ИНФОГРАФИКА:
Опалювальний сезон у Євросоюзі
Як Україна пройшла найважчий в історії опалювальний сезон
Яка мінімальна температура у приміщеннях у країнах Європи
Роз'яснення, як оплачувати комуналку під час війни
Что делать, если дома холодные батареи
Состояние инфраструктуры «Укрзализныци»
Перечень льгот на ЖКУ, предусмотренных для участников боевых действий
Какие нормативы используются при расчете субсидии
Как рассчитывается жилищная субсидия и кому предназначается
Сколько лет должно служить дом, лифт или самолет
Производство электроэнергии из ВИЭ
Как эффективно вкладывать деньги в ЖКХ
300 тысяч не прошедших идентификацию переселенцев не будут получать пенсию
В Украине будут запрещены сплошные рубки леса в Карпатах
Часть пенсионеров не сможет получить выплаты на карту
Реализация механизма управления ресурсосбережением в жилищно-коммунальном комплексе регионов Украины объективно требует крупных капитальных вложений, направленных на повышение уровня ресурсосбережения.
Финансирование жилищно-коммунальной сферы в Украине осуществляется в основном из двух источников – платежей населения и бюджетных средств. Уменьшение бюджетной нагрузки возможно прежде всего за счет развития различных форм частного инвестирования. Однако инвестиционные схемы для финансирования целевых ресурсосберегающих проектов в сфере жилищно-коммунального хозяйства практически не используются. В то же время экономическая обстановка благоприятствует привлечению внебюджетных источников финансирования. Предпосылки этого заключаются в следующем:
- коммерческие банки Украины располагают определенной величиной свободных финансовых ресурсов и ищут новые объекты для инвестиций;
- коммунальные предприятия являются естественными монополиями и имеют гарантированные рынки сбыта предоставляемых ими услуг, а также значительные объемы реализации, что является определенным преимуществом по сравнению с другими потенциальными объектами инвестирования;
- у предприятий ЖКХ имеется существенный потенциал снижения затрат на производство коммунальных услуг за счет внедрения ресурсосберегающих технологий и сокращения потерь ресурсов.
Последний фактор следует выделить отдельно, так как для инвестиционной привлекательности жилищно-коммунальной сферы он является определяющим. Среди отраслей хозяйственного комплекса Украины жилищно-коммунальное хозяйство занимает третье место по потреблению энергоресурсов. Отрасль потребляет более 15 млрд. кубометров газа, 10 млрд. кВт электроэнергии, 1,5 млрд. т угля. Одновременно потери энергоресурсов достигают по отдельным регионам до 20% объемов потребления.
Читайте также: Риски коммунального бизнеса
Годовой потенциал ресурсосбережения в жилищно-коммунальном комплексе Украины оценивается на уровне 600 млн. условных единиц. Проблеме финансирования объектов ЖКХ посвящено значительное количество работ украинских и зарубежных ученых. Анализ ряда исследований и публикаций показывает, что перспективным направлением привлечения инвестиций в сферу ЖКХ является реализация концессионных схем инвестирования и др.
Концессионные схемы инвестирования на объектах ЖКХ действуют в 37 странах, включая 18 стран с низкими бюджетными доходами. Положительный опыт реализации концессионных схем имеется и в Российской Федерации, где данная форма соглашений с инвесторами на коммунальных предприятиях города действует с 1995 года. Данный фактор является весьма важным для Украины, так как жилищно-коммунальные комплексы двух стран формировались в одинаковых условиях, и в настоящее время их состояние не имеет существенных отличий.
До настоящего времени в Украине дискуссионным остается вопрос о наиболее приемлемой форме реализации концессионных схем в городском жилищно-коммунальном комплексе. В то же время недостаточное внимание уделяется проблемам, препятствующим реализации концессионных схем в сфере ЖКХ.
В связи с этим представляется необходимым обосновать оптимальную концессионную схему инвестирования ресурсосбережения в ЖКХ регионов Украины, а также рассмотреть проблемные вопросы и факторы, препятствующие развитию концессионных отношений в ЖКХ регионов Украины.
Читайте также: Коммунальщикам предлагают "партнерские" ивестиции
В соответствии со ст.1 Закона Украины «О концессиях» под концессией понимается предоставление в целях удовлетворения общественных потребностей органом местного самоуправления на основе концессионного договора на платной и срочной основе субъекту предпринимательской деятельности права на создание и (или) управление объектом концессии при условии взятия концессионером на себя обязательств по его созданию и (или) управлению, имущественной ответственности и возможного предпринимательского риска.
В рамках реализации концессионных отношений орган местного самоуправления на основании договора концессии предоставляет субъекту предпринимательской деятельности – концессионеру на платной и срочной основе право создать объект концессии или существенно его улучшить и (или) осуществлять управление им в целях удовлетворения общественных потребностей. Срок действия концессионного договора в Украине составляет от 10 до 50 лет.
Концессионные отношения по своей экономической сущности имеют много общих моментов с отношениями аренды коммунальной собственности, однако не тождественны им. Так, по сравнению с арендными, концессионные отношения предусматривают для концессионера дополнительные обязательства в области инвестирования денежных средств для существенного улучшения объекта концессии. В сфере ЖКХ существенное улучшение объекта будет заключаться в снижении ресурсоемкости производимых услуг и повышении регионального эффекта ресурсосбережения.
Зарубежный опыт показывает, что в концессию могут передаваться как предприятия в целом, так и отдельные объекты коммунальной инфраструктуры. В Украине в сложившихся условиях наиболее предпочтительной является схема передачи коммунального предприятия в концессию как целостного имущественного комплекса.
В рамках реализации такой концессионной схемы органы местного самоуправления передают на определенный срок концессионеру право эксплуатации коммунального предприятия с обязательством существенного улучшения его основных фондов. Концессионер финансирует ресурсосберегающие технологии, определенные в концессионном договоре, снижая тем самым себестоимость коммунальных услуг, и осуществляет концессионные платежи в городской бюджет.
Читайте также: Эффективное партнерство или коммунальное мошенничество
Предельный размер годового концессионного платежа в Украине не может превышать 10% стоимости имущества, передаваемого в концессию. При этом концессионер получает прибыль от управления коммунальным предприятием, которая формируется за счет реализации населению произведенных коммунальных услуг по тарифам, установленным в концессионном договоре. Возврат капитальных вложений концессионера осуществляется из прибыли от управления объектом концессии. В итоге бюджетные расходы соответствующего городского хозяйства на содержание объекта ЖКХ существенно сокращаются.
Можно выделить следующие преимущества передачи коммунального предприятия в концессию по рекомендуемой схеме. Во-первых, предприятие остается в коммунальной собственности, и его деятельность контролируется органами местного самоуправления. Во-вторых, обеспечивается комплексное использование имущества предприятий жилищно-коммунальной сферы. В-третьих, финансовый результат деятельности концессионера непосредственно определяется показателями ресурсоемкости и качества коммунальных услуг, а не валовыми показателями, то есть объемами производства и реализации услуг населению.
Реклама: Японская кухня в Украине обретает все большую популярность. Все большее распространение получает доставка суши в разные уголки страны. Суши Одесса значительно сэкономит Ваше время и средства, а так же подарит истинное наслаждение вкусом в комфортных для вас условиях.