ГлавнаяПубликацииВопросы экспертуКак решить коммунальные проблемы?

Как решить коммунальные проблемы?

Проблемы с «коммуналкой»? Не знаете, куда обращаться, если ваш ЖЭК не работает? Не хотите платить за некачественные услуги? Тогда читайте разъяснения «Украины Коммунальной».
вопрос
Новости по теме

Почти каждый день потребители услуг ЖКХ сталкиваются с проблемами коммунального характера. То водопроводчики не хотят ремонтировать кран, то в отопительный сезон батареи в квартире холодные, то счета за потребленные услуги пугают эфемерными цифрами. Если Вам это знакомо, эксперты «У.К.» попытаются помочь найти правильный ответ, и проконсультируют по юридическим и спорным вопросам. 

На вопросы отвечает юрист Юрий Белоус.

Вопрос 1:
 
Заваренный мусоропровод. На этом месте сосед самовольно оборудовал кладовку, поставил глухие двери. В дневное время темно, не попасть в замочную скважину. Вентиляции нет. Такая практика в доме существует почти на всех єтажах. Куда обращаться? Наверное, здесь и санитарные, и пожарные нормы нарушены.
 
Ответ юриста:
 
Решением Конституционного Суда Украины от 02.03.2004 года №4-рп/2004 разъяснено, что вспомогательные помещения (подвалы, сараи, кладовки, чердаки, колясочные и т.п.) передаются безвозмездно в общую собственность граждан одновременно с приватизацией ими квартир (комнат в квартирах) многоквартирных домов. Подтверждение права собственности на вспомогательные помещения не требует осуществления дополнительных действий, в частности, создания объединения совладельцев многоквартирного дома, вступления в него.
 
Согласно ст. 1 Закона Украины «Об объединении совладельцев многоквартирных домов», вспомогательные помещения многоквартирного дома - помещения, предназначенные для обеспечения эксплуатации дома и бытового обслуживания жителей дома (лестничные клетки, вестибюли, переходные шлюзы, внеквартирные коридоры, колясочные, кладовые, мусорокамеры, чердаки, подвалы, шахты и машинные отделения лифтов, вентиляционные камеры и другие технические помещения).
 
Согласно ч. 2 ст. 382 ГК Украины, владельцам квартиры в двух - или многоквартирном жилом доме принадлежат на праве общей совместной собственности помещения общего пользования, опорные конструкции дома, механическое, электрическое, сантехническое и иное оборудование за пределами или внутри квартиры, которое обслуживает больше одной квартиры, а также сооружения, здания, которые предназначенные для обеспечения потребностей всех владельцев квартир, а также собственников нежилых помещений, расположенных в жилом доме.
 
Таким образом, лестничные клетки являются вспомогательными помещениями дома, а Ваш сосед, обустроив кладовку, осуществил самовольный захват территории лестничной клетки, которая является общей совместной собственностью ВСЕХ жильцов.
 
Как предусмотрено ч.1 ст. 369 ГК Украины, совладельцы имущества, находящегося в общей совместной собственности, владеют и пользуются им совместно, если другое не установлено договоренностью между ними.
 
Согласно ст. 391 ГК Украины собственник имущества имеет право требовать устранения препятствий в осуществлении им права пользования и распоряжения своим имуществом.
 
Кроме того, Вы имеете право требовать от соседа, который осуществил самовольное обустройство кладовки, нотариально удостоверенные заявления от других совладельцев, которым препятствует или может препятствовать обустройству этой кладовки на лестничной клетке вашего подъезда.
 
В случае отказа соседа устранить препятствия в пользовании совместной собственностью, а именно лестничной клеткой в полном объеме, Вы имеете право обратиться в суд в порядке, который установлен гражданским процессуальным кодексом Украины. (Гражданские дела; Исковое производство; Споры, возникающие из жилищных правоотношений.)
 
Вопрос 2:

Прорвало трубу с горячей водой под водомером. Чья вина? Кто должен оплатить ремонт паркета?
 
Ответ юриста:
 
Давая ответ на этот вопрос, рассмотрим ситуацию, при которой трубу прорвало в квартире, которая является частной собственностью. (По данным статистики, лишь 5% квартир в Украине по состоянию на 2014 год являются неприватизированными).
 
В соответствии с п. 2, ч. 2 ст. 21 Закона Украины «О жилищно-коммунальных услугах», исполнитель обязан осуществлять контроль за техническим состоянием инженерного оборудования домов, квартир, помещений.
 
В соответствии с п.п. 6 п. 32 Постановления Кабинета Министров от 21.07.2005 г., №630 «Об утверждении Правил предоставления услуг по централизованному отоплению, снабжению холодной и горячей воды и водоотводу и типового договора о предоставлении услуг с централизованного отопления, поставки холодной и горячей воды и водоотведения», исполнитель обязан согласовать с потребителем не позднее, чем за три рабочих дня до проведение плановых работ внутри жилого помещения время доступа к такому помещению с предоставлением ему соответствующего письменного уведомления.
 
Таким образом, именно представители лица, которое удерживает на балансе дом, обязаны осуществлять контроль за техническим состоянием труб в квартире, которые они должны проверять 2 раза в год с составлением акта проверки и именно она, в случае обнаружения неисправности должна их устранить. Однако, если Вы не дали возможности представителям балансодержателя в течение года осуществить плановый контроль, то именно Вы и будете ответственным лицом, которое и будет вынуждено оплатить денежные средства за ремонт паркета.
 
Вопрос 3:
 
Подскажите, пожалуйста, куда нужно написать обращение или заявку на дезинсекцию, дератизацию подвала, лестничной клетки? Крысы и тараканы чувствуют себя, как дома. Никому нет дела!
 
Ответ юриста:
 
Согласно п.п. 3.1.2. п. 3.1. «Правил содержания жилищных домов и придомовых территорий», утвержденных приказом Государственного комитета Украины по вопросам жилищно-коммунального хозяйства от 17.05.2005 г., №76, во вспомогательных помещениях жилого дома должно обеспечиваться, в частности, надлежащее санитарное и пожарное состояние.
 
Для решения этого вопроса Вам необходимо обратиться к балансодержателю Вашего дома с просьбой провести осмотр подвальных помещений на счет их санитарного состояния, ссылаясь на вышеуказанную норму, с целью составления акта на несоответствие существующих санитарных норм необходимым показателям. В случае выявления ненадлежащего санитарного состояния подвальних и других вспомогательных помещений, Вы имеете право требовать от балансодержателя провести дезинсекцию и дератизацию Вашего дома и вспомогательных помещений в нем.
  
Вопрос 4:
 
Правомерно ли требовать оплату коммунальных услуг с человека, который прописан по другому адресу?

Ответ юриста:
 
В соответствии с п. 1, ч. 3 ст. 20 Закона Украины «О жилищно-коммунальных услугах», потребитель (то есть Вы) обязан заключить договор о предоставлении жилищно-коммунальных услуг, подготовленный исполнителем на основе типового договора. Пунктом 2 ч. 3 ст. 20 Закона Украины «О жилищно-коммунальных услугах» определено, что потребитель обязан оплачивать жилищно-коммунальные услуги в сроки, установленные договором или законом.
 
Статьей 32 Закона Украины «О жилищно-коммунальных услугах» установлено, что плата за жилищно-коммунальные услуги начисляется ежемесячно согласно условиям договора. Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из размера утвержденных цен/тарифов и показаний средств учета или по нормам, утвержденным в установленном порядке.
 
Таким образом, требовать оплату коммунальных услуг с лица, которое зарегистрировано по другому адресу – неправомерно.
 
Вопрос 5:

Как добиться заключения прямых договоров между владельцами квартир и водоканалом? Возможно ли это, если водоканал не хочет? На какие статьи, законы можно ссылаться? Это необходимо ОСМД для ухода от общедомового учета. Сейчас воду получаем на основании договора водоканала с ОСМД.

Ответ эксперта:

Законом Украины от 10.04.2014 г., № 1198-7 «О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно усовершенствования расчетов за энергоносители» были внесены изменения в Закон «О государственном регулировании в сфере коммунальных услуг», Закона «О жилищно-коммунальных услугах», Закона «О местном самоуправлении в Украине», Закона «О теплоснабжении» и Закона Украины «Об основах функционирования рынка природного газа».
 
В связи с изменениями в законодательные акты, исполнителями услуг централизованного водоснабжения и водоотведения теперь будут только предприятия, которые осуществляют хозяйственную деятельность по централизованному водоснабжению и водоотводу», централизованного отопления и горячего водоснабжения - «субъекты хозяйствования по поставке тепловой энергии». Договор на предоставление услуг по централизованному снабжению холодной воды, услуг по централизованному снабжению горячей воды, услуг водоотведения в многоквартирном доме заключается между владельцем квартиры, арендатором или квартиросъемщиком и исполнителями (например, «Водоканалом») этих услуг. То есть, исполнителями услуг будут лишь предприятия - естественные монополисты.
 
Вместе с тем, согласно Закону Украины «Про питьевую воду и питьевое водоснабжение» и других нормативно-правовых актов в этой сфере, определено, что «производитель услуг централизованного водоснабжения и водоотведения предоставляет услуги исключительно к внешнему срезу дома», то есть без использования внутридомовых сетей. Таким образом автоматически создается коллизия между нормами действующего законодательства, что будет означать путаницу в применении указанных норм на практике, кроме того, новый закон не предусматривает передачу функций по обслуживанию.

Также стоит отметить, что обслуживание внутридомовых сетей входит в состав содержания дома и придомовой территории и оплачивается населением в квитанции организации, которая за это отвечает (ОСМД или ЖЭК). Внутридомовые сети являются общей совместной собственностью собственников помещений в доме, и только они имеют право ими распоряжаться. Новый закон не предусматривает передачу функций по обслуживанию сетей водоканалам и теплоэнерго и поэтому за горячую воду в кране или тепло в батареи монополист отвечать на практике никогда не будет. Видится очень сложным момент доказательства того факта, что виноват производитель-исполнитель, который подал теплоноситель более низкой температуры, а не ЖЭК или ОСМД, который не отремонтировал трубы в доме?
 
В тех случаях, когда предприятия-монополисты не являются исполнителями, закон просто не будет срабатывать. Так, как он не дает прямых указаний на прекращение старых договоров или отмены постановлений о назначении исполнителей.
 
То есть, для заключения прямого договора между потребителем (Вами) и исполнителем (например, «Водоканал») Вы можете ссылаться на Закон Украины от 10.04.2014 г., № 1198-7 «О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно усовершенствования расчетов за энергоносители», однако, в соответствии со ст. 13 Закона Украины «Об объединении совладельцев многоквартирных домов», отношения собственников и управителя регулируются договором между ними, который заключается на основе Типового договора, форму которого утверждает центральный орган исполнительной власти, обеспечивающий формирование государственной политики в сфере градостроительства. Таким образом, Вы должны пересмотреть свои отношения с управляющим - ОСМД, а уже после этого заниматся решением вопроса относительно заключения договора с исполнителем услуг.
 
От редакции:
 
Уважаемые пользователи портала «У.К.»!
 
Если на ваши вопросы, которые вы задавали нашим экспертам, не были даны ответы, обязательно напоминайте нам о них, и напоминая, не забывайте перечитывать все публикации из цикла «Спрашивайте - мы объясним», ведь ответ на ваш вопрос мог уже быть раньше.
 
Все публикации цикла «Спрашивайте - мы объясним» читайте здесь.
 
Комментарии (1)
Sergiy
28 июля 2014 г. 10:48
Питання 2 висвітлене не досить точно. Оскільки субєкт господарювання буде виконувати тільки ті роботи(послуги) за які буде здійснюватися оплата споживачем. А в постанові № 869 внутрішньо- будинкові та внутрішньо - квартирні розділені.(п.13. абз.3. Порядку формування тарифів на утримання будинків)). Тому ,що таке в питанні вислів- під водоміром?