Почти каждый день потребители услуг ЖКХ сталкиваются с проблемами коммунального характера. То водопроводчики не хотят ремонтировать кран, то не понятно, откуда в счетах за потребленные услуги появляются астрономические цифры. Если Вам это знакомо, эксперты «У.К» попытаются помочь найти правильный ответ, и проконсультируют по юридическим и спорным вопросам.
На вопросы отвечает юрист, эксперт «У.К.» Андрей Осадчий.
Вопрос 1:
Вода и счетчик установленны с 2000 года в доме. Счетчик установлен согласно технических условий. На данный момент «Лозоваводоканал» предписывает обязательно установить еще один счетчик на присоединение к водозабору на основании Постановления №630 от 21.07.2005 года. Имеют ли они на это право?
Ответ эксперта:
Согласно п. 5.2. Правил пользования системами централизованного коммунального водоснабжения и водоотвода в населенных пунктах Украины, утвержденными приказом МинЖКХ № 190 от 27.06.2008 года, узлы учета должны располагаться на сети потребителя, как правило, на границе балансовой принадлежности сетей производителя и потребителя, или с согласия производителя в помещениях, расположенных непосредственно за внешней стеной здания в месте входа водопроводного ввода.
Вопрос 2:
У нас в течение многих лет не работает лифт (отсутствует кнопка на этаже). Договор с компанией мы не заключали и не оплачивали услуги, так как необходимости в данной услуге нет - мы жители второго этажа. Подскажите как действовать в таком случае?
Ответ эксперта:
Расходы по обслуживанию и энергоснабжению лифтов включаются в тариф на услуги по содержанию домов и сооружений и придомовых территорий, который является совокупной (общей) стоимостью предоставления таких услуг, рассчитанной на основе экономически обоснованных планируемых (нормативных) расходов с учетом плановой прибыли и налога на добавленную стоимость или единого налога, рассчитывается отдельно по каждому дому в зависимости от запланированных количественных показателей услуг, фактически должны предоставляться для обеспечения надлежащего санитарно-гигиенического, противопожарного, технического состояния домов и сооружений и придомовых территорий с учетом перечня услуг согласно приложению к настоящему Порядку. Поэтому, если услуга предоставляется Вам некачественно или вообще не предоставляется, Вы имеете право составить акт-претензию вместе с представителями Исполнителя услуги и требовать перерасчета за неоказанные услуги.
Вопрос 3:
Проживаю в «хрущевке» на первом этаже. ЖЭК в моей квартире хочет вварить дополнительную трубу для отопления нашего дома. Я лично ни о чем не просил. Какие документы должен предоставить ЖЭК на переработку отопления,чтобы я допустил их к себе в квартиру? И должен быть акт о выполнении работ?
Ответ эксперта:
Согласно ст. 17 ЗУ «О жилищно-коммунальных услугах» потребитель обязан обеспечить доступ к сети, арматуре, средствам учета, распределительных систем представителей исполнителя/производителя при наличии в них соответствующего удостоверения:
1) для ликвидации аварий - круглосуточно;
2) для установления и замены санитарно-технического и инженерного оборудования, проведения технических и профилактических обзоров, снятия контрольных показателей средств учета и тому подобное - в соответствии с существенными условиями договора.
Поэтому внимательно проанализируйте договор, заключенный между Вами и ЖЭКом –там должны быть изложены условия, при которых возможен ремонт системы отопления.
Вопрос 4:
В каком Законе или нормативно-правовом акте Украины прописано, что оплата за коммунальные услуги должна рассчитываться, исходя из количества зарегистрированных (прописанных) граждан, а не проживающих в квартире?
Ответ эксперта:
Правовая регламентация жилищных правоотношений осуществляется Конституцией Украины; Жилищным кодексом УССР, Гражданским кодексом Украины, Гражданским процессуальным кодексом Украины, Законом Украины «О свободе передвижения и свободный выбор места проживания в Украине» и другими нормативно-правовыми актами Украины по жилищным вопросам. Разъяснения отдельных вопросов, которые могут возникать во время рассмотрения этой категории дел содержатся в Постановлении Пленума Верховного Суда Украины «О некоторых вопросах, возникших в практике применения судами Жилищного кодекса Украины» от 12 апреля 1985 года №2; Письме Верховного Суда Украины от 26 мая 2001 года о изложения правовых позиций относительно рассмотрения судами отдельных категорий судебных дел (Жилищное право). Эти нормативные акты связывают момент возникновения жилищных правоотношений с момента регистрации в квартире (жилом доме), а прекращение этих правоотношений – с момента когда лицо покинула помещение (снялась с регистрации).
Вопрос 5:
Имеет ли право коммунальное предприятие начислять мне плату за вывоз мусора, если недавно на эту услугу поднялись тарифы, а я заключала договор по старым тарифам? И должна ли я платит по новой цене, если старый договор еще действительный?
Ответ эксперта:
Согласно ст. 19 Закона Украины «О жилищно-коммунальных услугах» предметом договора на жилищно-коммунальные услуги, именно услуги, а не тарифы. Поэтому заключив договор с коммунальным предприятием на вывоз мусора вы взяли нас себя обязательство своевременно и в полном объеме оплачивать предоставленные услуги по тарифам, установленным органами местного самоуправления. Следовательно, если орган местного самоуправления принимает решение об установлении тарифов – оно является обязательным для исполнения и никоим образом не влияет на заключение, изменение или прекращение жилищно-коммунальных правоотношений.
От редакции:
Уважаемые пользователи портала «У.К.»!
Если на ваши вопросы, которые вы ставили нашим экспертам, не были даны ответы, обязательно напоминайте нам о них, и напоминая, не забывайте перечитывать все публикации из цикла «Спрашивайте – мы объясним», ведь ответ на ваш вопрос мог уже быть ранее.
Все публикации цикла «Спрашивайте – мы объясним» читайте здесь.