ГлавнаяПубликацииАналитикаБюджетная революция для регионов

Бюджетная революция для регионов

С 2014 года в Украине может быть изменен механизм выделения субвенций из госбюджета на реализацию проектов социально-экономического развития отдельными городами и районами. Речь идет, как минимум, о миллиарде гривен в год.

Новый механизм финансирования регионов предусмотрен проектом закона №2622, которым вносятся правки в Бюджетный кодекс относительно субвенции на осуществление мероприятий по социально-экономическому развитию территорий. В Верховной Раде он был зарегистрирован группой из 8 депутатов, которые являются членами одной фракции ВО «Свобода». Необходимость принятия документа его авторы объясняют тем, что многие территории, вплоть до областей, после распределения социально-экономических субвенций либо получают средства в неполном объеме, либо вовсе остаются без дотаций.

О диспропорциональном распределении социально-экономических субвенций регионам впервые заявило Министерство регионального развития, строительства и ЖКХ в 2011 году. Необходимость законодательного урегулирования ситуации признает и Главное научно-экспертное управление парламента.
 
Проектом предлагаются две нормы, кардинально меняющие существующий порядок выплат субвенций. Во-первых, порядок выделения субвенций на социально-экономическое развитие территорий предложено прописать непосредственно в Бюджетном Кодексе. Сейчас выплаты регулируются правительственным постановлением.
 
Во-вторых, размер выделяемых субвенций законотворцы намерены привязать к численности населения конкретного города или района – с диапазоном отклонения не более 15% от нормативного значения.
 
Несовершенство действующего порядка распределения средств на социально-экономическое развитие территорий, разработчики законопроекта объясняют тем, что в течении прошлых лет Донецкой области дотации предоставлялись в значительно больших объемах, чем другим областям – в 2011 году 398 млн грн (44,4% от общего объема), а в 2012 году - 919,5 млн грн (32,9%). При этом в Донецкой области проживает всего 9,6% населения Украины. При этом, парламентарии уверены, что субвенции на развитие территорий фактически распределяются произвольно. В 2013 году, например, основным их получателем является уже не Донецкая, а Житомирская область. 
Согласно пояснительной записке к законопроекту, в 2011 году «социально-экономические» субвенции не выделялись 14 украинским регионам: 12 областям, а также Киеву и Севастополю. В 2012 году при среднерасчетном размере субвенции на одного жителя в сумме 61,4 грн, Донецкой области на среднестатистического жителя было выделено 210 грн субвенции, а Львовской - 3 грн.
 
В 2013 году при среднем общеукраинском показателе субвенции из расчета на одного жителя 29,3 грн Житомирской области  запланировано выделение 124,5 грн субвенции на одного жителя, Киеву - 3,9 грн. При этом 7 регионов. Тернопольская же область «социально-экономических» субвенций с 2011 года не получала вовсе. 

Сколько субвенций хороших и разных?

На долю ежегодных субвенций, которые передаются областям на определенные цели в Украине приходится 6-7 часть всех расходов госбюджета, а счет выплат идет на десятки миллиардов гривен (в 2013 году – более 60 млрд грн). При этом из года в год и качественный, и количественный состав субвенций меняется. Так, в 2002 году размер субвенций на предоставление жилищных субсидий более чем в 2 раза превышал размер дотации на выплату помощи малообеспеченным, многодетным семьям и инвалидам – 2,3 млрд грн против 1,1 млрд грн. В госбюджете-2013 для выплат помощи семьям с детьми предусмотрено 40,1 млрд грн, в то время, как на выплату жилищных субсидий предусмотрено 7,7 млрд грн, то есть, в 5 раз меньше.
 
Еще одна отличительная черта субвенций – их разнообразие. Это противоречит положениям Бюджетного Кодекса, в котором закреплено 4 вида субвенций: на реализацию инвестпроектов; строительство, ремонт, содержание улиц и дорог коммунальной собственности; содержание объектов общего пользования или ликвидацию негативных последствий деятельности объектов общего пользования; осуществление госпрограмм соцзащиты.
 
Все прочие субвенции пунктом 6 статьи 97 Бюджетного кодекса классифицированы как «другие дополнительные дотации и другие субвенции» и каждый год утверждаются отдельным приложением к закону о госбюджете.
В 2013 году дополнительных субвенций приложением №7 к закону о госбюджете предусмотрено аж 26: 23 вида субвенций из общего фонда бюджета и 3 вида субвенций из специального фонда бюджета. Субвенция на осуществление мероприятий относительно социально-экономического развития отдельных территорий относятся к семейству дополнительных субвенций, выплачиваемых за счет общего фонда госбюджета, поэтому о них в Бюджетном кодексе в настоящее время не говорится ни слова.

Три года, десять целей, пять условий

Вообще, же «соц-эконом» субвенция – относительно недавнее изобретение украинских бюджетотворцев. Порядок предоставления «социально-экономических» субвенций установлен постановлением Кабмина №106 от 6 февраля 2012 года. Им определены десять основных категорий мероприятий, на осуществление которых направляются средства. В частности, речь идет о строительстве, реконструкции, капитальнои ремонте объектов коммунальной инфраструктуры (за исключением административных зданий); осуществлении природоохранных мероприятий; покупке оборудования для учреждений социально-культурной сферы и коммунального транспорта; осуществлении мероприятий, связанных с отселением граждан из жилых домов, находящихся в аварийном состоянии;  решении проблем малых городов, шахтерских и горных населенных пунктов; проведении работ по газификации; мероприятий по энергосбережению, региональному, соц-экономическому развитию регионов.
 
Фактически «соц-эконом» субвенции могут использоваться для реализации самых разных проектов, с акцентом на уменьшении количества долгостроев. Однако для того, чтобы получить средства, местные власти должны соблюсти пять условий:
 
- направить деньги на создание или обновление основных фондов коммунальных предприятий, в первую очередь, на выполнение работ по завершению строительства объектов с высокой степенью готовности; 
- утверждить проекты строительства и проведена их государственная экспертиза;
- инвестиционные проекты должны «вписываться» в государственные целевые программы;
- сверхгодовые инвестиционные программы обеспечить необходимыми финансовыми ресурсами местных бюджетов, кредитами и субвенциями на протяжении всего срока выполнения;
- инвестиционные проекты должны реализовываться на условиях софинансирования из местных бюджетов не менее 1% от размера субвенции; города областного значения и областные бюджеты – не менее 3%, Киев – не менее 5%. 
 
Госбюджетом-2013 на выплату «социально экономических» субвенций предусмотрено 1,4 млрд грн, что ровно в 2 раза меньше, чем в бюджете прошлого года. В большем объеме из госбюджета местным бюджетам в 2013 году должны быть направлены лишь субвенции:
- на помощь детям-семьям-инвалидам (40,1 млрд грн);
- предоставление жилищных субсидий (7,7 млрд грн)
- погашение задолженности по разнице в тарифах на услуги по тепло- и водоснабжению (5,126 млрд грн);
- строительство-ремонт-содержание улиц и дорог коммунальной собственности (2,391 млрд грн);
- предоставление гражданам льгот, в том числе льгот на услуги связи и компенсаций на льготный проезд в транспорте (2,040 млрд грн).
 
Однако, за исключением «улично-дорожных» субвенций, все остальные трансферты «обезличены» – они предоставляются областям. В то время, как «соц-эконом» субвенции предоставляются как областным бюджетам, так и бюджетам конкретных городов и районов. 

Полтора человека – не показатель

Впрочем, целевое использование субвенций и условия их выделения конкретным территориям парламентарии фактически не меняли: соответствующие нормы постановления Кабмина №106 практически дословно предлагается перенести в Бюджетный Кодекс.
 
В главном экспертном парламентском управлении, привязку размера субвенций к численности населения забраковали. Свой вывод эксперты обосновали тем, что невозможно развивать все территории одновременно. К тому же, сама по себе «социально-экономическая» субвенция введена для финансирования отдельных территорий. Кроме этого, такое распределение средств в некоторых случаях не позволит выделять деньги в достаточном количестве на реализацию неотложных социально-экономических проектов на территориях, для которых этот вид субвенций, собственно, и был введен. Например, в горных населенных пунктах. 
 
Таким образом, вопрос об оптимальном механизме распределения средств госбюджета между отдельными территориями остается открытым. Перспективы же принятия проекта №2622 и проведения маленькой «бюджетной революции» окончательно станут ясны через несколько месяцев, когда в Украине начнет верстаться госбюджет на следующий год.
 
Комментарии (0)