ГлавнаяПубликацииВодоснабжениеБесхозяйственность сушит украинские села

Бесхозяйственность сушит украинские села

Состояние сельского водоснабжения сегодня в Украине в большинстве случаев неудовлетворительное. Только 26% или 4,1 млн человек из 14,5 млн сельского населения пользуются услугами централизованных систем водоснабжения, а канализацией – только 9%

Конституция Украины в ст. 24 провозглашает равенство всех граждан независимо от их имущественного, социального положения, политических взглядов, вероисповедания и места проживания. Это означает, что каждый гражданин Украины имеет одинаковый объем прав и обязанностей человека и гражданина. Соответственно, имеет одинаковое право пользоваться природными объектами, в том числе и питьевой водой, согласно закону без каких-либо ограничений. Согласно ст. 7 Закона Украины «О питьевой воде и питьевом водоснабжении» государство обязано обеспечить каждого человека питьевой водой нормативного качества в пределах научно обоснованных нормативов питьевого водоснабжения в зависимости от района и условий проживания.

Печальная статистика

К сожалению, все чаще государство забывает о своих обязанностях, закрепленных в Основном законе и других актах законодательства Украины. Поэтому все гарантии равенства прав граждан превращаются в хорошие декларации о намерениях, которые остаются только на бумаге. В реальности же состояние сельского водоснабжения на сегодня в Украине оценивается в большинстве случаев как неудовлетворительное.

Только 26% или 4,1 млн человек из 14,5 млн сельского населения пользуются услугами централизованных систем водоснабжения, а канализацией – только 9%. Более половины сельских водопроводов из-за несовершенной эксплуатации и длительного срока службы работают с перебоями и не могут обеспечить снабжение водой нормативного качества.

Читайте также: Водопроводная вода: пить или не пить?

Децентрализованные объекты водоснабжения в сельской местности, к которым относятся шахтные колодцы (более 2,1 млн единиц), каптажи (около 1 тыс. единиц) и глубокие водозаборные (около 90 тыс. единиц) и мелкотрубчатые скважины (свыше 350 тыс. единиц ), находятся в большинстве своем в неудовлетворительном техническом и санитарном состоянии. Почти треть водозаборных сооружений подземных и грунтовых вод должным образом не оборудованы зонами санитарной охраны. Подавляющее большинство шахтных колодцев в санитарно-гигиеническом отношении находится в неудовлетворительном состоянии из-за фактически повсеместного бактериального и химического загрязнения грунтовых вод отходами хозяйственной деятельности.

Относительно качества воды, то следует отметить, что более 50% проб питьевой воды из подземных источников не соответствуют действующим стандартам и санитарным нормам по органолептическим показателям. Одной из причин такого состояния водного хозяйства председатель Всеукраинской экологической лиги Татьяна Тимочко назвала высокую минерализацию местных рек. В то же время, эколог констатировала существующую проблему с питьевой водой именно на селе. «Сейчас кто угодно может бурить скважины, заплатив деньги. В Украине не осуществляется контроль за подземными водами, в результате чего крестьяне потребляют питьевую воду, содержание опасных органических соединений в которой (нитриты, нитраты, азот аммонийный и т.д.) в 3-5 раз, а в отдельных случаях в 40-50 раз превышает допустимые нормы», - отметила она.

Несбывшиеся надежды

Улучшить ситуацию с питьевым водоснабжением на селе должна была Общегосударственная целевая программа «Питьевая вода Украины» на 2011-2020 годы, однако финансирование этой Программы последние 7 лет было уменьшено почти в 6 раз! А из того финансирования, которое было получено, согласно отчету Счетной палаты, с нарушением действующего законодательства использовано свыше 48 млн грн, в том числе неэффективно – более 20,5 млн грн. Куда пошли эти средства, можно только догадываться. А крестьяне так и остаются без питьевой воды и вынуждены ехать за ней несколько десятков километров, и стирать, и мыться в той же воде одновременно.

Читайте также: Украину выведут на чистую воду

Итак, как ни крути, а единственным спасением для сельских водопроводов является государственно-частное партнерство в форме концессии, аренды или совместной деятельности сельских, поселковых советов и частных партнеров. Ими должны стать инвесторы в реконструкцию существующих и строительства новых водопроводов и обеспечение соответствия качества питьевой воды, поставляемой сельчанам, государственным стандартам и нормативам. Ст. 5 Закона «Об особенностях передачи в аренду или концессию объектов централизованного водо-, теплоснабжения и водоотвода, находящихся в коммунальной собственности» даже формально облегчает вхождение частного инвестора на рынок коммунальных услуг, потребляемых сельчанами. В документе отмечается, что объекты централизованного водо-, теплоснабжения и водоотвода, находящиеся в коммунальной собственности территориальной общины села и обеспечивающие соответствующими услугами потребителей только в пределах ее территории могут передаваться в аренду или концессию без объявления и проведения конкурса.

Однако до осуществления передачи объекта водоснабжения в концессию или аренду соответствующий поселковый или сельский совет обязан согласно ст. 6 этого же Закона осуществить проведение инвентаризации основных средств и товарно-материальных ценностей в составе такого объекта и благоустройства и обновление технической и строительной документации по такому объекту. Это требует понести соответствующие денежные расходы, денег на которые в местных бюджетах просто нет, ведь дефицит сводного бюджета Украины составляет по данным Министерства финансов Украины за первое полугодие 2012 составляет 3,66 млрд грн.

Отзовись, хозяин!

Основным проблемным вопросом по сельским водопроводам остается то, что по многим шахтным колодцам совместного использования, артезианским скважинам, водонапорным башням, сетям водопровода не определены юридические и физические лица, ответственные за их эксплуатацию. То есть они фактически являются бесхозным имуществом без необходимой для осуществления аренды или концессии технической и разрешительной документации. Не определенными владельцы этих объектов водоснабжения остаются из-за того, что многие водные объекты были построены субъектами хозяйствования, которые в результате изменения форм собственности на селе и системного финансового кризиса в Украине обанкротились, были ликвидированы или просто исчезли, оставив построенные и пригодные для использования скважины питьевой воды, водопроводы без каких-либо технических и произвольных документов.

Такова, например, скважина питьевой воды «Полевая», которая находится прямо среди поля с кукурузой на территории с. Машевка Полтавской области. «Эту скважину построили для собственных нужд польские нефтяники, которые строили на территории Машевского района буровую, - рассказывает Машевский поселковый голова Николай Кравченко. - Со временем фирма-подрядчик обанкротилась, строительство буровой установки было прекращено, польские специалисты уехали с территории поселка, а заброшенная скважина питьевой воды оказалась рабочей и помогает обеспечивать жителей поселка питьевой водой, правда ни одного технического или разрешительного документа на нее не сохранилось», - констатирует глава Машевский поселковой общины.

Читайте также: Инвесторов приглашают «в народ»

Похожая ситуация в поселке Опошня Полтавской области, где местный предприниматель 10 лет назад построил по собственному проекту мощную скважину питьевой воды, но обанкротился и выехал за пределы поселка, не оставив никаких технических документов на скважину и не передав ее в коммунальную собственность территориальной общины. «Теперь придется обращаться в суд от имени поселкового совета с иском о признании бесхозным имущества в отношении этой скважины. Процедура признания такого имущества бесхозным может затянуться во времени более чем на год, ведь согласно ст. 322 Гражданского кодекса Украины только после истечения годичного срока от даты объявления в печатном СМИ о наличии бесхозного имущества поселковый совет сможет по решению суда поставить себе на баланс эту скважину и начать оформление по ней необходимой технической и разрешительной документации», - делится своими проблемами Опошнянский поселковый глава Владимир Степаненко.

Итак, как видим, без весомой финансовой, законодательной и технической поддержки со стороны государства самостоятельно проблему водоснабжения на селе соответствующим поселковым или сельским советам не решить. Вызвано это тем, что они лишены как финансовых, так и необходимых технических ресурсов для решения этой проблемы. Государство должно помнить, что село – это колыбель нации, а нация будет жить только там, где есть вода, потому что чистая вода – это источник жизни.

Вы хотите удивить своим подарком друга? Тогда вам следует купить незабываемый подарок киев на сайте http://go-go.ua. Заходите на сайт и выбирайте необычный и запоминающийся подарок!

 
Комментарии (0)