Почти каждый день потребители услуг ЖКХ сталкиваются с проблемами коммунального характера. То водопроводчики не хотят ремонтировать кран, то не понятно, откуда в счетах за потребленные услуги появляются астрономические цифры. Если Вам это знакомо, эксперты «У.К.» попытаются помочь найти правильный ответ, и проконсультируют по юридическим и спорных вопросов.
Вопрос 1:
Я приобрела собственную квартиру в ЖСК. За коммунальные услуги и эксплуатационные расходы плачу своевременно, согласно ежемесячным квитанциям, которые предоставляются от имени ЖСК. Задолженности нет. Ни договора, инициатором которого должен быть Председатель Правления, с ЖСК не было заключено. Председатель Правления уклоняется от заключения договора и отказывается реагировать на мои обращения по поводу некачественного предоставления коммунальных услуг. В течение года из крана горячей воды течет еле теплая. По обращению к «Киевэнерго», вода по адресу моего дома с их стороны предоставляется надлежащей температуры. Подчеркиваю, что Председатель Правления отказывается реагировать на мои обращения по поводу некачественного предоставления коммунальных услуг. Как в таком случае действовать?
Ответ эксперта:
Согласно ст. 18 Закона Украины «О жилищно-коммунальных услугах» установлена определенная четко выписана процедура составления акта-претензии за некачественные жилищно-коммунальные услуги. Только надлежащим образом оформленный акт-претензия признается действительным и является основанием для перерасчета платежей. Оформляйте акт-претензию, получите письменный отказ от заключения договора и имеете право в судебном порядке защитить себя.
Вопрос 2:
У нас такой вопрос: мы закончили оформление последних документов по созданию ОСМД. ОСМД на четыре дома создано не совсем по собственному желанию, а по необходимости: нашим ЖЭКом была школа, к которой относилось четыре дома. Старшему дому 110 лет, а младшему 51 год. Местные жители, а именно 47 квартир это 60% пенсионеры. На первом собрании мы решили, что правление ОСМД будет работать на добровольных началах, средства будут собираться в случае необходимости, но сегодня в налоговой нам ответили, что правление, или хотя бы председатель ОСМД должен получать зарплату не менее прожиточного минимума. Может ли правление работать на добровольных началах? На какие документы мы можем в случае необходимости опираться?
Ответ эксперта:
Согласно ст.10 ЗУ «Об ОСМД» в объединения, через решение общего собрания, является право: «определение размера материального и иного поощрения членов объединения и правления». Исходя из написанного в Законе, попробуйте принять решение, например, об освобождении члена правления от уплаты членского взноса на содержание дома и придомовой территории за то, что он, допустим, выполняет беззарплатные функции председателя.
Вопрос 3:
Владелец квартиры подал в правление заявление с просьбой провести ревизию системы отопления в его квартире. Обосновывает тем, что в прошлый отопительный сезон недополучал тепла («батареи были чуть теплые»). При личном общении рассказывал, что вызвал в отопительный сезон обслуживающих дом сантехников и те сказали, что что-то надо сделать на последнем этаже. Квартира приватизирована. Но он настаивает, что это должен сделать кооператив. У кооператива денег нет. Как поступить в такой ситуации?
Ответ эксперта:
Согласно ст. 18 Закона Украины «О жилищно-коммунальных услугах» установлена определенная четко выписанная процедура составления акта-претензии за некачественные жилищно-коммунальные услуги. Только надлежащим образом оформленный акт - претензия признается действительным и является основанием для перерасчета платежей. Только после предъявления акта-претензии, где будет установлена вина кооператива, у последнего есть обязанность возместить вред.
Вопрос 4:
На нашем этаже в электрощите был пожар, приходил электрик (работник ЖЭКа), он установил новые автоматы, но несколько розеток только в нашей квартире не работают, на что электрик нам сказал, что он свою работу уже сделал, а остальное - наши проблемы. Скажите, пожалуйста, кто должен чинить розетки в нашей квартире после пожара в электрощите, который возник не по нашей вине - ЖЭК или мы?
Ответ эксперта:
Согласно ст. 1166 ГК Украины имущественный вред, причиненный неправомерными решениями, действиями или бездействием возмещается в полном объеме лицом, которое его нанесло. Если Вы имеете письменные доказательства виновности ЖЭКа (акт-претензия согласно ст. 18 ЗУ «О жилищно-коммунальных услугах») - Вы имеете право даже в судебном порядке требовать возмещения и ремонта.
Вопрос 5:
Можно ли в этом году провести ремонт подъезда своими силами и сделать перерасчет... в счет задолженности? У меня долг 800 гривен.
Ответ эксперта:
Согласно п. 4 ч. 3 ст. 20 Закона Украины «О жилищно-коммунальных услугах» потребитель обязан своевременно и в полном объеме оплачивать предоставленные услуги. Законодательством не предусмотрена такая форма погашения задолженности как выполнение работ в натуре.
Вопрос 6:
На ночь водоканал отключает воду, завоздушивает систему, с 17:00 до 9:00 утра. Вода идет с воздухом, а счетчик считает. Как быть?
Ответ эксперта:
Согласно ст. 18 Закона Украины «О жилищно-коммунальных услугах» установлена определенная четко выписана процедура составления акта-претензии за некачественные жилищно-коммунальные услуги. Только надлежащим образом оформленный акт-претензия признается действительным и является основанием для перерасчета платежей.
Вопрос 7:
Есть разрешение на проведение ЖЭКа скашивания травы газонокосилками, которые создают сильный шум в течение всего лета? Как это согласуется с Законом «Об обеспечении санитарного и эпидемиологического благополучия населения»? К тому же, срезанная трава не убирается, что создает огромное количество мусора и пыли.
Ответ эксперта:
Измерить уровень шума и загазованности в Вашем дворе имеют право только работники санэпидемстанции, поэтому обращайтесь туда с письменным заявлением о вызове специалиста. В случае, если действительно уровень шума и загазованности превышает нормативный - работники санстанции, а также административная комиссия при горисполкоме могут дать предписание перевозчику за нарушение санитарных норм, а впоследствии, если он предписание не выполнит - привлечь его к административной ответственности.
Вопрос 8:
У меня такой вопрос: правомерно ли начислять оплату за коммунальные услуги при отсутствии договора и лицевого счета?
Ответ эксперта:
Несмотря на норму ст. 19 ЗУ «О жилищно-коммунальных услугах», которая предусматривает обязательность заключения договора на предоставление жилищно-коммунальных услуг, судебная практика позволяет взыскивать с должников - потребителей за коммунальные услуги суммы долга, поскольку отсутствие такого договора не является безусловным основанием для отказа исполнителю жилищно-коммунальных услуг во взыскании задолженности за такие услуги, поскольку согласно ч. 1 ст. 10 ГК Украины гражданские права и обязанности возникают из действий лиц, предусмотренных актами гражданского законодательства, а также из действий лиц, не предусмотренных этими актами, но по аналогии порождают гражданские права и обязанности. Поэтому такие правоотношения возникли и без договора, исходя из факта проживания в доме оборудованном системами ЦО, воды и водоотведения.
От редакции:
Уважаемые пользователи портала «У.К.»!
Если на ваши вопросы, которые вы задавали нашим экспертам, не были даны ответы, обязательно
напоминайте нам о них, и напоминая, не забывайте перечитывать все публикации из цикла «Спрашивайте - мы объясним», ведь ответ на ваш вопрос мог уже быть раньше.