ГлавнаяПубликацииФинансирование ЖКХКак эффективно вкладывать деньги в ЖКХ

Как эффективно вкладывать деньги в ЖКХ

Реформирование социально-экономических отношений в стране обусловило хроническое недофинансирование предприятий ЖКХ, а также отсутствие у них четких программ развития.

Реализация механизма управления ресурсосбережением в жилищно-коммунальном комплексе регионов Украины объективно требует крупных капитальных вложений, направленных на повышение уровня ресурсосбережения. 

Финансирование жилищно-коммунальной сферы в Украине осуществляется в основном из двух источников – платежей населения и бюджетных средств. Уменьшение бюджетной нагрузки возможно прежде всего за счет развития различных форм частного инвестирования. Однако инвестиционные схемы для финансирования целевых ресурсосберегающих проектов в сфере жилищно-коммунального хозяйства практически не используются. В то же время экономическая обстановка благоприятствует привлечению внебюджетных источников финансирования. Предпосылки этого заключаются в следующем:

- коммерческие банки Украины располагают определенной величиной свободных финансовых ресурсов и ищут новые объекты для инвестиций;

- коммунальные предприятия являются естественными монополиями и имеют гарантированные рынки сбыта предоставляемых ими услуг, а также значительные объемы реализации, что является определенным преимуществом по сравнению с другими потенциальными объектами инвестирования;

- у предприятий ЖКХ имеется существенный потенциал снижения затрат на производство коммунальных услуг за счет внедрения ресурсосберегающих технологий и сокращения потерь ресурсов.

Последний фактор следует выделить отдельно, так как для инвестиционной привлекательности жилищно-коммунальной сферы он является определяющим. Среди отраслей хозяйственного комплекса Украины жилищно-коммунальное хозяйство занимает третье место по потреблению энергоресурсов. Отрасль потребляет более 15 млрд. кубометров газа, 10 млрд. кВт электроэнергии, 1,5 млрд. т угля. Одновременно потери энергоресурсов достигают по отдельным регионам до 20% объемов потребления.

Читайте также: Риски коммунального бизнеса

Годовой потенциал ресурсосбережения в жилищно-коммунальном комплексе Украины оценивается на уровне 600 млн. условных единиц. Проблеме финансирования объектов ЖКХ посвящено значительное количество работ украинских и зарубежных ученых. Анализ ряда исследований и публикаций показывает, что перспективным направлением привлечения инвестиций в сферу ЖКХ является реализация концессионных схем инвестирования и др.

Концессионные схемы инвестирования на объектах ЖКХ действуют в 37 странах, включая 18 стран с низкими бюджетными доходами. Положительный опыт реализации концессионных схем имеется и в Российской Федерации, где данная форма соглашений с инвесторами на коммунальных предприятиях города действует с 1995 года. Данный фактор является весьма важным для Украины, так как жилищно-коммунальные комплексы двух стран формировались в одинаковых условиях, и в настоящее время их состояние не имеет существенных отличий.

До настоящего времени в Украине дискуссионным остается вопрос о наиболее приемлемой форме реализации концессионных схем в городском жилищно-коммунальном комплексе. В то же время недостаточное внимание уделяется проблемам, препятствующим реализации концессионных схем в сфере ЖКХ.

В связи с этим представляется необходимым обосновать оптимальную концессионную схему инвестирования ресурсосбережения в ЖКХ регионов Украины, а также рассмотреть проблемные вопросы и факторы, препятствующие развитию концессионных отношений в ЖКХ регионов Украины.

Читайте также: Коммунальщикам предлагают "партнерские" ивестиции

В соответствии со ст.1 Закона Украины «О концессиях» под концессией понимается предоставление в целях удовлетворения общественных потребностей органом местного самоуправления на основе концессионного договора на платной и срочной основе субъекту предпринимательской деятельности права на создание и (или) управление объектом концессии при условии взятия концессионером на себя обязательств по его созданию и (или) управлению, имущественной ответственности и возможного предпринимательского риска.

В рамках реализации концессионных отношений орган местного самоуправления на основании договора концессии предоставляет субъекту предпринимательской деятельности – концессионеру на платной и срочной основе право создать объект концессии или существенно его улучшить и (или) осуществлять управление им в целях удовлетворения общественных потребностей. Срок действия концессионного договора в Украине составляет от 10 до 50 лет.

Концессионные отношения по своей экономической сущности имеют много общих моментов с отношениями аренды коммунальной собственности, однако не тождественны им. Так, по сравнению с арендными, концессионные отношения предусматривают для концессионера дополнительные обязательства в области инвестирования денежных средств для существенного улучшения объекта концессии. В сфере ЖКХ существенное улучшение объекта будет заключаться в снижении ресурсоемкости производимых услуг и повышении регионального эффекта ресурсосбережения.

Зарубежный опыт показывает, что в концессию могут передаваться как предприятия в целом, так и отдельные объекты коммунальной инфраструктуры. В Украине в сложившихся условиях наиболее предпочтительной является схема передачи коммунального предприятия в концессию как целостного имущественного комплекса.

В рамках реализации такой концессионной схемы органы местного самоуправления передают на определенный срок концессионеру право эксплуатации коммунального предприятия с обязательством существенного улучшения его основных фондов. Концессионер финансирует ресурсосберегающие технологии, определенные в концессионном договоре, снижая тем самым себестоимость коммунальных услуг, и осуществляет концессионные платежи в городской бюджет.

Читайте также: Эффективное партнерство или коммунальное мошенничество

Предельный размер годового концессионного платежа в Украине не может превышать 10% стоимости имущества, передаваемого в концессию. При этом концессионер получает прибыль от управления коммунальным предприятием, которая формируется за счет реализации населению произведенных коммунальных услуг по тарифам, установленным в концессионном договоре. Возврат капитальных вложений концессионера осуществляется из прибыли от управления объектом концессии. В итоге бюджетные расходы соответствующего городского хозяйства на содержание объекта ЖКХ существенно сокращаются.

Можно выделить следующие преимущества передачи коммунального предприятия в концессию по рекомендуемой схеме. Во-первых, предприятие остается в коммунальной собственности, и его деятельность контролируется органами местного самоуправления. Во-вторых, обеспечивается комплексное использование имущества предприятий жилищно-коммунальной сферы. В-третьих, финансовый результат деятельности концессионера непосредственно определяется показателями ресурсоемкости и качества коммунальных услуг, а не валовыми показателями, то есть объемами производства и реализации услуг населению.  

Реклама: Японская кухня в Украине обретает все большую популярность. Все большее распространение получает доставка суши в разные уголки страны.  Суши Одесса значительно сэкономит Ваше время и средства, а так же подарит истинное наслаждение вкусом в комфортных для вас условиях.

 
Комментарии (4)
киянин
26 февраля 2014 г. 09:20
Хочу нагадати автору, що підприємства ЖКГ є не простими підприємствами, а системою ЖИТТЕЗАБЕЗПЕЧЕННЯ НАСЕЛЕННЯ їх передача в приватні руки ставить під загрозу життя та здоров'я людей оскільки інтересами приватного власника в першу чергу є повернення "інвестицій" ( в лапках тому що реално грошей ніхто вкладати не буде, а буде використовуватись ресурс підприємства з сірими схемами) та отримання прибутку. Такі поняття скажімо як якість водопостачання чи дотримання теплового навантаження опалення інвестора не знайомі та не потрібні. За умов що закріплюються в угодах про передачу підприємств, мається на увазі закладання в тариф ГАРАНТОВОНОГО ПРИБУТКУ, будь яке підприємство матиме можливість проведення реконструкції і залучення інвестицій без будь якогї концессії. Головною умовою повинно бути повернення усіх підприємств у Державну власність та жорсткий контроль .
Андрій Осадчий-1
26 февраля 2014 г. 10:37
киянин, Категорично не згоден з такою позицією. Повернути підприємства ЖКГ у державну власність - це знищити систему ЖКГ взагалі. Державний бюджет з касовим розривом в 100 млрд грн. не зможе утримувати об'єкти водопостачання та водовідведення. на їх модернізацію потрібно майже 1 трлн грн. Звідки ці кошти брати?? Приватний бізнес повинен взяти на себе відповідальність та брати підприємства в концесію і держава повинна гарантувати тарифи не 60% собівартості, щоб людям подобатися, а принаймні 100%. Тоді почнеться реальна модернізація.
киянин
26 февраля 2014 г. 11:27
Андрій, відкрийте Конституцію України та прочитайте її. Забезпечення життя громадян це обов'язок ДЕРЖАВИ!!!!!!!! І ще раз Ви як і автор протирічете самі собі. Навіщо при 100% тарифі в якому закладено прибуток приватні інвестори як власники????? При повернення в Державну власність це буде підприємство з річним оборотом в 40 мільярдів гривень. До нього у черзі будуть стояти всі інвест фонди з усього світу, і ставка кредиту буде 3-5% з відстрочкою на 5-7 перших років.
Sergiy
06 марта 2014 г. 16:35
Капєць повний!Одні пишуть інші коментують не розуміючі різниці концесією майна та підприємств. Між власністю та співвласністю.Між монопольним видом діяльності та енергосервісною діяльністю.БЕЗ КОМЕНТАРІВ!