ГлавнаяПубликацииЖильеКак заключать договор с ЖЭКом?

Как заключать договор с ЖЭКом?

С кем, и на каких условиях должен заключаться договор об оказании коммунальных услуг, какими нормативными актами регулируется этот вопрос, и может ли потребитель, который больше не нуждается в таких услугах, отказаться от них в одностороннем порядке.

Вода, газ, электроэнергия, центральное отопление — без большинства этих услуг рядовому украинцу сложно представить свою жизнь. И тем более удивительно, почему так мало соотечественников задаются вопросом, на каких основаниях они эти услуги получают, какие права и обязанности имеют как их потребители. С кем, и на каких условиях должен заключаться договор об оказании коммунальных услуг, какими нормативными актами регулируется этот вопрос, и может ли потребитель, который больше не нуждается в таких услугах, отказаться от них в одностороннем порядке.

Начнем с нормативного регулирования. Вопросы, связанные с оказанием жилищно-коммунальных услуг населению, регулируются рядом законов и еще большим количеством подзаконных нормативно-правовых актов, разобраться в ворохе которых простому потребителю куда как не просто.

Отношения в сфере жилищно-коммунальных услуг относятся к категории гражданско-правовых, поэтому одним из основных регламентирующих эту сферу документов является Гражданский кодекс Украины. Также отношения в этой сфере регулируются специальными актами, такими как Жилищный кодекс Украины и закон «О жилищно-коммунальных услугах».

Кроме того, поскольку каждый житель является одновременно потребителем жилищно-коммунальных услуг, то на эти отношения распространяется также действие закона «О защите прав потребителей».

Читайте также: Как общаться с ЖЭКом?

К подзаконным актам в сфере жилищно-коммунальных услуг относятся акты Кабинета Министров и профильного органа центральной исполнительной власти - Министерства жилищно-коммунального хозяйства. Так, например, Постановлением Кабинета Министров Украины от 9 декабря 1999 года №2246 утверждены Правила предоставления населению услуг по газоснабжению; Постановлением КМУ от 26 июля 1999 года № 1357 утверждены Правила пользования электрической энергией для населения; Постановлением КМУ от 21 июля 2005 года №630 тверждены Правила предоставления услуг по централизованному отоплению, поставкам холодной и горячей воды и водоотвода и т.д. и т.п. Кроме того, имеются всевозможные стандарты, нормативы, методические указания и тому подобное.

Если одной стороной договора об оказании коммунальных услуг является потребитель, то с определением второй стороны часто возникают затруднения. Все дело в том, что в Украине фактически существует два способа предоставления жилищно-коммунальных услуг потребителю: через балансодержателя и исполнителем напрямую.

Балансодержателем, как правило, выступает ЖЭК, ЖСК или ОСМД. Эти организации непосредственно предоставляют услуги по управлению и содержанию дома и придомовой территории. А в некоторых случаях жильцы заключают с ними также договоры на услуги по централизованному отоплению, холодному и горячему водоснабжению, водоотведению, а иногда даже газо- и электроснабжению. В свою очередь, ЖЭК, ЖСК или ОСМД заключает договор о предоставлении коммунальной услуги с непосредственным поставщиком (водоканалом, теплосетью, газо- или энергоснабжающей организацией).

Если производитель услуги является одновременно и непосредственным ее исполнителем, то жилец имеет дело с несколькими договорами, второй стороной в которых выступают обслуживающие организации — ЖЭК (ЖСК, ОСМД), водоканал, теплосеть, газо- и энергоснабжающая организация и т.д.

Чаще всего приходится иметь дело со смешанным способом предоставления жилищно-коммунальных услуг. Так, услуги по газо- и энергоснабжению, как правило, предоставляются на основании отдельных договоров с исполнителями таких услуг, тогда как остальные коммунальные услуги — на основании договора с балансодержателем.

Кроме существенных, договор может содержать иные условия по соглашению сторон. Таким образом, потребитель имеет полное право просить исполнителя или производителя услуг о включении в договор с ним дополнительных условий. Процедура согласования договора происходит в течение одного месяца со дня предоставления проекта договора одной из сторон. Договор на предоставление жилищно-коммунальных услуг вступает в силу с момента его заключения.

Договор не может содержать условий, которые вводят дополнительные виды оплаты услуг, не предусмотренные типовыми договорами на предоставление жилищно-коммунальных услуг, утвержденными Кабинетом Министров Украины.

Читайте также: Что обязаны делать украинские ЖЭКи?

Например, Типовой договор о предоставлении услуг по содержанию домов и сооружений и придомовых территорий утвержден Постановлением КМУ от 20 мая 2009 года №529.

Каждый потребитель может ознакомиться с его содержанием и проверить, насколько соответствуют условия Типового договора условиям конкретного соглашения с жильцом.

Отдельно стоит сказать о ситуации, когда договор об оказании жилищно-коммунальных услуг не заключен. В таком случае, с одной стороны, у производителя нет правовых оснований требовать от потребителя оплаты оказанных услуг, а с другой стороны — нет и оснований для их предоставления. Тем не менее, судебная практика в таких делах идет по тому пути, что если услуга оказана, а потребитель не возражал против ее предоставления, оплачивать жилищно-коммунальные услуги последний обязан. В любом случае, каждый потребитель должен помнить, что он может требовать у исполнителя или производителя заключения с ним договора об оказании коммунальной услуги, а последний не может потребителю в этом отказать.

Каждый потребитель жилищно-коммунальных услуг должен знать о том, какие права и обязанности он имеет. Так, согласно ст. 20 ЗУ «О жилищно-коммунальных услугах» потребитель имеет право:

получать своевременно и соответствующего качества жилищно-коммунальные услуги согласно законодательству и условиям договора на предоставление жилищно-коммунальных услуг;

получать в установленном законодательством порядке необходимую информацию о перечне жилищно-коммунальных услуг, их стоимости, общей стоимости месячного платежа, структуре цены / тарифа, нормах потребления, порядке предоставления жилищно-коммунальных услуг, их потребительских свойства и т.п.;

на возмещение убытков, причиненных его имуществу и / или помещению, вреда, причиненного его жизни или здоровью вследствие ненадлежащего предоставления или непредоставления жилищно-коммунальных услуг;

на устранения в течение срока, установленного договором или законодательством, выявленных недостатков в предоставлении жилищно-коммунальных услуг;

на уменьшение размера платы за предоставленные услуги в случае их непредоставления или предоставления не в полном объеме, снижения их качества в порядке, определенном договором или законодательством;

на неуплату стоимости жилищно-коммунальных услуг за период временного отсутствия потребителя и / или членов его семьи при соответствующем документальном оформлении, а также за период фактического отсутствия жилищно-коммунальных услуг, определенных договором в порядке, установленном Кабинетом Министров Украины;

получать от исполнителя компенсацию в размере, определенном договором, решением суда или законодательством, за превышение нормативных сроков на проведение аварийно-восстановительных работ;

на проверку количества и качества жилищно-коммунальных услуг в порядке, установленном Кабинетом Министров Украины.

Потребитель имеет право на заключение договора с исполнителем соответствующих услуг на профилактику, поверку, а также замену или ремонт санитарно-технических приборов, устройств, оборудования и средств учета, которые вышли из строя.

Потребитель обязан:

заключить договор на предоставление жилищно-коммунальных услуг, подготовленный исполнителем на основе типового договора;

своевременно принимать меры по устранению выявленных неполадок, связанных с получением жилищно-коммунальных услуг, которые возникли по его собственной вине;

обеспечивать целостность средств учета коммунальных услуг и не вмешиваться в их работу;

за собственный счет ремонтировать и менять санитарно-технические приборы и устройства, оборудование, вышедшие из строя по его вине;

оплачивать жилищно-коммунальные услуги в сроки, установленные договором или законом;

соблюдать правила пожарной и газовой безопасности, санитарные нормы;

допускать в помещение, дома и сооружения представителей исполнителя / производителя в порядке, определенном законом и договором, для ликвидации аварий, устранения неполадок санитарно-технического и инженерного оборудования, его установки и замены, проведения технических и профилактических осмотров и проверки показателей средств учета;

придерживаться требований жилищного и градостроительного законодательства относительно осуществления ремонта или реконструкции помещений или их частей, не допускать нарушения законных прав и интересов других участников отношений в сфере жилищно-коммунальных услуг;

своевременно проводить подготовку жилого дома, квартиры и его технического оборудования к эксплуатации в осенне-зимний период;

в случае несвоевременного осуществления платежей за жилищно-коммунальные услуги платить пеню в установленных законом или договором размерах. 

По материалам http://www.prostopravo.com.ua/

 
Комментарии (2)
Sergiy
23 декабря 2013 г. 11:38
Розяснення містить неточності трактування законодавства,а саме:теплопостачальні підприємства постачають тільки товар - ТЕПЛОВУ ЕНЕРГІЮ, водопостачальні надать послугу з централізованого водопосттачання(ПИТОЇ ВОДИ). А послуги мають інші законодавчі визначення і якщо їх не надає балансоутримувач то надають будь які субєкти господарської діяльності, визначені у встановленому законодавством порядку виконавці відповідних ЖКП.
Ніколай Міхайловіч
27 декабря 2013 г. 20:52
Стосовно твердження автора: "Типовий договір про надання послуг з утримання будинків і споруд та прибудинкових територій затверджений Постановою КМУ від 20 травня 2009 року №529". Шановні! Типовий договір, що був затверджений постановою КМУ №529-2009 р., не дійсний. До нього було внесено декалька змін постановою КМУ №869 від 01.06.2011 р. Також цією постановою був затверджений Перелік послуг з утримання будинків і споруд та прибудинкових територій. Саме "Перелік", а не "Типовий перелік". За змістом (переліком послуг) вони ("Перелік" та "Типовий перелік") співпадають. До речі, на сайті Мінрегіону України 06.04.2012 р. розміщені роз'яснення директора Департаменту економіки систем життязабезпечення С.М.Старцевої, яка посилається саме на постанову №869-2011 під час підписання договорів про надання послуг з утримання... (див. за посиланням: http://minregion.gov.ua/zhkh/ekspluataczija-zhitla/perelik-poslug-z-utrymannja-budynkiv-i-sporud-ta-prybudynkovyh-terytorij-struktura-ih-sobivartosti/) to Matiytsiv Oleg: А ще є рішення Конституційного суду України від 02.03.2004 р. щодо власності приміщень у багатоквартирних будинках. Будь ласка, уважно подивитесь п.4.2 цього рішення. Власники приватизованих квартир взагалі мають право не створювати ніяких ОСББ... ·