Почти каждый день потребители услуг ЖКХ сталкиваются с проблемами коммунального характера. То водопроводчики не хотят ремонтировать кран, то в отопительный сезон батареи в квартире холодные, то счета за потребленные услуги пугают эфемерными цифрами. Если Вам это знакомо, эксперты «У.К.» попытаются помочь найти правильный ответ, и проконсультируют по юридическим и спорным вопросам.
На вопросы отвечает юрист Сергей Петрик.
Вопрос 1:
После запуска отопления в доме, в квартире лопнула труба (между стояком и батареей). В ЖЭКе говорят, что это проблема жильцов и за свой счет чинить отказываются, обосновывая тем, что надо сбрасывать воду в доме, за что нужно платить жильцам. Идут третьи сутки, вода капает, разъясните мои права и обязанности ЖЭКа.
Ответ эксперта:
Права и обязанности Вас как потребителя, а также права и обязанности ЖЭКа как исполнителя услуг по содержанию дома и придомовой территории, должны быть определены в договоре, заключенном между Вами и ЖЭКом, который должен соответствовать Типовому договору, утвержденному 20.05.2009 года постановлением КМУ № 529. Согласно этого Типового договора, потребитель обязан производить за счет собственных средств ремонт квартиры, помимо этого потребитель обязан возместить все причиненные убытки.
Вопрос 2:
Скажите, пожалуйста, кто выдает справки о составе семьи и какими нормативно-правовыми актами регулируется порядок предоставления таких справок?
Ответ эксперта:
Сейчас, в связи с вступлением в силу изменений в ЗУ «О свободе передвижения и свободный выбор места проживания в Украине» и приказа МВД от 22.11.2012 № 1077 «Об утверждении Порядка регистрации места жительства и места пребывания физических лиц в Украине и образцов необходимых для этого документов», Государственной миграционной службы (ГМС) перешли полномочия по регистрации и ведению учета граждан. В регионы было направлено совместное письмо двух профильных Министерств от 25 января 2013 года № 1224/Чм и 7/20-1079. В нем отмечается, что урегулированием вопроса определения органа, который выдает справки о составе семьи будут заниматься «паспортисты» при ЖЭКах, сельские и поселковые советы. Таким образом, пока процедура оформления помощи при рождении ребенка и субсидий остается неизменной. Учитывая, что справка о составе семьи является необходимым документом для назначения многих видов государственных пособий, субсидий, льгот и других государственных выплат, и пока на законодательном уровне не будет урегулирован вопрос выдачи справок о составе семьи, назначения льгот и государственных выплат будет происходить по старой процедуре, то есть их будут выдавать, как и раньше, «паспортисты» при ЖЭКах, сельские и поселковые советы.
Вопрос 3:
В октябре 2009 года у меня родился ребенок, того же месяца я ее зарегистрировала (прописала) в ЖЭКе. В горгаз справку о составе семьи относить мне никто тогда не говорил. Прошло 5 лет, теперь ставлю счетчик на газ. Чтобы его зарегистрировать нужно взять справку о составе семьи, чтобы получить абонентскую книжку. Вопрос: мне начислять абонплату за газ на ребенка за все 5 лет или только за последние 6 месяцев? Или штраф? И что делать в этом случае? Разве ЖЭК не должен был сам подать информацию о количестве зарегистрированных?
Ответ эксперта:
Начнем с того, что потребителем услуг по газоснабжению по отношению к горгаза являетесь именно Вы, а не ЖЭК или паспортный стол. Поэтому, согласно Правил предоставления населению услуг по газоснабжению именно Вы обязаны были сообщить в горгаз об изменениях в составе семьи и регистрации в Вашей квартире еще одного потребителя. Следовательно, горгаз имеет право начислять Вам задолженность, исходя из норм потребления природного газа, которые установлены для Вашего населенного пункта без применения пени и штрафов.
Вопрос 4:
Если владелец квартиры - пенсионер не прописан в ней, имеет ли он право подарить эту квартиру?
Ответ эксперта:
Согласно ст. 317 Гражданского кодекса Украины, собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом, при этом на содержание права собственности не влияют местожительство собственника и местонахождение имущества. Поэтому, если право собственности зарегистрировано в установленном законодательством порядке, ничто не мешает владельцу, который не зарегистрирован в квартире, подарить или продать ее другому лицу.
Вопрос 5:
Живу на последнем этаже в девятиэтажном доме. В квартире находятся краны Маевского на стояках дома. После нескольких дней включения отопления, один из кранов прорвало и затопило мою квартиру и соседей. Вызвали сантехника из ЖЭКа, он сказал, что причиной аварии стала неисправность крана (он был ржавый и устаревший). Установил новый, при этом взял с меня деньги за его установку, и сказал, что я должна самостоятельно выпускать воздух из батарей в начале отопительного сезона. За пять лет проживания в квартире никто из сотрудников ЖЭКа проверку состояния кранов Маевского не проводил. Подскажите, пожалуйста, кто должен следить за состоянием этих кранов в квартире, проверять их и выпускать при необходимости воздух, а также компенсировать вред, причиненный потопом мне и моим соседям. Как действовать в такой ситуации?
Ответ эксперта:
Правоотношения Вас, как потребителя, и ЖЭКа, как исполнителя услуг по содержанию дома и придомовой территории, должны регулироваться Типовым договором, который утвержден постановлением КМУ № 529 от 20.05.2009 года, согласно которого потребитель среди прочего обязан своевременно проводить подготовку квартиры и технического оборудования к эксплуатации в осенне-зимний период. При этом ЖЭК как обслуживающая организация несет ответственность за внутридомовые системы централизованного отопления. В отношении систем, находящихся в квартире, то они являются собственностью лица, которому принадлежит квартира и которое несет ответственность за причиненный другим лицам вред.
Вопрос 6:
Обращаюсь к Вам с такой проблемой. В мае 2014 поставила счетчики на горячую и холодную воду в квартире бабушки, которая является инвалидом Великой отечественной войны. Ставил сантехник из ЖЭК-107 (кстати за большие деньги, но письменной договоренности не было). Счетчик холодной воды сломался уже в октябре. Подскажите, как быть в такой ситуации и кто должен его менять и поверять, ведь работники ЖЭКа не обращения не реагируют?
Ответ эксперта:
Согласно п. 9 Постановления КМУ № 630 от 21.07.2005 года, в квартире (доме усадебного типа) работы по установке средств учета воды и тепловой энергии (далее - квартирные средства учета) проводятся специализированной организацией, исполнителем, производителем или поставщиком за счет средств потребителя. Следовательно, и ремонт и замена счетчика на новый происходит за счет потребителя. Поверка никакого отношения к ремонту не имеет, это другой технологический процесс.
От редакции:
Уважаемые пользователи портала «У.К.»!
Если на ваши вопросы, которые вы задавали нашим экспертам, не были даны ответы, обязательно
напоминайте нам о них, и напоминая, не забывайте перечитывать все публикации из цикла «Спрашивайте - мы объясним», ведь ответ на ваш вопрос мог уже быть раньше.
Возвращаясь с работы, многие посвящают свое время на просмотр сериалов или фильмов в кругу семьи. Где можно подобрать интересную киноленту?
Фильмы смотреть онлайн бесплатно в хорошем качестве, представленные на сайте http://www.kino-az.net – отличное решение. Приятного времяпрепровождения.