ГлавнаяПубликацииФинансирование ЖКХ ЖКХ - «незаконнорожденный сын» государственной политики

ЖКХ - «незаконнорожденный сын» государственной политики

Отношение украинского государства к ЖКХ напоминает отношение отца к сыну, рожденному вне официального брака, - незаконнорожденному, или «байстрюку».

Отношение украинского государства к ЖКХ напоминает отношение отца к сыну, который родился вне официального брака, - незаконнорожденному, или «байстрюку», как говорят в народе, когда вроде отец и любит своего детеныша, и говорит, что он ему такой же родной, как и официальные дети, но в то же время оказывает меньше внимания, меньше материальной поддержки, чем другим своим детям.

И действительно, с одной стороны, все государственные структуры и должностные лица от Президента Виктора Януковича до любого начальника управления ЖКХ районного масштаба в своих выступлениях регулярно подчеркивают, что жилищно-коммунальная отрасль находится в кризисном состоянии, что немедленно нужно принимать меры по модернизации и обновлению жилищного фонда и сетей теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения.
 
Так, накануне секретарь Совета нацбезопасности и обороны Андрей Клюев выразил обеспокоенность ситуацией, сложившейся в сфере жилищно-коммунального хозяйства, в частности, ведомство серьезно беспокоит проблема обращения с твердыми бытовыми отходами и проблема обеспечения населения качественной питьевой водой.
 
Министр регионального развития, строительства и жилищно-коммунального хозяйства Геннадий Темник на последней пресс-конференции отметил, что отрасль ЖКХ находится в аварийной ситуации и для ее преодоления нужно минимум 10-12 лет.
 
Обеспокоенность состоянием области государственных чиновников высокого ранга имеет не только характер публичных заявлений, но и конкретное документальное выражение. В широко освещенной в средствах информации Государственной программе активизации развития экономики на 2013-2014 годы, утвержденной 27 февраля текущего года Кабинетом Министров, отмечено, что на сегодня ЖКХ остается одним из самых слабых звеньев национальной экономики и без решительных и быстрых изменений эта отрасль будет тормозить дальнейшее развитие других отраслей экономики.
 
 
И вот, когда доходит дело до воплощения в жизнь положений настоящей Программы и реального финансирования «решительных и быстрых изменений в области ЖКХ», открывается другая сторона отношения государственных чиновников к проблемам жилищно-коммунальной отрасли.
 
Анализ приложения к Программе, которая называется «План мероприятий по выполнению Государственной программы активизации развития экономики на 2013-2014 годы» дает представление о том, какие отрасли отечественной экономики являются «родными» для чиновников, то есть финансируются в первую очередь за счет средств государственного бюджета, а какие «незаконнорожденными», и не финансируются вовсе.
 
Так, например, на государственную поддержку развития хмелеводства, закладки молодых садов, виноградников и ягодников в 2013 году планируют выделить 100 тыс. грн, столько же предусмотрено этой программой в 2014 году. На проведение селекции в рыбном хозяйстве и воспроизводство водных биоресурсов во внутренних водоемах и Азово-Черноморском бассейне 13 млн грн в 2013 году, столько же планируется и в следующем году. На выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по разработке (модернизации) вооружения и военной техники, закупке их образцов (комплексов, систем) из государственного бюджета Украины в 2013 году выделено 701,7 млн грн.
 
Зато на выполнение Общегосударственной целевой программы «Питьевая вода Украины» на 2011-2020 годы Государственной программой активизации развития экономики на 2013-2014 годы не предусмотрено выделение средств из государственного бюджета вообще. Нули в графе «источник финансирования - государственный бюджет» также стоят напротив таких направлений, как выполнение работ по реконструкции и капитальному ремонту жилых домов, осуществление реконструкции централизованных систем водоснабжения и водоотведения, обеспечение развития и реконструкции систем теплоснабжения, капитальный ремонт, модернизация и замена лифтов, реконструкция Бортнической станции аэрации и т.п.
 
Несмотря на это, документом все-таки предполагается привлечь в развитие строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства около 50 млрд грн. Большую часть этих средств планируется привлечь под государственные гарантии у хозяйствующих субъектов, банковских учреждений (что позволяет осуществлять распорядителям средств ст. 6 закона Украины «О Государственном бюджете на 2013 год»), остальные - из местных бюджетов.
 
Читайте также: Реформа для проформы
 
Однако, на сегодня, еще не принятым остается проект постановления Кабинета Министров «Об утверждении Условий предоставления в 2013 году государственных гарантий для обеспечения выполнения долговых обязательств по заимствованиям субъектов хозяйствования, привлеченным для реализации инвестиционных, инновационных, инфраструктурных и других проектов развития , которые имеют стратегическое значение и реализация которых будет способствовать развитию национальной экономики». Поэтому за почти 4 месяца текущего года ни одной гривны у хозяйствующих субъектов, банковских учреждений в развитие строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства привлечено не было.
 
Впрочем и те программы, которые предполагалось финансировать за счет средств государственного бюджета, финансируются не без проблем. По данным Министерства регионального развития, строительства и жилищно-коммунального хозяйства по состоянию на 29.03.2013 года, профинансированной остается субвенция из государственного бюджета местным бюджетам на капитальный ремонт систем централизованного водоснабжения и водоотведения в размере 440 млн грн, а также программа предоставления льготного долгосрочного государственного кредита молодым семьям и одиноким молодым гражданам на строительство (реконструкцию) и приобретение жилья в сумме 18 млн грн. Частично профинансирована Программа увеличения уставного капитала Государственного специализированного финансового учреждения «Государственный фонд содействия молодежному жилищному строительству» с дальнейшим использованием на реализацию Государственной программы обеспечения молодежи жильем (из запланированных 10 млн грн выделено 6,9 млн грн).
 
Из этого всего следует, что государству важнее профинансировать «родную» отрасль хмелеводства (разве недостаточно пива производится и потребляется в нашей стране), чем выделить эти средства на ремонт лифтов или реконструкцию печально известной Бортнической станции аэрации, которая работает на последнем издыхании. Получается, что государству важнее финансировать увеличение промышленной рыбы в Азово-Черноморском бассейне, чем профинансировать утепление и реконструкцию жилищного фонда, который десятилетиями не ремонтировался. Неужели жилищно-коммунальное хозяйство так и останется «незаконнорожденным» для государственного бюджета? Если так, то государство должно создать благоприятные условия для того, чтобы ЖКХ «усыновили» частные инвесторы, которые действительно будут заинтересованы в модернизации отрасли.

 

 
Комментарии (0)