Почти каждый день потребители услуг ЖКХ сталкиваются с проблемами коммунального характера. То водопроводчики не хотят ремонтировать кран, то не понятно, откуда в счетах за потребленные услуги появляются астрономические цифры. Если Вам это знакомо, эксперты «У.К» попытаются помочь найти правильный ответ, и проконсультируют по юридическим и спорным вопросам.
На вопросы отвечает юрист, эксперт«У.К.» Андрей Осадчий.
Вопрос 1:
Какими нормами регулируется качество питьевой воды и как производится перерасчет, если вода не соответствует нормам качества?
Ответ эксперта:
На сегодняшний день питьевая вода, которая подается в городскую распределительную сеть водоснабжения, по всем показателям должна соответствовать нормативным требованиям согласно Приложению 2 Прим.1 к Табл.1 (ДСанПиН 2.2.4-171-10). Не устраивает качество воды, которая поступает в вашу квартиру? Тогда вооружитесь терпением и действуйте.
Вот что следует сделать в такой ситуации:
1. Обратитесь с жалобой к районной или городской санитарно-эпидемиологической службе (конечно, по месту жительства). В жалобе нужно указать, что именно вам не нравится. Например, вода непрозрачная, ржавая или есть осадок и тому подобное. Там же, в заявлении не забудьте попросить проверить качество воды и ее соответствие установленным требованиям.
2. После этого СЭС направит комиссию, которая возьмет пробы воды и сделает лабораторный анализ. На основании результатов экспертов составляют заключение о том, насколько вода соответствует государственным нормам.
3. Если в выводах санэпидемстанции указано, что вода плохая, тогда коммунальные службы (ЖЭК или водоканал) должны как минимум рассмотреть вашу претензию и сделать перерасчет за некачественно оказанную услугу. Обращаем внимание, что экспертизу могут сделать не только представители СЭС, но и независимые экспертные организации (у которых есть лицензия на проведение этой процедуры) или же ГлавСЕС.
Важно знать: если Вам подавалась вода низкого качества и этому есть фактическое подтверждение (результаты экспертизы), Вы имеете право требовать не просто перерасчета, но и компенсации расходов на проведение подобной оценки специалистами.
Вопрос 2:
Дом ведомственный, договоры на водоснабжение заключены с ведомством, счетчики воды взяты на учет. Водоканал на дом установил общедомовой счетчик, после этого идут разногласия по общедомовым счетчикам и оплатой за воду по квартирным счетчикам. И после этого идет шантаж по поводу отключения воды и необходимости оплаты по общедомовому счетчику. Насколько это правомерно?
Ответ эксперта:
Согласно п. 11 постановления КМУ № 630 от 21.07.2005 года, в случае установления домовых средств учета воды в многоквартирном доме, где отдельные квартиры оборудованы квартирными средствами учета, потребитель, не имеющий квартирных средств учета, оплачивает услуги согласно показаниям домовых средств учета, не учитывая затраты воды исполнителя, юридических лиц и физических лиц - предпринимателей, которые являются владельцами или арендаторами помещений в этом доме, и суммарных расходов воды по показаниям всех квартирных средств учета. Разница распределяется между потребителями, которые не имеют квартирных средств учета, пропорционально количеству жителей квартиры в случае отсутствия утечек из общедомовой сети, что подтверждается актом обследования, который составляется исполнителем в присутствии не менее двух жильцов дома. При наличии утечек из общедомовой сети потребители, не имеющие квартирных средств учета, оплачивают услуги по холодному, горячему водоснабжению и водоотведению по установленным нормативам (нормам) за месяц, в котором эти утечки обнаружено.
Вопрос 3:
Как получить разрешение на установку автономного отопления на 9 этаже? Я живу в Сумах. Согласно Порядку отключения отдельных жилых домов от сетей централизованного отопления и снабжения горячей воды при отказе потребителей от централизованного теплоснабжения, утвержденным приказом Минжкх №4 от 22 ноября 2005 года, о предоставлении разрешения на отключение отдельной квартиры от централизованного отопления не предусмотрено отключение от ЦО осуществляется в отношении жилого дома или целого подъезда при наличии письменных заявлений всех жильцов дома или подъезда. Но это противоречит требованиям п. 1 ст. 321 Гражданского кодекса Украины, поскольку ограничивает права собственника, его конституционное право распоряжаться своим имуществом. Как так?
Ответ эксперта:
Если Вы считаете, что нормы Порядка отключения отдельных жилых домов от сетей централизованного отопления и снабжения горячей воды при отказе потребителей от централизованного теплоснабжения нарушают Ваши права как собственника то Вы имеете право обратиться с соответствующим иском в Окружной административный суд. Киева и отменить приказ № 4 от 22.11.2005 года.
Вопрос 4:
Подскажите, есть ли законное основание осуществлять оплату за потребление природного газа по более низкому тарифу, учитывающему наличие в квартире бойлера-электроводонагревателя? Централизованное горячее водоснабжение отсутствует - насчитывают к оплате по тарифу, который якобы подогрев воды на газовой плите, чего в реальности нет.
Ответ эксперта:
Как сказано в «разъяснении НКРЭ относительно неправомерного начисления облгазами средств за использование природного газа населением» от 12 августа 2014 года: «О ситуации с возможным повышением стоимости предоставленных услуг по газоснабжению, то пункт 5 примечания к Нормам потребления предусматривает, что в случае перерыва в централизованном горячем водоснабжении, населению норма потребления природного газа на плиту газовую устанавливается 18,3 куб. м на 1 человека в месяц (то есть увеличивается почти в два раза по сравнению с нормой потребления, установленной для потребителя у которого имеется газовая плита и централизованное горячее водоснабжение). Срок отсутствия горячего водоснабжения, в который не включается перерыв в его поставках в ночное время, фиксируется в двустороннем акте, который подписывается теплоснабжающей и газосбытовой организациями и является основанием для перерасчета населению платы за горячее водоснабжение и газ. За этот период население не осуществляет плату за пользование централизованным горячим водоснабжением. Газозбытовая организация по окончании полугодия направляет абоненту перерасчет за потребленный газ в период отсутствия централизованного горячего водоснабжения».
Вопрос 5:
Проконсультируйте, пожалуйста, с какой даты считается поверка счетчика на воду: с даты Госповерки или даты установки?
Ответ эксперта:
Поверка квартирных средств учета холодной и горячей воды, выпущенных до мая 2005 года проводится через каждые три года, а после мая 2005 года – каждые четыре года. Совместным Приказом Госпотребстандарта Украины, Министерства промышленной политики и Государственного комитета по вопросам жилищно-коммунального хозяйства № 141/212/91 от 15 июня 2005 года для всех типов счетчиков воды до 2005 года был установлен межповерочный интервал 3 года. Научно-техническая комиссия Госпотребстандарта Протокол № 2 от 30 мая 2005 года по результатам ускоренных испытаний сменила межповерочный интервал до 4 лет. Счетчики, которые прошли госповерку и получили соответствующую справку, устанавливаются слесарем (абонентом самостоятельно в присутствии контролера) предприятия на свои места. Абонентам, чьи счетчики госповерке признала непригодными для дальнейшего использования обязаны приобрести новые средства учета такого же калибра. Качественно смонтированные уполномоченным слесарем (абонентом самостоятельно в присутствии контролера) водомерные узлы опломбируются и принимаются предприятием на абонентский учет, о чем составляется соответствующий акт.
От редакции:
Уважаемые пользователи портала «У.К.»!
Если на ваши вопросы, которые вы ставили нашим экспертам, не были даны ответы, обязательно напоминайте нам о них, и напоминая, не забывайте перечитывать все публикации из цикла «Спрашивайте – мы объясним», ведь ответ на ваш вопрос мог уже быть ранее.
Все публикации цикла «Спрашивайте – мы объясним» читайте здесь.