ГлавнаяПубликацииАналитикаДолги за ЖКХ вылечит взаимоуважение

Долги за ЖКХ вылечит взаимоуважение

Не было счетчиков, ни проблемы неплатежей - для государства было проще и выгоднее поддерживать жилищно-коммунальную отрасль как необходимую Общественную службу за счет мощностей крупных промышленных гигантов

Советская административно-командная система государственного управления, плановая экономическая политика за почти 70 лет своего господства воспитала несколько поколений наших соотечественников на принципе «государство должно бесплатно обеспечить работой, образованием, коммунальными услугами». Во времена СССР жители платили за холодную воду, отопление и горячее водоснабжение по очень низкому тарифу, который был одинаков для всех. Не было счетчиков, ни проблемы неплатежей - для государства было проще и выгоднее поддерживать жилищно-коммунальную отрасль как необходимую Общественную службу за счет мощностей крупных промышленных гигантов (ТЭЦ, котельные, которые работали на мазуте, мощное насосное оборудование для водоснабжения и т.д.). Такая политика равных тарифов касалась и жилья, это делалось осознанно и планомерно - за счет государства содержалось 85% жилых домов, наниматели квартир почти не несли расходов на содержание придомовой территории и мест общего пользования в домах. Следовательно, среднестатистическая семья тратила на оплату квартплату не более 3% от среднего своего дохода (на 1991 год - 180 советских рублей в месяц).

Читайте также: Тарифная география

Конечно, когда 20 лет назад начался переход независимой Украины от экономики плановой к экономике рыночной, экономические реформы болезненно ударили как по обычным потребителям коммунальных услуг, на которых почти 100% лег груз рыночных тарифов ЖКХ, так и по коммунальным предприятиям, которые отныне должны были закупать за рубежом природный газ и другие энергоносители по мировым ценам. С этого момента возникает системный кризис неплатежей в системе жилищно-коммунального хозяйства: потребители, которые не способны или не привыкли платить экономически обоснованную цену за предоставленные коммунальные услуги, начали должать коммунальным предприятиям, в свою очередь не придерживая средства с потребителей за предоставленные услуги, коммунальные предприятия начали должать энергоснабжающим организациям за поставленные энергоносители. Несмотря на относительную стабилизацию экономической ситуации в стране по сравнению с экономическим уровнем развития середины 90-х годов прошлого века, тенденция неполной уплаты за предоставленные коммунальные услуги сохраняется и поныне, ведь по данным Государственной службы статистики Украины на 1 июня 2012 задолженность населения Украины по оплате жилищно-коммунальных услуг составила 11 млрд 614 млн грн.

Хронический дефицит оборотных средств, вызванный неуплатой в полной мере населением за потребленные коммунальные услуги, с одной стороны и постоянные ограничения энергоснабжающими предприятиями поставок энергоносителей коммунальным предприятиям и многочисленные судебные иски о взыскании задолженности, заставляют коммунальные предприятия использовать иногда очень радикальные, иногда на грани фола, методы борьбы со злостными должниками.

Читайте также: Штрафы за бедность

Мощные и более-менее благополучные в финансовом плане коммунальные предприятия могут себе разрешения снимать так называемые коллекторские компании для осуществления работы с должниками по возврату долгов. Так, согласно данным Вестника государственных закупок в июне 2011 года ПАО «Киевэнерго» заключило соглашения с ООО «Универсальная Коллекторская Группа» и ООО «М.Д. групп» на услуги по возврату (взысканию) дебиторской задолженности, неустоек, убытков, процентов. Коллекторские компании предоставят услуги по 25% и 30% от суммы задолженности, переданной для работы. В январе 2012 года ООО «Универсальная Коллекторская Группа» получила заказ от КП «Львовтеплоэнерго» на осуществление работы по взысканию задолженности, оценив стоимость своих услуг в 20% от объема собранных средств.

Предприятия, которые не имеют таких финансовых мощностей оплачивать услуги сторонних компаний, вынуждены бороться со злостными неплательщиками самостоятельно. В основном, эта борьба сводится к применению классической уже схеме: передача досудебного сообщение о наличии задолженности - подача в суд искового заявления или заявления о выдаче судебного приказа о взыскании задолженности - предъявления решения суда о взыскании задолженности в органы государственной исполнительной службы - применение к должнику принудительных методов исполнения решения суда государственным исполнителем. Применение этой схемы работы с должниками полностью соответствует требованиям Гражданского кодекса Украины и Закона Украины «Об исполнительном производстве», однако не полностью соответствует финансовым интересам коммунальных предприятий. Нормы Закона Украины «При исполнительном производстве» несовершенны, практически 85% судебных решений о взыскании задолженности за коммунальные услуги остаются невыполненными, процедура исполнения решения затягивается иногда на годы. Хотя есть на Украине некоторые коммунальные предприятия, которым удалось наладить плодотворное и взаимовыгодное сотрудничество с государственными исполнителями в вопросе взыскания задолженности за коммунальные услуги. Среди примеров такого успешного сотрудничества можно выделить опыт взаимодействия ККП «Мариупольтеплосеть» с местным отделом государственной исполнительной службы. «В 2007 году, когда задолженность населения за предоставленные услуги теплоснабжения превысила 15 млн гривен, предприятием было принято решение охватить исковой работой 100% должников. Для этого в помощь трем местным районным судам и трем районным отделам государственной исполнительной службы были выделены контроллеры абонентского отдела, которые выполняли всю формальную бумажную работу вместо канцелярии суда и исполнителей. Таким образом, государственные исполнители полностью сосредоточились на одной задаче - реальное взыскание долга. Начали применять аресты и описи имущества, показывали сюжеты о таких действиях по местному телевидению. При содействии местных правоохранительных органов в 2009-2011 годах нам удалось одними из первых осуществить принудительное вхождение в дом должника по решению суда. Работа с должниками таким образом наладилась и сейчас эта схема отработана до мелочей и сбоев не дает», - делится впечатлениями руководитель ККП «Мариупольтеплосеть» Дмитрий Раус.

Читайте также: Жилищно-коммунальные тарифы: точка роста или точка невозврата?

Но несмотря на все разрешенные законом методы воздействия на должников: арест и опись имущества; временном ограничении права должника выезжать за пределы страны или вообще запрет выдавать загранпаспорт, взыскания из заработной оплаты - эффективность работы государственных исполнителей остается очень скудной, поэтому коммунальные предприятия вынуждены искать другие способов борьбы со злостными неплательщиками.

Например, с целью прекращения увеличения объемов задолженности Исполнительный комитет Львовского городского совета принял в июне 2012 года решение выделить 100 млн грн из городского бюджета на установку счетчиков холодной и горячей воды для 218 малообеспеченных семей, которые имеют долги коммунальные услуги в размере 3 грн и больше, а общий объем задолженности составляет 2,7 млн. Таким образом, существующая задолженность будет реструктуризирована, а рост объема новых долгов остановится.

Читайте также: Тарифная несправедливость

Достаточно действенным способом борьбы со злостными должниками являются отключения их от сети водоснабжения и водоотведения с помощью устройств точечной санации трубопроводов, так называемых «Спрут» и «Зигзаг», которые впервые были применены 2006 Полтавским областным водоканалом и с тех пор успешно применяются в различных модификациях по всему бывшему СССР. Однако, применение такого вида воздействия на должника прямо не предусмотрено ни Законом Украины «О жилищно коммунальных услугах», на Правилами предоставления услуг населению по централизованному отоплению, холодному и горячему водоснабжению и водоотводу, утвержденными постановлением КМУ № 630 от 21.07.2005 года. Это приводит к правовым коллизиям, которые в основном решаются в пользу потребителей коммунальных услуг несмотря на имеющуюся задолженность. Так, по словам директора Алчевского водоканала Сергея Томашевского - в июле 2012 года прокуратурой города Алчевска было признано незаконным применение устройства типа «Спрут» к системе водоснабжения потребителя, который задолжал 7 тыс. грн местному водоканалу.

Поэтому при всем разнообразии мероприятий, которые разрешено применять к должникам действующим законодательством коммунальным предприятиям, главным залогом своевременной оплаты является взаимное уважение потребителя и коммунального предприятия друг к другу и постоянное повышение качества предоставляемых услуг.

 
Комментарии (0)