімальна температура у приміщеннях у країнах Європи
Роз'яснення, як оплачувати комуналку під час війни
Что делать, если дома холодные батареи
Состояние инфраструктуры «Укрзализныци»
Перечень льгот на ЖКУ, предусмотренных для участников боевых действий
Какие нормативы используются при расчете субсидии
Как рассчитывается жилищная субсидия и кому предназначается
Сколько лет должно служить дом, лифт или самолет
Производство электроэнергии из ВИЭ
Доля европейской политики в тарифах ЖКХ
Рішення перегляду тарифу для населення треба було приймати раніше - Сергій Нагорняк
Украинцам придется заплатить за стабильное энергоснабжение
Минэнерго: Тариф на электричество должен покрывать расходы государственных компаний
Как известно, производство и продажа жилищно-коммунальных услуг, помимо рыночных законов, вынужденно подчиняется и конкретной социально-политической обстановке в обществе. В Украине о чрезмерной политизации тарифного регулирования в сфере ЖКХ говорят много и давно. Только сейчас наше государство приходит к тому, что стоит разделять жилищно-коммунальные услуги, которые должны быть регулируемыми, а также товар в виде тепловой энергии, электричества, газа и воды.
Но, если функционирование сферы естественных монополий трудно представить без механизмов государственного регулирования и контроля, то жилищные услуги – сегмент, в котором экономически целесообразно сформировать рыночные отношения «продавец-покупатель». Под такими жилищными услугами стоит понимать обслуживание, ремонт и содержание жилищного фонда, придомовых территорий, лифтовое хозяйство, вывоз и утилизацию твердых бытовых отходов.
Вместе с тем, все что в Украине еще только собираются реализовать, в Европе уже давно практикуют. В развитых европейских основными задачами органов государственной власти и местного самоуправления в сфере ЖКХ является предоставление возможностей для проявления деловой активности частных компаний. Передача сферы жилищного обслуживания в частные руки, с одной стороны, позволяет получать значительную экономию бюджетных средств, а с другой – сохраняет ответственность муниципалитетов.
Читайте також: Четыре причины неэффективного ЖКХ
Реформирование отраслей городского хозяйства, в которых существуют коммунальные предприятия, в зарубежных странах проходило в рамках общих программ приватизации публичной собственности. За последние годы правительства как западноевропейских стран, так и стран постсоветской Восточной Европы и развитых стран севера (Финляндии, Дании) в рамках социально-экономических программ реформирования проводили политику приватизации. При этом, государственные предприятия в Европе понимают как национальные обязательства, а не национальная собственность. Поэтому в Европе давно решили, что гораздо лучше, если эти предприятия будут переданы в частный сектор, приносящий доход на основе конкуренции.
Под приватизацией на европейский манер понимают передачу частным лицам контроля над государственными и муниципальными предприятиями и активами, то есть приватизацию без передачи имущественных прав. В этом случае к основным методам приватизации (продажа акций, частные инвестиции в госпредприятия, разукрупнение предприятий, выкуп предприятий их менеджерами или работниками) добавляются аренда и подряд, а также передача предприятий ЖКХ в управление частным менеджерам.
Практика показывает, что наиболее благоприятными направлениями развития частного бизнеса в системе муниципального жилищного хозяйства являются организация эксплуатации жилищного фонда; бытовые, в том числе ремонтные услуги населению, благоустройство дворовых территорий, сбор, удаление и переработка бытовых отходов; выполнение уборочных работ, озеленение; ремонт и содержание дорог.
В каждой стране имеются свои отличительные особенности приватизации муниципальных предприятий. Так во Франции приватизация охватила, в первую очередь, конкурентоспособные отрасли, которые передавались предпринимателям по сравнительно завышенным ценам. В области коммунальных услуг, которые относятся к естественным монополиям, она проводилась по «остаточному» принципу. В целом, во Франции государственная политика была направлена на сокращение вмешательства в сферу экономики. Были приватизированы системы водоснабжения (3/4 городского водоснабжения переданы в частные руки), службы по уборке мусора, улиц. В частный сектор переданы коммунальные услуги, отдельные автобусные маршруты.
Читайте также: Украинцы за свою собственность не отвечают
В Финляндии процесс перевода социального обслуживания населения на внешний подряд, а также частичная приватизация коммунальных услуг развивается достаточно медленно. Венгрия и Польша, и Словакия, как бывшие страны соцлагеря, также постепенно переводят коммунальные службы из государственного сектора в частный, стремясь задействовать для этого рыночные механизмы.
Процесс приватизации сферы городских услуг иногда приводит к росту цен и тарифов, хотя при этом происходит улучшение качества услуг. Поэтому, например, во Франции и Финляндии, а также частично в Венгрии, Словакии и Польше основной формой государственного регулирования деятельности отраслей коммунального хозяйства является регулирование цен (тарифов).
В условиях монопольных жизнеобеспечивающих систем (водопроводно-канализационное хозяйство, энергетика, городской транспорт), когда монополизм естественен и неизбежен, участие частного сектора в обслуживании потребителей может быть достаточно разнообразно. При этом ответственность за состояние и развитие этих систем лежит на государстве (в лице местных органов государственной власти) и предполагается государственная (муниципальная) монополия. Независимо от конкретной формы участия частного сектора в работе жизнеобеспечивающих систем, муниципальная власть в конечном итоге несет ответственность за создание нормативной базы и устанавливает тарифы на оплату услуг потребителям.
При этом сфера городского хозяйства во Франции, Финляндии, Дании, Италии в основном находится в ведении коммуны - наименьшей и наиболее устойчивой административно-территориальной единицы данных стран. Важную роль в предоставлении коммунальных услуг в этих странах играют объединения собственников жилья, которые представляют собой некоммерческую потребительскую организацию, создаваемую с целью управления комплексом недвижимого имущества.
Читайте также: Коммунальная сфера становится бизнесом
В ведении муниципалитетов, точнее территориальных общин в этих странах находятся вопросы по организации водоснабжения, канализации, вывоза и переработки бытовых отходов, технического обслуживания и освещения большинства улиц и дорог, работы городского транспорта, управления некоторыми социально-культурными учреждениями. После строительства инфраструктуры ЖКХ все ее объекты передаются муниципалитету, и все работы ведутся через местную власть. Потому что, в конце концов, именно муниципалитет несет политическую ответственность перед гражданами. А у граждан самое большое влияние - они голосуют. Вместе с тем, тарифы на услуги ЖКХ, которые регулируются территориальной общиной окупают затраты предприятий на их производство, и местные власти не используют политические механизмы ценового регулирования.