Почти каждый день потребители услуг ЖКХ сталкиваются с проблемами коммунального характера. То водопроводчики не хотят ремонтировать кран, то в отопительный сезон батареи в квартире холодные, то счета за потребленные услуги пугают эфемерными цифрами. Если Вам это знакомо, эксперты «У.К.» попытаются помочь найти правильный ответ, и проконсультируют по юридическим и спорным вопросам.
На вопросы отвечает юрист, эксперт «У.К.» Андрей Осадчий.
Вопрос 1:
Скажите, пожалуйста, за чей счет проводится ремонт тепловых труб, в подвале жилого девятиэтажного дома? Дом находится на балансе ЖЭКа. И на какие документы жители должны ссылаться?
Ответ эксперта:
Согласно постановления КМУ №869 от 01.06.11 года расходы на текущий ремонт внутридомовых систем горячего и холодного водоснабжения, водоотведения, централизованного отопления могут быть включены в тарифы исполнителя услуг по содержанию дома. Тарифы рассчитываются для каждого дома отдельно. Поинтересуйтесь у ЖЕКа или включены в его тариф расходы на расходы на текущий ремонт внутридомовых систем горячего и холодного водоснабжения, водоотведения, централизованного отопления.
Вопрос 2:
Подскажите, пожалуйста, входит ли в стоимость поддержки и обслуживания прилегающих территорий, за которые мы, как жильцы дома, который обслуживается ЖЭКом, оплачиваем ежемесячно, услуги по ремонту дорожного покрытия (асфальтовое) дороги во дворе, подъезды к парадным? Дорога, прилегающая к нашему дому, во дворе не ремонтировалась и не покрывалась асфальтом на протяжении лет 10 точно. Каким образом и к кому обращаться с этим вопросом, потому что ЖЭК утверждает, что это не к ним, а к автодора? Нужно ли для этого коллективное обращение жильцов всего дома или я могу сама каким-то образом письменно подать жалобу (просьбу)? Не могли бы Вы прописать механизм действий в данной ситуации.
Ответ эксперта:
В Перечне услуг по содержанию домов и сооружений и придомовых территорий, утвержденном постановлением КМУ №869 от 01.06.11 года отсутствует услуга по асфальтированию дорожного покрытия придомовой территории.
Вопрос 3:
Киевская многоэтажка обслуживается ЖЭК «Татарка». Раздача теплоносителя по стоякам системы отопления через чердак. Теплоизоляция труб отопления за 47 лет почти осыпалась. Чердачное помещение имеет небольшие окна. Со слов сантехника: ЖЭК отдал приказ держать открытыми окна зимой, чтобы крыша зимой не нагревался и не появлялись сосульки от тающего снега. Каждый год сантехник бьет стекло окон, (он ежедневно обходит зимой с тем, чтобы выпустить пар из отопительной системы), на чердаке гуляют сквозняки, оттуда потери тепла. Следует признать, что в ту тяжелую зиму два года назад, образовалась огромная сосулька, которую сбили ломами и, упав, она проломила кровлю подъезда. Сантехник в разговорах добавляет: «И вообще птицы имеют возможность укрыться от морозов зимой». Действительно ли есть распоряжение по ЖЭКу держать окна чердачных помещений многоэтажек открытыми зимой?
Ответ эксперта:
Мой совет - воспользуйтесь нормами Закона Украины «О доступе к публичной информации» и отправьте информационный запрос в ЖЭК «Татарка» с вопросом действительно ли есть распоряжение по ЖЭКу держать окна чердачных помещений многоэтажек открытыми зимой и если да - предоставить копию распоряжения.
Вопрос 4:
В нашем доме на последних этажах очень слабый напор воды, мы обратились в ЖЭК, нам ответили, что в доме в отдельных квартирах поставлены насосы для подкачки воды, поэтому в другие квартиры вода поступает слабо. Законно ли устанавливать такие насосы самостоятельно, или ЖЭК имеет право заставить демонтировать их?
Ответ эксперта:
Если действительно такое имеет место - Вы имеете право обратиться в суд к соседям с иском об устранении препятствий в пользовании питьевой водой и обязать их устранить препятствия и демонтировать повысительные насосы, установить один насос на весь подъезд.
Вопрос 5:
С недавних пор живем в панельном десятиэтажном доме. Рабочий график нестандартный, поэтому постоянно сталкиваемся с отключениями воды в первой половине дня. Отключают воду ненадолго (1-2 часа), но очень часто (каждые 2-4 дня, недели без отключений не помню вообще), что приносит значительные неудобства (иногда отключается холодная и горячая вода одновременно, нет возможности приготовить еду или помыть руки, после включения может еще полдня течь вода очень сомнительной чистоты). Никаких предупреждений об отключении не вывешивается. В ЖЭКе видели образец заявления в виде «Прошу отключить воду в доме X с Y до Z часов». Соответственно, возник вопрос - правомерны ли такие действия и можно ли с ними бороться?
Ответ эксперта:
Законодательно установлена обязанность осуществлять перерасчет за некачественно предоставленные услуги только в случае непрерывного отсутствия в течение 6 часов. Контролирующими органами в сфере правильности начисления платы за жилищно-коммунальные услуги являются территориальные отделения Антимонопольного комитета Украины и Национальная комиссия, осуществляющая государственное регулирование в сфере коммунальных услуг (в стадии ликвидации). Кроме этого, постановлением Верховной Рады Украины от 23.07.2014 года создана временная следственная комиссия, которая должна проверить соблюдение законодательства при госрегулировании рынков энергии, газа, тепла и воды на фоне повышения тарифов на их услуги. Не нужно также забывать о том, что согласно ст. 55 Конституции Украины права человека и гражданина защищаются исключительно судом.
От редакции:
Уважаемые пользователи портала «У.К.»!
Если на ваши вопросы, которые вы задавали нашим экспертам, не были даны ответы, обязательно
напоминайте нам о них, и напоминая, не забывайте перечитывать все публикации из цикла «Спрашивайте - мы объясним», ведь ответ на ваш вопрос мог уже быть раньше.