Коллекторские компании появились в Украине после кризисного 2008-го, когда финансовые учреждения столкнулись с большим количеством проблемных кредитов. За определенное вознаграждение, то есть процент от суммы долга, коллекторы помогают вернуть средства как законными, так и сомнительными или вообще незаконными методами. Деятельность таких компаний дошла и до жилищно-коммунального хозяйства.
Как работают «сборщики податей»
В Украине деятельность коллекторских компаний не регламентирована специализированным законодательством. Скорее, компании, оказывающие эти услуги, соблюдают, так называемый, кодекс профессиональной этики, основанный на положениях гражданского и уголовного права. Так, например, основными положениями этического кодекса украинских коллекторов прописано, что должнику запрещено звонить раньше 8:00 и позже 22:00, разрешено - только в рабочее время. Корреспонденция направляется должнику только в закрытом конверте, в письмах очень подробно описывается сколько гражданин должен, на основании чего, кому и за что, и на сколько просрочен возврат долга.
В Ассоциации
участников коллекторского бизнеса Украины (АУКБ, объединяет 10 крупнейших компаний - игроков рынка) считают, что разговор с должником «необходимо проводить в духе открытости и с соблюдением принципов культуры, обеспечивающие хранение тайны и неразглашение третьим лицам информации об обязательствах и личных данных должника», «частота телефонных разговоров, которые ведутся с должником, не должна быть обременительной для него, причем такие разговоры не должны носить характер упрека».
Однако, так работают далеко не все коллекторские компании. У этого рынка есть еще и другая сторона, которую добросовестные его участники называют «серыми» или «черными» коллекторами. Речь идет о компаниях, которые занимаются буквально вымогательством, оказывают на человека чрезмерное психологическое давление, могут применить силу, естественно, нарушая при этом права человека и гражданина, а также статьи УК.
Работая с банками и другими финучреждениями,
коллекторы зарабатывают минимум 15% от суммы долга, который они вернули. По данным АУКБ, коллекторские услуги стали развиваться в разгар кризиса, и ежегодно их объем увеличивается на 70% и их комиссионное вознаграждение может достигать 25% от суммы долга или кредита. Однако, сборщики также могут и покупать долг у банка, чтобы в случае удачи получить всю сумму кредита от заемщика. Цена выкупа может составлять даже менее 1%, если кредит является безнадежным. То есть, дисконт в данном случае превышает 99%. Также выкупаются долги с дисконтом 12%, 15% и 18%. В любом случае, каждый из этих долгов уже был «отработан» банком, но не принес результата.
ЖКХ коллекционирует долги
В ЖКХ пока
деятельность коллекторов не так развита. Это объясняется тем, что, будучи муниципальными компаниями, а также естественными монополиями, предприятия отрасли не могут пообещать коллектору комиссию больше, чем 10-15%.
Хотя, для коллекторских компаний отрасль ЖКХ весьма перспективна. По данным Госслужбы статистики, к февралю 2013 года задолженность населения за услуги ЖКХ составляет 13,5 млрд грн. В структуре долга лидирующие позиции занимают услуги централизованного отопления и
горячего водоснабжения – за них не платят почти 35% граждан. На втором месте по наращиванию задолженности услуги по содержанию придомовых территорий – их не оплачивают 21% украинцев, а за холодное водоснабжение и водоотвод – порядка 19% владельцев личных счетов.
При этом, закон «О жилищно-коммунальных услугах», а также Конституция – запрещают тепло- и водоснабжающим предприятиям отключить должников от поставок энергии или воды. Поэтому они вынуждены прибегать к судебным искам. Однако, через суд взыскать задолженность по ЖКХ также не просто. В связи с этим, несмотря на определенные сложности и специфику работы, к этой сфере деятельности подключились коллекторные компании и агентства.
Крупные участники отрасли ЖКХ стали обращаться за помощью в коллекторские агентства. Коллекторы осуществляют свою деятельность в досудебном порядке. В отличие от судебных приставов, которые действуют в строго правовом поле и после вынесения решения судебной инстанцией, коллекторы действуют быстро и решительно.
Как правило, в начале предпринимаются попытки словесно убедить должника погасить имеющуюся у него задолженность. Кроме слов применяются различные письма с требованиями уплаты долга, телефонные звонки. Должника пытаются убедить в том, что лучший выход из ситуации, которая сложилась - это досудебное погашение долга. Иногда разрабатываются такие комбинации, что в них невольно принимают участие даже родственники и друзья должников.
Когда словесно-моральные методы воздействия не приводят к желаемому результату, коллекторы могут использовать более жесткие методы. Это могут быть угрозы о продаже долга так называемым «черным» или «серым» коллекторам с описанием всех ужасов и подробностей таких последствий.
ЖКХ и коллекторы: сложные взаимоотношения
Примечательно, что до 2010 года всего 1% долгов сферы ЖКХ обрабатывался коллекторами по причине того, что услуги по взысканию долгов, в том числе судебное взыскание долгов, взыскание долга по договору, в ЖКХ считались малоперспективными, а клиентов в этой сфере было тяжело привлечь из-за бюрократических препятствий. Однако сейчас, в связи с тем, что коллекторские компании стремятся сохранить мощности, и, в первую очередь, загрузить свои колл-центры работой, они начинают активно искать возможности сотрудничества с предприятиями жилищно-коммунального сектора.
Основным клиентом коллекторских компаний становятся чаще всего
объединения совладельцев многоквартирных домов, которых в Украине пока не более 15 тыс. («У.К.» - весь многоквартирный жилфонд страны насчитывает порядка 240 тыс. домов), ЖЭКи, как муниципальные, так и частные, а также управляющие компании, которых пока также немного – не более 500 компаний.
Как известно, в Киеве был введен запрет на взыскание коммунальных долгов (взыскание долга по договору) коллекторскими агентствами еще в 2009 году. Но сейчас в секторе ЖКХ сложилась такая ситуация, что если не предпринимать никаких действий по отношению к должникам, отрасль может ждать масштабный кризис. Возможно, именно это и заставило руководителей ОСМД, жилищных кооперативов и домоуправлений соглашаться на предложения коллекторов и составлять иск о взыскании долга. Коллекторские агентства, в свою очередь, готовы к сотрудничеству, и даже более – некоторые компании предоставляют услуги по взысканию долгов бесплатно в течение тестового периода с целью заключения долгосрочного договора в будущем. Естественно, для коммунальщиков такие условия более чем благоприятные.
Интересен тот факт, что в Украине среднестатистический неплательщик разительно отличается от должника в других странах. Это, зачастую вполне способный к оплате коммунальных услуг гражданин, однако, учитывая фактическую безнаказанность, не платит за коммунальные услуги. Пенсионеры - самые дисциплинированные плательщики, а также малообеспеченные семьи, как правило, получают субсидию от государства, но при этом стараются вовремя
рассчитываться за услуги ЖКХ.
Преграды на пути
При этом взыскание долгов (взыскание долга по договору) в сфере ЖКХ процесс крайне сложный и запутанный. Для этого необходимо пройти своеобразную полосу препятствий, а именно:
- традиционные для Украины бюрократические препятствия и коррупция;
- заполитизированность тарифного вопроса, в частности, опасения властей по поводу значительного возрастания социальной напряженности в связи с работой коллекторских агентств с должниками;
- прецедент с запретом взыскания долгов в сфере ЖКХ в Киеве породил в Украине до сих пор до конца не решенный вопрос о законности такого взыскания;
- долги коммунальной сферы, как правило, имеют большую просрочку, а эффективность услуги по взысканию долгов ниже обычной. Таким образом, отдельные проекты по взысканию долгов ЖКХ будут заведомо убыточны, а иск о взыскании долга – безрезультатным.
- большая часть долгов просрочены более чем на 3 года, соответственно, практически бесперспективны к взысканию.
Таким образом, невозможно ответить однозначно на вопрос, смогут ли коллекторские компании повлиять на ситуацию с долгами в сфере ЖКХ. Вероятно, для этого отрасли нужно продемонстрировать удачные примеры взысканий через коллекторов. Однако для потребителей перспектива не радужная: скорее всего, одним из популярных и эффективных методов встанет вопрос о индивидуальных отлючениях должников от тепла и воды, несмотря на незаконность таких действий. Хотя очевидно одно: в Украине созрела необходимость законодательного урегулирования коллекторских компаний, в том числе, и в сфере ЖКХ.
КАК ОБЕЗОПАСИТЬ СЕБЯ ОТ «ЧЕРНЫХ» КОЛЛЕКТОРОВ?
1. Если коллектор звонит вам по поводу невозвращенных долгов (ваших или родственников), поинтересуйтесь, какую компанию он представляет и от имени какого клиента ведет с вами переговоры. Если коллектор не сможет ответить, разговор не стоит продолжать.
2. Если в ходе разговора вам угрожают, предупредите, что в следующий раз запишете беседу на диктофон, с которым наведаетесь в правоохранительные органы с соответствующим заявлением. Тут важно понимать, что диктофонная запись, которая сделана вами, а не сотрудниками правоохранительных органов на специальной аппаратуре, не является «вещдоком» в суде, но может стать прецедентом для написания заявления и возбуждения уголовного дела по статье о вымогательстве и шантаже.
3. Прежде чем вести беседы с коллектором, проверьте наличие у него копии доверенности, выданной предприятием – поставщиком услуги, с которым у вас заключен договор, а также доверенность (удостоверение) компании, представителем которой он является.
Собираясь на работу, люди встают рано утром, принимают чашку кофе, включают музыку и отправляются покорять рабочие вопросы. Однако каждый слушает свой жанр музыки. Вашему вниманию представлен сайт, который поможет сделать выбор. Заходите и выбирайте свою волну позитива и эмоций среди предложенного каталога радиостанций.