ГлавнаяПубликацииАналитикаЭффективное партнерство или коммунальное мошенничество

Эффективное партнерство или коммунальное мошенничество

Основа успешности ГЧП заключается в том, что и государственный, и частный секторы имеют свои преимущества, при объединении которых появляется возможность достигать лучших результатов именно в тех сферах, где особенно заметны недостатки рынка.

Один из распространенных и успешно зарекомендовавших себя во многих странах мира видов ГЧП – концессия. Под этим стоит понимать предоставление в целях удовлетворения общественных потребностей уполномоченным органом исполнительной власти или органом местного самоуправления на основании концессионного договора на платной и срочной основе юридическому или физическому лицу (субъекту предпринимательской деятельности) права на создание (строительство) и (или) управление (эксплуатацию) объекта концессии (срочное платное владение), при условии взятия субъектом предпринимательской деятельности (концессионером) на себя обязательств по созданию (строительству) и (или) управлению (эксплуатации) объектом концессии, имущественной ответственности и возможного предпринимательского риска.

Концессия представляет собой гражданско-правовой договор между государством и своими или иностранными гражданами; регулируется национальным законодательством и заключенным на его основе договором; не создает на своей территории особого правового режима, если только это не оговорено.
 
Инвесторы при рассмотрении возможности участия в конкурсе на право заключения концессионного соглашения должны оценивать следующие виды рисков, сопровождающих соответствующие проекты: юридические, финансовые, политические, рыночные, технические, риск незавершения проекта и т.д. Выявление и тщательный анализ рисков, а также поиск способов их минимизации необходимы для получения финансирования. Банки-кредиторы, как и иные спонсоры проекта, не склонны предоставлять средства в отсутствие детального понимания всех рисков по проекту. Этот фактор должен быть определяющим для органов власти, которые желают развивать у себя в регионе инвестиционные проекты, так как частные инвесторы при оценке рисков будут требовать от властей детального понимания всех возможных рисков, поиска способов их смягчения, а также методики распределения рисков между всеми участниками концессионного соглашения. Подход к оценке рисков представителями региональной власти и органов МСУ должен быть выработан в отношении всех рисков по проекту, но отсутствие переговорной гибкости, а подчас и достаточной квалификации сотрудников соответствующих органов иной раз мешает сторонам найти наиболее правильное и разумное решение.
 
Можно выделить следующие преимущества концессии:  
  • Помогает успешно осуществлять крупные инфраструктурные проекты, которые вряд ли могли быть реализованы в обозримом будущем; 
  • Способствует эффективному развитию объектов государственного имущества; 
  • Позволяет успешно использовать опыт и профессионализм частного сектора при сохранении государственного контроля над активами; 
  • Способствует развитию новаторских форм проектного финансирования; 
  • Стимулирует предпринимательское мышление и способствует внедрению передовых методов управления в органах власти; 
  • Способствует развитию диалога между бизнесом и властью в разных сферах. 
В любой стране органы государственного и муниципального управления, с одной стороны, не имеют достаточных финансовых ресурсов, чтобы в полном объеме модернизировать, обслуживать и расширять находящуюся в собственности государства и муниципального образования инфраструктуру. Вместе с тем они имеют возможность обеспечения благоприятных для частного сектора условий для развития инфраструктурных проектов посредством предоставления, к примеру, земли под возводимые объекты инфраструктуры, а также содействия за счет финансово-экономических рычагов – субсидий, гарантий, других видов поддержки. С другой стороны, - частный бизнес имеет значительные финансовые ресурсы и в большей степени, чем государство, обладает мобильностью их использования, способностью к применению технических и технологических нововведений. 

Законодательная ясность

Рассмотрим украинский опыт концессионного законотворчества. В Украине в последнее время не менее интенсивно, чем за рубежом, осуществляется разработка и нормативно-правовое обеспечение концессионного законодательства. С 1999 года действует закон «О концессиях» (изменения внесены в закон в 2009 году), который определяет понятия и правовые основы регулирования отношений концессии государственного и коммунального имущества, а также условия и порядок ее осуществления в целях повышения эффективности использования государственного и коммунального имущества и обеспечения потребностей граждан Украины в товарах (работах, услугах). 
 
 
Особое внимание уделяет украинский законодатель развитию автомобильных дорог при помощи концессий. Так, принятый в 1999 году закон «О концессиях на строительство и эксплуатацию автомобильных дорог», получил новую редакцию в 2009 году. Теперь появилась возможность дотировать строительство дороги концессиедателем, а также возможность получать плату за эксплуатационную готовность. В 2000 году принята новая редакция закона «Об источниках финансирования дорожного хозяйства Украины» (1991 г.), в 2003 году – законы «О строительстве автомобильных дорог в Украине» и «О реконструкции и эксплуатации на платной основе автомобильной дороги Киев – Одесса».
 
В 2005 году принят закон «Об автомобильных дорогах», согласно которому отнесение дорог к разряду платных происходит на основании специального закона; взимание платы останавливается и возобновляется по решению Кабинета Министров; плата за проезд направляется в Государственный бюджет и функционирование дороги может обеспечиваться концессионером. 
 
Постановления Кабмина детализируют ситуацию с концессиями на автомобильных дорогах. Так, были утверждены: «Порядок определения объектов концессии на строительство и эксплуатацию автомобильных дорог общего пользования» (постановление №1064); «Порядок проведения концессионного конкурса на строительство и эксплуатацию автомобильных дорог» (постановление №1521); «Типовой концессионный договор на строительство и эксплуатацию автомобильной дороги» (постановление №1519). В 2010 году был принят закон «О государственно-частном партнерстве», который расширил перечень функций частного партнера: проектирование, эксплуатация, обслуживание; а также определил, что объекты ГЧП не могут быть приватизированы; предусмотрел финансирование за счет бюджета; затронул вопросы государственных гарантий; и закрепил, что к правам и обязанностям сторон ГЧП-договора на протяжении срока его действия применяется законодательство Украины, действующее на день его заключения. 
 
В июле 2011 года Верховная Рада приняла закон «Об особенностях аренды или концессии объектов ТЭК, находящихся в государственной собственности» (№ 8705 от 17 июня 2011 г.). Согласно ему, передаче в аренду или концессию подлежат объекты ТЭК, на которых возможно привлечение современных технологий производства и требующих модернизации (технического перевооружения) технологического процесса, разрезы и шахты по добыче угля и его переработке, которые являются неперспективными и подлежат закрытию. Кроме того, подлежат передаче в концессию и объекты незавершенного строительства и законсервированные объекты, находящиеся в государственной собственности, которые могут быть достроены с целью их использования для осуществления деятельности в сфере добычи каменного угля и его переработки. Отношения по передаче в аренду или концессию объектов ТЭК, не урегулированные данным законом, регулируются Гражданским, Хозяйственным, Земельным кодексами, законами «О концессиях», «Об аренде государственного и коммунального имущества», другими законодательными актами.

Успехи мирового масштаба

На сегодняшний день концессия успешно действует во многих странах по всему миру, среди лидеров можно назвать Францию, Германию, Великобританию, Италию и США. К примеру, в современной Франции сегодня вся система газоснабжения и коммунального обслуживания работает на концессионном механизме. В  Буэнос-Айресе до привлечения бизнеса только 70% населения Буэнос-Айреса имело доступ к услугам центрального водоснабжения и только 58%  к услугам канализации. В результате же передачи системы водоснабжения в концессию были достигнуты следующие результаты:  значительно уменьшились тарифы, производство питьевой воды увеличилось на 39%, сети водоснабжения были расширены на 27%, а канализационные — на 19%, оплата счетов составила более 90% (до концессии — менее 80%).
 
Была успешно проведена концессия водоснабжения и водоотведения и в Ереване. Ситуация с водоснабжением в этом городе  на 2000 год являлась критической, износ основных фондов составлял 60%, а оплата счетов — 12%. В результате совместной работы частного оператора и города было достигнуто увеличение длительности и усиление надёжности водоснабжения Еревана, а уровень оплаты счетов повысился до 98%.

Украинские особенности

Попробуем разобраться, что препятствует развитию концессии в Украине. Согласно закону «Об особенностях передачи в аренду или концессию объектов централизованного водо-, теплоснабжения и водоотвода, которые находятся в коммунальной собственности» (далее – закон о концессии), предусматривается возможность регулирования тарифов ЖКХ концессионером, поскольку условия установления и изменения цен на предоставленные услуги являются существенным условием договора между концессионером и органом местного самоуправления. В итоге, существует опасность, что тарифы на ЖКХ, которые и без концессии галопируют в сторону роста, могут стать неподъемной ношей для жителей украинских городов. Хотя,  в идеале концессионер должен зарабатывать не за счет простого повышения тарифов на свои услуги, а за счет обеспечения уменьшения энергозатрат на пути от производителя к потребителю.
 
 
Срок действия концессионного договора в Украине составляет от 3 до 50 лет, при том как в других странах, использующих концессию (а их насчитывается порядка 37 по всему миру) сроки концессии установлены до 15-25 лет.
 
Закон о концессии предусматривает, что передача объекта в концессию должна осуществляться по результатам конкурса. В то же время необходимо отметить, что статья 6 этого закона допускает возможность заключения концессионного договора и в том случае, если на участие в конкурсе подал заявку только один претендент. Нужно ли тут лишний раз объяснять, какое существует поле для манипуляций у недобросовестных местных чиновников?
 
На уровне местных властей не существует информационной инфраструктуры о готовых к концессии объектах. Нет единых муниципальных структур, которые концентрируют, обрабатывают и систематизируют всю информацию, позволяющую потенциальному инвестору определиться как с условиями концессии того или иного объекта, так  и с конкретными особенностями, присущими определенному городу или территории.  В таких условиях привлечение действительно серьезных, иностранных инвесторов-концессионеров становится проблематичным.
 
Согласно положениям Европейской энергетической хартии, которую приняла и Украина: «Потребитель должен иметь право выбора, а производитель возможность доступа». В условия монополии на тепло- или водоснабжение в Украине, потребитель такой роскоши, как выбор, не имеет. При нынешней масштабности монополии, ни одни концессионер-бизнесмен не может быть действительно заинтересован модернизировать теплооборудование, прокладывать новые коммуникации и т.п. Основная задача - сохранять систему в работающем состоянии и выкачивать из нее побольше денег. Ведь концессия — это не благотворительный проект, а бизнес, цель которого прибыль. Именно поэтому большинство экспертов ТЭК крайне скептично заявляют, что при монополии теплогенерирующих и теплоснабжающих организаций в Украине, даже самые перспективные концессионные проекты не способны будут улучшить качество коммунальных услуг.
 
Комментарии (0)