ГлавнаяПубликацииФинансирование ЖКХБюджет ЖКХ: сэкономить - тяжело, потратить - невозможно

Бюджет ЖКХ: сэкономить - тяжело, потратить - невозможно

Неполное расходование бюджета ЖКХ, помимо общего дефицита, повлияло на то, что в текущем году из госказны выделили крайне малые суммы на финансирование отрасли.

Министерство регионального развития, строительства и ЖКХ отчиталось о выполнении госбюджета за 2012 год. Согласно данным, обнародованным вчера на официальном сайте ведомства, в минувшем году отрасль потратила значительно меньшие суммы, чем было задекларировано в основном финансовом документе страны. Одновременно, на нужды ЖКХ было также направлено меньше средств, чем предусмотрено в законе «О госбюджете на 2012 год». Неполное расходование бюджета, помимо общего дефицита, повлияло на то, что в текущем году из госказны выделили крайне малые суммы на финансирование отрасли.

Январь 2012 года начался для отраслей строительства и ЖКХ с бюджетного скандала. В декабре 2011 года Минрегион подал запрос, который отражал реальные потребности отрасли, точнее, самый минимальный экономически обоснованный финансовый порог, который необходимо было профинансировать. Так Министерство под руководством Анатолия Близнюка запросило на 2012 год выделить из казны 28,8 млрд грн (вместе с программами и субвенциями): из них 20,2 млрд грн предусматривалось направить на финансирование жилищно-коммунального блока, 5,6 млрд – на строительный блок, а региональный – 2,7 млрд грн. Остальные средства планировалось выделить на поддержание работы аппарата Минрегиона и подведомственных учреждений. Однако результаты такого запроса оказались просто шокирующими. В подписанном Президентом законе «О госбюджете Украины на 2012 год» на всю отрасль было предусмотрено 1,99 млрд грн. Правда при этом ЖКХ могло рассчитывать на львиную долю этих средств – 0,986 млрд грн, а строительной отрасли закон предписывал довольствоваться меньшим – всего 0,5 млрд грн.

Разумеется, итоги выполнения бюджета в I квартале продемонстрировали хроническое недофинансирование ключевых общегосударственных программ, являющихся при этом защищенными статьями госбюджета. В связи с этим в апреле 2012 года Минрегион возобновил свои запросы с просьбой увеличить финансирование отрасли. Этот запрос был удовлетворен и к концу первого полугодия финансирование на нужды профильных отраслей было увеличено до 9,2 млрд грн: 6,4 млрд грн – ЖКХ, а 2,2 млрд грн получил строительный блок.

Читайте также: ЖКХ и бюджет 2012: между первой и второй...

При этом, минувший год стал для отрасли годом «бюджетной щедрости», поскольку Минрегиону впервые за последнюю пятилетку удалось добиться серьезного увеличения расходов госбюджета в свою пользу. Итак 2012 год отрасль завершила, будучи вполне состоятельной. По крайней мере, - на бумаге. В частности, в основной финансовой смете страны к концу года на финансирование ЖКХ, строительного и регионального блоков с учетом выполнения общегосударственных и министерских программ, а также с учетом субвенций было заложено 19,8 млрд грн: 17,8 млрд грн – ЖКХ, и 1,5 млрд грн – строительство, 0,4 млрд грн – региональное развитие.  Для сравнения, 2011 год отрасль завершила с «бюджетным расписанием» в 6,3 млрд грн, а 2010 год – 2,6 млрд грн (общегосударственные расходы).

Впрочем, недофинансирование – уже давно перестало быть тенденцией для подведомственных Минрегиону отраслей, и превратилось в константу. За минувший год разница между предусмотренными расходами и реально выделенными средствами (17,95 млрд грн) составила 1,85 млрд грн. Примечательно, что «отрицательное сальдо» зафиксировано и в том, как использовали направленные средства. В частности, невостребованными остались 0,81 млрд грн.

На реализацию Минрегионом общегосударственных программ (их всего 14 для отрасли ЖКХ) было предусмотрено 3,5 млрд грн, а выделено на 0,4 млрд меньше. Но даже эти средства не удалось израсходовать полностью – потрачено было всего 2,3 млрд грн. Субвенции Минрегиона обошлись госбюджету в 16,2 млрд грн, из которых было направлено лишь 14,8 млрд грн. Львиную долю этой статьи расходов занимают выплаты по компенсации разницы в тарифах предприятиям ЖКХ, поэтому неудивительно, что все эти средства были профинансированы.

Условно все расходы и использование выделенных средств отраслями ЖКХ, строительства и на развитие регионов можно разделить на несколько категорий. Самой значительной, на которой мы сегодня остановимся, стала та, в которую вошли бюджетные статьи, демонстрирующие, как недофинансирование со стороны бюджета, так и неполное использование выделенных средств. К этой группе можно смело отнести весь жилищно-коммунальный блок. На его нужды было направлено 15,99 млрд грн, что на 1,8 млрд грн меньше заявленных в госбюджете сумм. При этом остаток неизрасходованных средств составил 0,63 млрд грн.

В этом блоке как недостаток финансирования из госказны, так и неполное использование выделенных средств наблюдается в бюджетном выполнении Общегосударственной программы «Питьевая вода Украины». Из необходимых 200 млн грн на реализацию ее задач в 2012 году было направлено всего 182,5 млн грн, а потрачено и того меньше – всего около 103 млн грн. Остались практически неизрасходованными 2 млн грн, которые предполагалось направить на поиск и приведение в порядок могил и мест захоронений жертв войны и политических репрессий. Из выделенных 1,5 млн грн, была использована лишь треть этой суммы, а 1 млн грн – так и остался «незадействованным».

Читайте также: Вода «вымоет» бюджетные миллионы

На оснащение приборами учета тепловой энергии и воды многоквартирного жилого фонда законотворцы средств не пожалели, и предусмотрели на установку счетчиков 160 млн грн. Однако из выделенных 94 млн грн потрачено на покупку учетного оборудования было менее 1 млн грн. 

Катастрофически мало было выделено и на проведение капитальных ремонтов общежитий – 8,5 млн грн из 60 млн грн предусмотренных. Но и из этих средств целевой расход получили лишь 3 млн грн.

Та же ситуация наблюдается и в строительной отрасли: из направленных на ее нужды 1,4 млрд грн около 200 млн грн – в остатке. А это, между прочим, как раз та сумма, которая была необходима на реализацию Общегосударственной программы «Доступное жилье» (также не освоено 40 млн грн). Средств на льготное кредитование молодые семьи и одинокие молодые граждане получили в половину меньше, чем было предусмотрено: 34 млн грн, а из них непрофинансированных осталось 10 млн грн.

Впрочем, даже приводя в статье неполный перечень выделенных и неизрасходованных средств, становиться очевидным, что по ключевым статьям расходов отрасли накопился значительный остаток. Он составляет, по расчетам «У.К.» порядка 1 млрд грн (ЖКХ и строительный блок). Вместе с тем, говорить о том, что в госбюджете 2013 года этот миллиард «нашел применение» сложно. Как ранее уже сообщало наше издание отрасль ЖКХ недополучила 4,5 млрд грн по сравнению с финансированием минувшего года. Не нашлось 1,7 млрд грн и на строительную отрасль. При этом в казне на расходы этого года не нашлось средств на реализацию программы «Питьевая вода», льготного кредитования ОСМД, оснащения счетчиками тепла и воды жилфонда. Секвестированы также ипотечные программы (с 1 млрд грн до 0,3 млрд грн), а также программы по кредитованию и компенсации по кредитам на приобретение жилья.

Вместе с тем, причин такого отношения к госбюджетным средствам, а именно в части неполного расходования выделенных средств, несколько. Если недофинансирование объясняется бюджетным дефицитом, то неосвоенные остатки отнюдь нельзя считать не нужными отрасли.

Читайте также: Госбюджет сделал ЖКХ обрезание

Основными факторами, которые повлияли на формирование бюджетного остатка, являются:

- Излишне забюрократизированная и сложна процедура росписи средств для выплаты субвенций и компенсаций из государственного бюджета местным. Именно долгое согласование на местном уровне и в Минфине, а также процесс «обналичивания» казначейских госсчетов тормозит выплату тарифной разницы предприятиям ЖКХ, выплату субсидий и компенсаций по льготным кредитам.

- Нежелание местных органов власти участвовать и реализовывать общегосударственные программы на региональном уровне. Ярким примером является программы «Питьевая вода» и «Доступное жилье». «У.К.» неоднократно была свидетелем того, как во время ежемесячных селекторных совещаний с регионами руководители профильного Министерства «грозили» не выделить и не предусмотреть финансирование по ключевым статьям на следующий год, если местные власти не будут расходовать уже заложенные средства.

- Недоверие потребителей. Как к власти в целом, так и к ипотечным программам Минрегиона в частности. Это, в свою очередь, сказывается на динамике достройке замороженных в кризис жилищных объектов, а также темпов их реализации. Отсутствие у населения понимания экономии и учета ресурсов, подкрепленное опасениями о повышение тарифов на услуги ЖКХ при низком их качестве, также сыграло свою роль.

«У.К.» надеется, что в этом году новому руководителю Минрегиона Геннадию Темнику, а также парламентариям, сформировавшим профильный Комитет Рады, удастся добиться увеличения как бюджетного финансирования, так и создать адекватные условия по привлечению в отрасль частных инвестиций.

 
Комментарии (1)
Михаил
17 января 2013 г. 12:20
Половина не знает, куда эти бабки потратить, вторая половина - боится, что их за это посадят.