ГлавнаяПубликацииАналитикаКак преодолеть безденежье отрасли ЖКХ?

Как преодолеть безденежье отрасли ЖКХ?

ЖКХ из года в год страдает от нехватки финансирования на обновление основных фондов коммунальных предприятий. Экономисты проанализировали, какие источники средств могли бы дополнительно использовать муниципалитеты для реформирования этого сектора.

Достигнутые муниципалитетами результаты по эффективному использованию финансовых ресурсов в жилищно-коммунальной сфере не всегда адекватно оцениваются в Украине. Как правило, на новый отчетный период доходная база, формируемая за счет налоговых отчислений, корректируется в сторону уменьшения на величину экономии, которая получена в результате модернизации ЖКХ. Фактически, города, рискнувшие провести реформирование коммунальных объектов отрасли, оказались в невыгодном положении, что совершенно недопустимо.

По-прежнему нерешенной остается проблема компенсации муниципальным образованиям дополнительных расходов на содержание жилищно-коммунальной сферы в связи с существованием льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, установленных законами Украины для отдельных категорий граждан.

Важным источником аккумуляции средств для нужд ЖКХ являются муниципальные займы. В мировой практике облигации такого займа представляют собой важнейший способ получения средств для местных администраций. Они являются одними из самых надежных видов ценных бумаг и гарантируются налоговыми полномочиями местных администраций и муниципальной собственностью. Погашение займа осуществляется предоставлением квартир и поступлениями от депозитных вкладов, куда помещают оставшиеся от финансирования проектов средства.

Существует возможность вовлечения жилья и объектов коммунального назначения в систему страхования имущества, в первую очередь это относится к страхованию рисков, возникающих у юридических и физических лиц вследствие аварий в коммунальных сетях. В этом случае страхователями будут выступать государственные и негосударственные учреждения, предприятия, организации, а также частные лица, а страховщиками – имеющиеся или специально созданные страховые компании. Последние, стремясь к минимизации своих расходов, экономически заинтересованы в контроле за состоянием коммунальных сетей и в своевременном проведении планово-профилактических ремонтов оборудования. Установление льготного режима деятельности страховых организаций должно, в определенной степени, снизить уровень страховых взносов на оплату услуг такого рода, что является весьма важным, поскольку вследствие высокой аварийности коммунального хозяйства в большинстве регионов Украины такой взнос будет достаточно высоким. Однако, поскольку добровольное страхование осуществляется из прибыли и доходов юридических и физических лиц, то весьма велика вероятность, что данный вид страховых операций может не получить широкого распространения.

Читайте также: Депутаты выполняют "коммунальную миссию"

В этой связи необходимо разделение страховых платежей на обязательную и добровольную части, первая из которых будет включаться в себестоимость продукции учреждений, предприятий и организаций. Для физических лиц можно предусмотреть уплату обязательных страховых взносов лишь в случае получения высоких доходов. Разделение страховых взносов на обязательную и добровольную части должно проводиться или на федеральном, или на местном уровне, но обязательно дифференцированно, с учетом состояния коммунальных сетей, охвата населения централизованным коммунальным обслуживанием, а также состояния бюджетной сферы предприятий промышленности и других факторов. Важнейшим вопросом реформы ЖКХ является налоговая политика в жилищно-коммунальной сфере. В условиях поэтапного повышения тарифов на оплату жилья и коммунальные услуги, когда в структуре договорной цены предприятий-подрядчиков, эксплуатирующих объекты ЖКХ, сохраняется значительная бюджетная составляющая, необходимо введение гибких механизмов налогообложения жилищно-коммунальной деятельности с целью снижения совокупных затрат при производстве услуг. По расчетам специалистов, такой подход позволил бы значительно снизить экономически обоснованные затраты на производство ЖКУ, обеспечив более безболезненный переход на полную оплату населением жилья и коммунальных услуг.

Укреплению доходной базы местных бюджетов способствовало бы более оптимальное распределение налоговых поступлений между бюджетами разных уровней, а также создание возможностей для получения дополнительных доходов от находящихся на территории муниципальных образований объектов недвижимого имущества. Следует рассмотреть вопрос об отнесении к местным налогам налогов на имущество юридических лиц, налога на землю. Значительное увеличение налоговых поступлений в местные бюджеты может дать налогообложение недостроенных объектов, незавершенное строительство, в соответствии с действующими правилами регистрация недостроенных объектов для целей налогообложения в настоящее время не проводится.

Таким образом, в качестве средств, направляемых на содержание и развитие жилищно-коммунального хозяйства, могут быть использованы: акцизы; бюджетные средства; кредиты под государственные гарантии, включая кредиты Всемирного банка, других международных организаций; налог на величину средств, определяемых разностью продажной цены жилья всех форм собственности и себестоимостью; доля налога с недвижимости; кредиты под гарантии хозяйственных субъектов, органов местного самоуправления; эмиссия ценных бумаг (облигаций, сертификатов, акций) под обеспечения установленным капиталом, недвижимостью, операции с ценными бумагами и недвижимостью; амортизационные выплаты в жилищном секторе; часть квартирной платы и оплаты коммунальных услуг. 

 
Комментарии (0)