ГлавнаяПубликацииФинансирование ЖКХИнвесторов приглашают «в народ»

Инвесторов приглашают «в народ»

При разумном направлении инвестиционных потоков и соответствующей законодательной базе именно на селе частному инвестору открываются широкие перспективы

Тема государственно-частного партнерства в сфере ЖКХ для большинства ассоциируется с большими городами, где на базе крупных предприятий возможно реализовать масштабные инвестиционные проекты. В этом контексте за кадром остается сельская местность, сфера жизнеобеспечения которой находится в состоянии гораздо более критическом, чем в городах. Вместе с тем, при разумном направлении инвестиционных потоков и соответствующей законодательной базе именно на селе частному инвестору открываются широкие перспективы.

Во время I Практической конференции «Модернизация жилищно-коммунального хозяйства Украины на основе механизмов государственно-частного партнерства», которая проходила 15 мая в г. Сумы, присутствующими, среди прочего, были рассмотрены направления реформирования сельского коммунального хозяйства и использование государственно-частного партнерства в сфере обслуживания сельского населения.

Разруха в стиле пастораль

Как отмечали выступающие, ситуация в сельском жилищно-коммунальном хозяйстве кризисная. С реформированием коллективных сельскохозяйственных предприятий вновь созданные агропромышленные формирования не в состоянии содержать социальную сферу и жилищно-коммунальные объекты, а сельским советам законодательство не позволяет этого делать. Кроме этого, местный бюджет в большинстве случаев не способен профинансировать содержание данных объектов. 70% инженерных сетей, каждая вторая водонапорная башня, насосная станция и артезианская скважина требуют замены оборудования или капитального ремонта, 80% внутридомовых водопроводных, канализационных, тепловых сетей нуждаются в замене. Из-за ограниченности средств практически не проводятся плановые ремонтно-восстановительные работы на инженерных сетях и сооружениях, чем  обусловлен значительный рост аварийности на данных объектах.

Читайте также: Инвестиции в старость

Несмотря на такую ​​чрезвычайно сложную ситуацию, средства на решение этих проблем органами местного самоуправления практически не выделяются, сельские и поселковые советы утверждают тарифы значительно ниже уровня себестоимости услуг, а разницу между себестоимостью и тарифом предприятиям не компенсируют.

Все это требует нового подхода к рассмотрению проблем, связанных с развитием сельского коммунального хозяйства. При этом стоит заметить, что сельская коммунальная служба имеет свою специфику, совершенно отличную от городской. Это, среди прочего, сравнительно небольшие объекты, обслуживающие малочисленных потребителей. Те, в свою очередь, находятся в отдаленных от райцентра населенных пунктах и ​​основного  обслуживающего предприятия - райселькоммунхоза. Вследствие этих факторов себестоимость услуг выше, чем в городах и райцентрах, но при этом население привыкло получать эти услуги бесплатно – за счет бывших колхозов. Все указанное обусловливает индивидуальный подход к каждому объекту и решение всего комплекса вопросов.

Разумная централизация

Стоит отметить, что еще в далеком 1984 году с целью улучшения коммунального обслуживания населения в сельской местности постановлением Совета Министров УССР было создано Главное управление по коммунальному обслуживанию сельского населения. В 1990 году оно было реорганизовано в Украинское объединение сельского коммунального хозяйства «Укрселькоммунхоз» и передано в подчинение Министерству аграрной политики и продовольствия Украины.

В каждом районе страны были созданы межхозяйственные комбинаты по предоставлению коммунальных услуг сельскому населению путем добровольного объединения финансовых, материально-технических и трудовых ресурсов колхозов, совхозов и межхозяйственных предприятий, которые входили в состав областных формирований сельского коммунального хозяйства.

Читайте также: Ловись, инвестор, большой и маленький

Практика показывает, что и сегодня наиболее оптимальным является вариант, когда решение всех вопросов возлагается на районное предприятие сельской коммунальной службы (райселькоммунхоз), которое создает свои подразделения или дочерние предприятия в селах с таким расчетом, чтобы охватить все населенные пункты независимо от их размера, количества жителей и расположения. Это позволяет не держать в каждом селе директора, бухгалтера, соответствующих квалифицированных инженеров и спецтехнику, следовательно, сразу уменьшаются затраты на управление персоналом. Кроме того, крупное предприятие имеет совершенно другую отдачу от материальных ресурсов и большие возможности. А главным является то, что оборотные средства малого предприятия не позволяют осуществлять серьезные капиталовложения и реализовывать крупные проекты.

При этом, благодаря принятию законов Украины «О государственно-частном партнерстве» и «Об особенностях передачи в аренду или концессию объектов централизованного водо-, теплоснабжения и водоотвода, находящихся в коммунальной собственности» в Украине уже заложены организационно-правовые основы для развития государственно-частного сотрудничества в жилищно-коммунальной сфере.

 

Мария Цатурян

 
Комментарии (0)