ГлавнаяПубликацииЗаконодательствоНужна ли теплоэнергетике реинкарнация ДП «Газ-тепло»

Нужна ли теплоэнергетике реинкарнация ДП «Газ-тепло»

Коммунальные предприятия теплоэнергетики получили неоднозначный подарок в виде обнародования проекта Закона «О проведении эксперимента в сфере теплоснабжения на базе дочернего предприятия ГК «Газ Украины».

Неприятный и неоднозначный подарок на День независимости Украины получили отечественные предприятия теплокоммунэнерго. 20 августа на сайте Министерства энергетики и угольной промышленности был обнародован проект Закона «О проведении эксперимента в сфере теплоснабжения на базе дочернего предприятия ГК «Газ Украины».

И вроде оснований для беспокойства не должно быть у тепловиков, ведь целью принятия этого Закона является финансовое оздоровление предприятий теплоэнергетики, создание условий для реконструкции и модернизации объектов теплоснабжения, отработка новых организационных форм и экономических механизмов стимулирования своевременных расчетов за природный газ и тепловую энергию. Однако при более детальном ознакомлении с этим законопроектом начинаешь понимать, что коммунальным предприятиям теплоэнергетики есть чего бояться.

Согласно этому законопроекту в 15 октября 2015 на базе дочернего предприятия ГК «Газ Украины» как единственного поставщика тепловой энергии проводится экономический эксперимент по организации теплоснабжения на территории Украины с целью финансового оздоровления предприятий теплоэнергетики, создание предпосылок для реконструкции и модернизации объектов теплоснабжения, стимулирования своевременных расчетов за природный газ и тепловую энергию.

НАК «Нафтогаз Украины» по этому законопроекту обязана обеспечить единственного поставщика тепловой энергии ресурсом природного газа в необходимом ему объеме в соответствии с договорами, заключенными с участниками эксперимента.

По замыслу авторов законопроекта единственный поставщик тепловой энергии поставляет природный газ теплогенерирующим организациям по ценам, установленным НКРЭ для теплогенерирующих организаций на выработку тепловой энергии для нужд соответствующей категории потребителей тепловой энергии.

В свою очередь предприятия теплоэнергетики производят из природного газа, полученного в соответствии с настоящим Законом, тепловую энергию и продают ее единственному поставщику тепловой энергии.

Единственный поставщик тепловой энергии передает тепловую энергию теплоснабжающим организациям на основании типового договора, утвержденного национальной комиссией, осуществляющей государственное регулирование в сфере коммунальных услуг.

Единственный поставщик тепловой энергии передает тепловую энергию теплоснабжающей организации для реализации потребителям и/или исполнителям по цене (в расчете на 1 Гкал.), которая соответствует уровню тарифа на тепловую энергию, установленном НКДРКП или НКРЭ на дату вступления в силу настоящего Закона.

Потребители, которые получают коммунальные услуги или покупают тепловую энергию в рамках реализации эксперимента, вносят плату за предоставленные им коммунальные услуги или потребленную тепловую энергию исключительно на текущий счет со специальным режимом использования единственного поставщика тепловой энергии в уполномоченном банке.

В Пояснительной записке к законопроекту необходимость проведения эксперимента объясняется убыточностью деятельности предприятий теплоэнергетики по производству, транспортировке и поставке тепловой энергии. Что в свою очередь не позволяет им рассчитываться в полном объеме за газ, что они получают. Это связано, как подчеркивается в записке, несоответствием производственных затрат по производству, транспортировке и поставке тепловой энергии и размером тарифов.

Но как ни старались авторы законопроекта за красивыми словами скрыть настоящую цель этого законопроекта, в них ничего не получилось. Изначальным целью ДК «Газ Украины» есть и остается получение полного контроля над финансовыми потоками теплокоммунэнерго, и этот закон

опроект является венцом, катарсисом реализации этой идеи.

Если этот законопроект будет принят Верховной Радой и подписанный Президентом Виктором Януковичем, то средства, уплаченные потребителями на счета со специальным режимом использования, управляющими и теплоснабжающими предприятиями исключительно ДК «Газ Украины» по своему внутреннему убеждению и алгоритмом, который будет зависеть от своевременности расчетов за потребленный газ теплоэнергетиками. Фактически, в нарушение статей 42 и 66 Хозяйственного кодекса Украины, провозглашает свободу предпринимательской деятельности и право предприятия распоряжаться своим имуществом, в том числе и денежными средствами, в соответствии с целями хозяйственной деятельности в пределах, разрешенных владельцем или учредителем. Поскольку ГК «Газ Украины» не является учредителем теплоснабжающих предприятий (их учредителями являются соответствующие областные или городские советы, или концессионеры или арендаторы), то оно не имеет права ограничивать свободу распоряжения денежными средствами теплоэнергетиков из-за применения алгоритма распределения средств со счета со специальным режимом использования.

Кроме того, что этот законопроект нарушает основные юридические каноны осуществления предпринимательской деятельности, он еще и экономически нецелесообразен. «Совершенно непонятно, каким образом появление дополнительного посредника снизит убыточность деятельности теплоэнергетиков? Как снизить тарифы для населения, или помочь предприятиям - теплоэнергетике, если в себестоимость, поставляемых потребителям услуг (тепла), входить расходы еще одной новой структуры, со своими общепроизводственными, административными и прочими расходами? И откуда в госбюджете найдутся деньги на компенсацию тарифов для посредника, которого предлагают создать, если их нет для теплоэнергетиков при нынешней схеме функционирования сектора?» - спрашивает экономический эксперт Борис Кушнирук, который экономическому анализу этого законопроекта посвятил целый блог на сайте «Украинская правда»

Читайте также: Украинская теплоэнергетика стремится к переменам

«Для коммунальных теплокоммунэнерго принятие этого законопроекта приведет к одному - возвращение схемы расчетов за газ, совершенно идентичной той схеме, по которой мы работали с ДП «Газ -тепло» в 2004-2007 годах, снова будем вынуждены из-за накопленных долгов объявлять предприятие банкротом, и начинать каждый год с новым «старым» предприятием» - несомненно говорит главный бухгалтер КП «Новомосковськтеплоенерго» (Днепропетровская область) Наталья Мазур.
 
Историческая справка

Для упорядочения расчетов за потребленную тепловую энергию и природный газ, для обеспечения бесперебойных поставок тепловой энергии населению и бюджетным организациям Распоряжением Кабинета Министров №487-р 6 августа 2003 было создано ГП «Газ-тепло» и разработана схема его работы с предприятиями тепловой генерации.

Реализация его главной цели - улучшения расчетов за отопление, - которая достигалась введением порядка расчетов, при котором конечный потребитель тепловой рассчитывался за нее непосредственно с ее владельцем (ДП «Газ-тепло»), минуя промежуточные звенья (предприятия теплогенерации), потерпела фиаско, привела к 100% банкротства коммунальных теплокоммунэнерго.

По Договорам с ДП «Газ-тепло» о предоставлении услуг по переработке природного газа и транспортировку природной энергии на срок до 30 сентября 2006, согласно которому Подрядчик (теплокоммунэнерго) по заданию Заказчика ( ДП «Газ-тепло» НАК «Нафтогаз Украины») обязуется выполнить определенную работу, а именно оказывать услуги по переработке природного газа в готовую продукцию в соответствии с техническими условиями и транспортировки готовой продукции к Потребителям, а Заказных обязуется принять готовую продукцию и оплатить Подрядчику выполненную работу по предоставлению услуг по переработке природного газа в Готовую продукцию и ее транспортировки в Потребителей.

Читайте также: Украинская теплоэнергетика набирает вес

Параллельно с этим заключался договор комиссии согласно которому Комитент ( ДП «Газ-тепло» НАК «Нафтогаз Украины») поручал, а комиссионер ( теплокоммунэнерго ) принимал на себя обязательства по заключению от своего имени сделки по реализации тепловой энергии с Потребителями за счет комитента.

Следовательно, теплокоммунэнерго попадали в прямую зависимость от ДП «Газ-тепло», поскольку в ситуации, когда процент проплаты населения уменьшался ниже 70%, ГП «Газ-тепло» автоматически уменьшало процент оплаты за переработку природного газа. В результате - в 90% теплокоммунэнерго задолженность по зарплате, по платежам в бюджет, и один путь - банкротство.

Поэтому получается так, что Минэнерго решило возродить из пепла и вернуть из небытия ДП «Газ-тепло», вернее схему контроля на финансовыми потоками теплокоммунэнерго, создав на базе ДК «Газ Украины» единственного поставщика тепловой энергии, а это 100% добьет коммунальную теплоэнергетике Украины. Остается надежда на то, что Минфин, Минэкономразвития, Миндоходов, Минрегион, НКРЭ, НКРКУ, НАК «Нафтогаз Украины», Госкомпредпринимательства и Минюстом, которые должны согласовать этот законопроект не допустят откровенного рейдерства и произвола со стороны ДК «Газ Украины».

Для того, чтобы экономить многие уже давно приобрели бойлеры для подогрева воды. Продажа, установка, ремонт, сервис бойлеров - всем этим вас обеспечит Климат Сервис. Обустройте ваш дом вместе с нами.

 
Комментарии (3)
Владимир2
03 сентября 2013 г. 11:47
Загонят в долги , а там и до приватизации не далеко ,или же Швыдкому в "Газ Украины" деньги для розпила дают как ни как выборы наносу , ну а теплоэнегетика чай не в первый раз выдюжит !
Иван Смольный1
03 сентября 2013 г. 22:53
З джерел наближених до КМУ, пройшла інформація, що зазначений законопроект не отрмує підтримки у КМУ. Причини тому як політичні (скубочубство між кланами), так і економічні. Будемо сподіватися що його похоронять ще на стадії узгодження.
Андрій Осадчий1
04 сентября 2013 г. 15:25
Дай Аллах, Іване, так воно і буде!інакше - загальний комунальний капець!