ГлавнаяПубликацииАналитикаКоалиция: взгляд на реформу ЖКХ

Коалиция: взгляд на реформу ЖКХ

Прошло более трех недель после внеочередных выборов народных депутатов Украины, но до сих пор продолжается процесс создания Коалиционного соглашения между политическими партиями. В минувшую пятницу было окончательно согласовано часть соглашения о реформах

Уже прошло более трех недель после внеочередных выборов народных депутатов Украины, которые состоялись 26 октября. Но еще до сих пор продолжается процесс согласования Коалиционного соглашения между политическими партиями, которые преодолели 5% барьер и намерены войти в коалицию депутатских групп и фракций в Верховной Раде Украины VII созыва. В так называемой «коалициаде» принимают участие представители Блока Петра Порошенко, «Народного фронта», объединения «Самопомощь», ВО «Батькивщина» и Радикальной партии Олега Ляшко.

Как сообщают сайты Блока Петра Порошенко и «Объединение «Самопомощь» 14 ноября на общей встрече представителей политических партий, которые сформируют коалицию в новоизбранном парламенте, был окончательно согласован проект Коалиционного соглашения в части реформ. 

За основу был взят проект Коалиционного соглашения, предложенного еще 29 октября Блоком Петра Порошенко. Правда, потенциальные участники коалиции существенно дополнили и расширили содержание Коалиционного соглашения, в результате чего он теперь насчитывает не более 48 страниц, как в первоначальной редакции, а целых 66. Отныне, среди реформ основных отраслей государственной жизни, потенциальные коалицианты стремятся реализовать реформы в области энергетики, обеспечить граждан коммунальными услугами и реформировать жилищную политику.

Читайте также: Реформа ЖКХ глазами президентского блока

В частности, в области энергетики коалицианты ставят себе цель до конца 2015 года провести комплексную реорганизации НАК «Нафтогаз Украины» и сертификацию оператора ГТС с целью обособления деятельности по добыче, транспортировки, хранения и поставки природного газа и обеспечения прозрачного и беспрепятственного доступа к газотранспортной инфраструктуры.

С целью избежания зависимости от РАО «Газпром» в поставках природного газа в 2015 году планируется создание законодательных и технических предпосылок для создания площадки по торговле природным газом (хаба) с целью более эффективного использования газохранилищ и другой газотранспортной инфраструктуры, а также постепенного введения в практику спотовых и фьючерсных операций для определения рыночной цены на природный газ через прозрачный механизм ее формирования.

В вопросах тарифов на природный газ коалицианты сохраняют путь на постепенную ликвидацию перекрестного субсидирования (многоуровневой тарифной системы) путем установления цен и тарифов для всех потребителей, включая население, на экономически обоснованном уровне и одновременное осуществление перехода к адресным дотациям социально-уязвимым слоям населения. То есть, потенциальные члены коалиции понимают, что в ближайшее время никто из международных заемщиков, кроме Международного валютного фонда, не собирается кредитовать рецессионную экономику Украины, поэтому берут на себя обязанности по повышению цены на природный газ для населения и политическую ответственность за такие непопулярные шаги.

Также в коалиционном соглашения предлагается в ближайшее время внести изменения в законодательство, которые бы гарантировали на уровне закона независимость статуса регулятора в сфере энергетики в соответствии с требованиями Третьего энергетического пакета с целью обеспечения надлежащего уровня прозрачности на монопольных рынках и эффективного надзора за соблюдением конкуренции. На самом деле, законодательного закрепления гарантий независимости НКРЭКУ может оказаться недостаточным. Несмотря на то, что аналогичная норма относительно политической независимости НКРЭ и НКРЭКУ, которые до последнего времени осуществляли государственное регулирование в сфере энергетики и коммунальных услуг, существовала в нормативных актах, которые регулировали их деятельность, тарифы на коммунальные услуги все равно устанавливались по инструкциям «с горы». Поэтому будущий премьер-министр Украины, каким бы не была его фамилия, должен иметь политическую волю на отключение телефонной линии» с председателем НКРЭКУ, чтобы последний руководствовался не политическими указаниями, а экономическими факторами при установлении тарифов.

Далее коалицианты предлагают введение на законодательном уровне снижения кворума проведения общих собраний акционерных обществ до 50%+1 акция и законодательное открытие структуры тарифов на природный газ, электроэнергию, тепловую энергию, их транспортировки, что вполне является положительным моментом, ведь приведет к повышению прозрачности деятельности энергетических монополистов и улучшение отношений с потребителями.

При реформировании угольной отрасли предлагается провести в течение 2015-2016 годов приватизацию всех угледобывающих предприятий в соответствии с Законом Украины «Об особенностях приватизации угледобывающих предприятий», а те шахты, которые не удастся приватизировать за этот период - или ликвидировать или законсервировать. Также предлагается начиная с 2021 г., запретить все виды государственной поддержки угольной отрасли, кроме государственной поддержки для целей водоотлива и защиты окружающей среды. Здесь возникает несколько спорных моментов. Во-первых, коалициантами не предоставляется ответ на вопрос, что делать с шахтами, которые находятся сейчас на неподконтрольных украинской власти территориях Донецкой и Луганской областей, которые захвачены сепаратистами из так называемых «ДНР» и «ЛНР». Во-вторых, не дано прямого ответа на вопрос, будет ли и в дальнейшем закупать уголь в Российской Федерации после того, как начался скандал в Минэнерго Украины в связи с углем из ЮАР.

Из содержания раздела «Обеспечение граждан коммунальными услугами и реформирования жилищной политики» согласованного проекта Коалиционного соглашения становится понятным, что к обсуждению предложенной 29 октября Блоком Петра Порошенко коалиционного соглашения были приобщены специалистов в сфере жилищно-коммунального хозяйства с Института местного развития и Реанимационного пакета реформ, которые разбираются в проблемах украинского ЖКХ значительно лучше, чем профильное Министерство.

В частности предлагается дальнейшее совершенствование деятельности объединения совладельцев многоквартирного дома, в том числе путем введения обязательности решений ОСМД для всех собственников в домах, где создано ОСМД, введения справедливого порядка определения голосов, принадлежащих каждому совладельцу, четкого закрепления ответственности владельцев относительно друг друга, ОСМД.

Также впервые на уровне политических партий, прошедших в новую Верховную Раду Украины, признано, что Закон Украины № 1198-VII «О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно усовершенствования расчетов за энергоносители» практически разрушил идею реформы ЖКХ, поэтому предлагается предоставление собственникам жилья в многоквартирных домах права самостоятельно выбирать форму получения услуг от естественных монополистов водоснабжения, водоотведения, теплоснабжения - или путем заключения прямых договоров с собственниками квартир или через управляющих жилья и отказ от вмешательства на государственном уровне в хозяйственную деятельность предприятий теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, в том числе отмена счетов со специальным режимом использования при условии стабилизации расчетов за энергоносители.

Читайте также: Украинцы определились с новым руководителем Минрегиона - опрос

Также среди первоочередных задач будущие участники коалиции видят принятие Закона об энергетической эффективности зданий, реализует требования Директив ЕС по энергетическим характеристикам зданий, в том числе в части установления минимальных требований к энергетической эффективности зданий, строительству зданий с почти нулевым уровнем потребления энергии, внедрения механизмов энергетической сертификации зданий, определения принципов государственной поддержки мероприятий по энергоэффективности.

Кроме этого, предлагается вернуть органам местного самоуправления полномочий устанавливать тарифы на вывоз твердых бытовых отходов и цены на тепловую энергию, произведенную из альтернативных источников энергии (до определенного объема производства), осуществление лицензирования субъектов производства тепловой энергии из альтернативных источников энергии местными государственными администрациями (до определенного объема производства).

В общем, обновленная и согласована Коалиционное соглашение оставляет менее негативное впечатление, чем предложенный Блоком Петра Порошенко проект Коалиционного соглашения от 29 октября. Да, есть недостатки и спорные вопросы, но прибавилось конкретики и профессионализма. Будем надеяться, что 66 страниц текста Коалиционного соглашения не останутся просто хорошим профессиональным документом - декларацией, а воплощаться в жизнь.

Реклама: КАСКО является добровольным видом страхования и у автовладельцев часто возникает потребность в оформлении прямо сейчас. На нашем сайте Вы всегда можете быстро заказать каско страхование на очень выгодных условиях.

 
Комментарии (2)
Sergiy2
18 ноября 2014 г. 11:03
Якщо коментар повний то тоді можливо в в проекті угоди відсутні наміри створення законодавчого механізму стимулювання енергоефективних заходів(ЕСКО) в усіх галузях економіки(зокрема в ЖКГ).Крім того необхідно брати зобовязання щодо приведення законодавства до директив ЄС(зокрема визначення теплової енергії та води товаром,енергетичних послуг, квартир в багатоквартирних будинках як домогосподарства та інше)
Андрій Осадчий2
18 ноября 2014 г. 12:25
Повний текст стосовно енерозбереження. 7. Підвищення енергетичної безпеки держави за рахунок енергоефективності, енергоощадності та розвитку альтернативної енергетики в житлово‐комунальній сфері 7.1. Прийняття Закону про енергетичну ефективність будівель, що реалізує вимоги Директив ЄС щодо енергетичних характеристик будівель, в тому числі в частині встановлення мінімальних вимог до енергетичної ефективності будівель, будівництва будівель з майже нульовим рівнем споживання енергії, запровадження механізмів енергетичної сертифікації будівель, визначення принципів державної підтримки заходів з енергоефективності; (1 кв 2015) 7.2. Створення механізму державної підтримки заходів з енергоефективності в житлових будинках та бюджетній сфері, в тому числі через спрямування на енергоефективність зекономлених коштів державного бюджету внаслідок зменшення споживання газу за рахунок здійснених інвестицій в енергоефективні заходи (револьверний механізм); (протягом 2015 року) 7.3. Залучення приватних інвестицій в підвищення енергетичної ефективності об’єктів державної та комунальної власності (школи, вузи, лікарні тощо), в тому числі створення правових підстав для розвитку механізмів енергосервісного підряду в бюджетній сфері, встановлення можливості укладання довгострокових договорів на продаж тепла, що вироблено з альтернативних джерел, для бюджетних установ; (2 кв 2015 року) 7.4. Надання органам місцевого самоврядування повноважень встановлювати ціни на теплову енергію, що вироблена із альтернативних джерел енергії (до певного обсягу виробництва), здійснення ліцензування суб’єктів виробництва теплової енергії із альтернативних джерел енергії місцевими державними адміністраціями (до певного обсягу виробництва). Залишення за національною комісією, що здійснює державне регулювання в сферах енергетики та комунальних послуг, повноважень з ліцензування виробників теплової енергії з альтернативних джерел та встановлення цін на таку енергію (вище певного обсягу виробництва); (2 кв 2015 року)