ГлавнаяПубликацииАналитикаПять шагов выхода из энергетического кризиса

Пять шагов выхода из энергетического кризиса

История имеет свойство повторяться. Эта зима может стать для Украины серьезным испытанием, но крупные мировые энергокризисы могут послужить для страны поводом для размышлений и примером, как выйти победителем из незавидного положения.

Знание истории энергетических кризисов дает правительствам шанс избежать ошибок и предупредить катастрофы, оценить разницу между победой и поражением. Впрочем, усваивают уроки исторической спирали немногие, поскольку куда большую роль играет политическая, а не экономическая целесообразность. Украине, которая столкнулась с проблемами поставок энергоресурсов, будет не лишним вспомнить, как другие государства справлялись с дефицитом топлива, сообщает "ДЕЛО"

Нефтяное начало термодинамики

Впервые в современной истории проблема дефицита энергоресурсов появилась во время Суэцкого кризиса. В июле 1956 года египтянин, президент и арабский националист Гамаль Абдель Насер национализировал Суэцкий канал (соединяющий Красное море со Средиземным) и перекрыл его, затопив там суда. Этим он фактически преградил дорогу нефтяным танкерам из Персидского залива в Европу. Помимо антизападных настроений, этому шагу поспособствовало желание египетского президента повысить прибыли страны от прохода танкеров и направить средства на строительство Асуанской плотины. Дефицит нефти, появившийся в Западной Европе, вызвал очень серьезные последствия, которые описаны в бестселлере "Добыча" американского экономиста Дэниела Ергина.
 
Эксперт приводит примеры введения жесткой экономии в странах, которые столкнулись с нехваткой топлива. Так, Бельгия запретила вождение личных автомобилей по воскресеньям, а Франция ограничила уровень продаж нефтяных компаний до 70% от предкризисного значения. Великобритания же установила новые налоги на нефть, что привело к повышению цен на бензин и мазут и увеличению платы за проезд в лондонском такси, которая стала известна как "суэцкий грош". При этом в "туманном Альбионе" электростанциям содействовали в переходе с нефти на уголь, а к концу декабря ввели нормирование бензина.
 
 
Однако проблема все же решилась в течение года — за счет "переброски" нефти из США. Тогда европейские правительства впервые задумались о своей зависимости от "черного золота" Персидского залива. Но, как мы помним из закона сохранения, энергия не пропадает и не появляется из ничего, а лишь переходит из одного состояния в другое. Примерно то же произошло и в истории с Суэцким каналом: благодаря подобным шагам, Египет с помощью советских инженеров в 1970-м все же достроил Асуанскую плотину и запустил гидроэлектростанцию, что позволило покрывать 50% потребления электроэнергии в стране.
 
Суэцем история мировых энергокризисов не ограничивается. В следующий раз миру пришлось пройти через очередной виток дефицита энергоресурсов в течение 1973-1974 гг., когда ОПЕК объявило "нефтяное эмбарго" странам, поддерживающим Израиль в арабо-израильской войне. Тогда стоимость одного барреля нефти возросла в 4 раза. Ергин в своей книге описывает последствия: "В Великобритании промышленность перешла на трехдневную рабочую неделю, священники по радио торжественно объявили для народа, что поочередное омовение всех членов семьи в одной ванной — есть добродетель и вклад в дело национального благосостояния". В США были установлены лимиты на одну заправку, на некоторых бензоколонках отпуск бензина производился по определенным дням недели — в зависимости от того, оканчивается ли номер машины на четное или нечетное число. Благодаря эмбарго, во Франции были утверждены три основных направления в энергетике — ускоренное развитие ядерной энергетики, возврат к использованию угля и особое внимание к энергосбережению.
 
Например, в рамках государственной политики французского правительства по энергосбережению инспекторы совершали внезапные рейды на банки, супермаркеты и учреждения и замеряли температуру — если она превышала установленные 20 градусов, на владельцев налагались штрафы.
 
Также был внедрен запрет на рекламу любых промышленных товаров, пропагандирующих рост потребления электроэнергии, в частности — на рекламу электрообогревательных приборов. Похоже, такая мера была бы актуальна и в сегодняшней Украине, где бум спроса на бойлеры грозит перегрузками для энергосистемы. Позже эмбарго было отменено, но закон "сохранения энергии" сработал и здесь. За время острого дефицита ресурса прибыли нефтяных компаний выросли в разы, несмотря на жесткие социальные и экономические последствия для граждан и экономик разных стран.
 
Так же нельзя не вспомнить энергетический кризис в Армении в 1992-1994 годах, когда целая республика замерзала в темноте в нетипично холодную зиму. Электроэнергию давали несколько часов в сутки, отопление было отключено. В то время керосин с дровами стали практически национальной валютой.

Новый энерго курс

Безусловно, времена меняются, и уровень интеграции Украины в мировое сообщество обнадеживает: в европейском государстве такое не должно повториться. Кабмин активно готовится к отопительному сезону, и большинство украинцев уповает на то, что правительству все удастся. Но как сказал министр энергетики США времен нефтяного эмбарго Джеймс Шлессинджер: "Теперь я знаю, как выглядит ад: это постоянные и бесконечные заседания и совещания по природному газу". Нашей стране крайне важно не остаться на одном из кругов упомянутого ада в преддверии зимы.
 
С учетом мирового опыта, да и с оглядкой на трудные для украинской энергосистемы 90-е, эксперты предлагают различные решения. Из них хочется выделить пять стратегических шагов для повышения энергетической безопасности Украины.
 
1. Детальное прогнозирование спроса и потребления электрической и тепловой энергии в стране. Для этого необходимо использовать не только массив ретроспективных данных, а и миграционные тренды, динамику демографии, прогнозы ВВП (в контексте кризисных явлений), деиндустриализацию экономики, климатические факторы. В результате такого исследования будет актуализирована модель потребления электрической и тепловой энергии, дифференцирована по регионам и отраслям, которые являются базой для стратегии развития ТЭК Украины.
 
2. Стратегическая модернизация систем централизованного теплоснабжения (СЦТ) как крупнейшего потребителя природного газа, которая включает в себя такие мероприятия: установка приборов учета тепловой энергии для потребителей всех типов и категорий, замена котельного оборудования на современное высокоэффективное (например, конденсационные отопительные котлы), тотальное — экономически и технически обоснованное — замещение природного газа местными видами топлива на отопительных котельных, использование теплонасосных установок в СЦТ, а также снижение кредитных ставок для проектов, связанных с энергоэффективностью в СЦТ.
 
3. Повышение надежности объединенной энергосистемы Украины путем выравнивания неравномерности графика электрических нагрузок с целью снижения пиковых нагрузок. Внедрение потребителей-регуляторов для замещения использования энергоблоков ТЭС в циклическом режиме для покрытия пиковых нагрузок. Внедрение маневровых мощностей для регулирования режимов работы возобновляемых источников энергии. Наличие достаточных объемов резервных мощностей для балансировки — определено как характерный фактор энергетической безопасности Украины, который должен быть под постоянным мониторингом, согласно Директив 2005/89/ЕС и 2004/67/ЕС.

 
4. Внедрение экономически обоснованных тарифов на энергоресурсы для всех категорий потребителей. Цель — отмена "перекрестного субсидирования". Рыночное тарифообразование на электрическую энергию позволит существенно снизить долю энергоносителей в себестоимости продукции и положительно повлияет на промышленность, атомную и тепловую энергетику.
 
Необходимо также предусмотреть дотации для незащищенных слоев населения и систему дифференциации тарифов в зависимости от часа суток, времени года, региона и объема потребления.
 
5. Создание Энергетической информационной службы при Администрации Президента Украины. Цель — определение показателей оценки уровня энергетической безопасности государства, формирование единого топливно-энергетического баланса и проведение систематического мониторинга соответствующих показателей с целью своевременного реагирования со стороны Правительства и Президента Украины. Метод реализации — постоянный мониторинг индикаторов энергетической безопасности, формирования рекомендаций и определение мер по нейтрализации угроз и улучшению показателей энергетической безопасности. Среди возможных функций такой службы можно отдельно выделить прогнозирование рынков ТЭК Украины и мира на основе международных трендов в политике, энергетике, финансах, а также возложить на нее контроль за состоянием реализации национальных проектов в области энергетики, отстаивание общегосударственных энергетических интересов на всех отраслевых форумах, конференциях, семинарах, совещаниях, коллегиях.
 
Эти шаги могут быть дополнены и не являются панацеей в условиях быстрой смены правил в игре энергетических гигантов. Примеры кризисов прошлого продемонстрировали, что многие державы сумели пройти через "энергетический ад" и невозможного не существует. Ведь любой дефицит можно покрыть, сплотившись ради выживания. Но в мире, где давным-давно доказано, что управление энергетикой — огромная ответственность, хочется сделать это качественно и компетентно, без лишних политических эмоций и амбиций.
 
Николай Рубах

 

 
Комментарии (0)