ГлавнаяПубликацииАналитикаКому субсидия «не светит»

Кому субсидия «не светит»

Громкие заявления политиков о том, что от высоких тарифов украинцев спасут субсидии — это теория. На практике многие владельцы квартир и домов рискуют оказаться «один на один» с коммунальными платежами или стать заложниками местных властей.

Скольким украинцам посчастливится получить субсидии после ожидаемого и неизбежного роста тарифов на жилищно-коммунальные услуги, не знает никто. Ясно одно — количество их потенциальных получателей резко возрастет. По словам Министра социальной политики Павла Розенко, уже сейчас в субсидиях нуждается не менее 3 миллионов семей, что в 3 раза больше количества семей, получивших субсидии в декабре. А уже в ближайшем будущем, по мнению Премьер-министра Арсения Яценюка, право на субсидии могут обрести 15-20 миллионов граждан, если цены на газ для населения повысятся до уровня рыночных, а дотирование государством «Нафтогаза» уменьшится со 110 млрд грн до 32 млрд грн. Как известно, об этом Премьер заявил во время презентации в парламенте госбюджета-2015. Однако серьезно рассчитывать на то, что каждый второй или каждый третий украинец получит субсидию, не стоит. 

Братья Гримм и другие

Предоставление субсидий — один из «столпов» социальной политики в Украине, поэтому в этой сфере привычны «игра на чувствах» и мифотворчество. Показательный случай произошел в 2011 году, когда экс-депутат Ирина Горина заявила, что субсидии выделены 30% граждан, хотя реально на тот момент государство помогало оплачивать коммуналку 1,3 миллионам семей (показатели на декабрь 2011 года), а за год субсидии были назначены 2 миллионам семей.
 
Впрочем, по примерам гадания на субсидиях не обязательно углубляться в прошлое. В начале октября 2014 года экс-Министр социальной политики Людмила Денисова, анонсируя последствия пересмотра правил выдачи субсидий, заявила о предстоящем повышении количества получателей на 600 тысяч — до 1,6 миллионов семей. Откуда взялся исходный миллион — загадка: по данным Госстата, в декабре 2013 года субсидии в Украине получали 1,27 миллиона семей, в сентябре 2014 года — всего 454 тысячи. 
 
 
Тем не менее, прогноз сбылся — только наоборот. В декабре 2014 года общее количество получателей субсидий достигло искомого миллиона семей. 

Магия чисел

Заявление о возможном предоставлении субсидий 20 или даже 10 миллионам граждан — тоже «магия чисел», для практического воплощения которой аудиторию получателей помощи нужно расширить более чем в 3-5 раз. «Боливар» украинской экономики такой груз может не потянуть. 
 
С другой стороны, если 80 млрд грн дотаций «Нафтогаза» переложить на плечи населения, вовсе не факт, что в бюджете удастся наскрести эту сумму для финансирования субсидий. И не факт, что с таким расходованием бюджетных средств согласится МВФ. 
 
Вместе с тем, 80 млрд грн — это около 1,9 тыс. грн в год на одного жителя Украины или 160 грн в месяц. Повышение значительное, но вот приведет ли оно к тому, что в дополнение к теперешним 1,5 миллионам семей еще 6 миллионов семей обретут и сумеют воспользоваться правом на получение субсидии — вопрос. 
 
И дело тут не только в уровне доходов населения. Положением о порядке назначения и предоставления населению субсидий установлен целый ряд оснований для отказа в государственной помощи. Соблюсти все требования может далеко не каждая семья. Поэтому не исключено, что резкое увеличение количества «соискателей» субсидий приведет, как минимум, к пропорциональному увеличению количества отказов. Но возможно и значительное увеличение доли отказников. Прецеденты уже были, как в масштабе отдельных регионов, так и в общегосударственном масштабе. По данным Госстата, в 2010 году государство отказало в предоставлении субсидий 21,7% заявителей — каждой пятой семье, при этом в Одесской области фактически каждом второму: субсидии получили лишь 57,6% заявителей. 

Эволюция ограничений

В настоящее время «отказной» перечень состоит из шести пунктов. Это — результат пятнадцатилетней эволюции и ужесточения условий предоставления помощи. 
 
В 1995 году, когда в Украине были введены субсидии, причин для отказа существовало лишь три — высокий доход семьи, долг по оплате жилищно-коммунальных услуг и наличие в семье «тунеядцев» — работоспособных граждан, более 3 месяцев нигде не работающих и не состоящих на учете в службе занятости. В 2000 году Кабмин ввел три дополнительных ограничения, а в 2009 году — еще два. 
 
Среди всех запретов на назначение субсидии самый «безобидный» — сдача жилья в аренду. Это— дополнительный доход, к тому же в большинстве случаев оплата коммунальных услуг возлагается на арендаторов. Поэтому резон в «арендном» ограничении есть. Однако недостатка не лишен даже он. Действующая норма, автоматически отсекая арендодателей от субсидий, не способствует легализации доходов от аренды. А распространяется она на всех владельцев-совладельцев и всех лиц, зарегистрированных по месту расположения жилья. Поэтому на практике возможны вариации: отказ в предоставлении субсидии, даже если квартира сдана в аренду родственником и по другому адресу. 
 
Своя логика есть и в непредоставлении субсидий на содержание жилья, в котором «прописаны» безработные, не имеющие официального статуса, — борьба с теневой занятостью и сокрытием доходов. По действующим правилам, для получения субсидии нужно задекларировать полученные доходы и подать подтверждающую справку. Гражданам, которые не работают и не состоят на учете в центре занятости, документально подтвердить свой «безденежный» статус не могут.
 
Проблема в том, что отсутствие работы и статуса безработного — часто вынужденная ситуация. Например, в селах, где рабочих мест мало, а центр занятости — за тридевять земель. Как следствие, некоторые семьи теряют право на субсидию по не зависящим от них обстоятельствам. Проще говоря, ущемляются в правах.
 
Вместе с тем, наличие неработающего члена семьи уже много лет — одна из основных причин отказа в предоставлении субсидии.

Когда мопед не в радость

Однако по-настоящему спорных оснований для отказа в государственной помощи три: наличие «лишней» недвижимости, движимости и дорогих вещей.
 
Субсидия не предоставляется семьям, которые владеют или пользуются несколькими объектами недвижимости, общий метраж которых превышает размер социальной нормы. По сути, это означает, что любой одинокий гражданин, владеющий более чем одним объектом недвижимости, лишен права на субсидию. Даже если это однокомнатная квартира и ветхий домик в деревне, так как социальная норма для семьи из одного человека — всего 48,87 кв. м. И, опять-таки, возможны вариации, так как ограничение распространяется не только на лиц, зарегистрированных в жилом помещении и его владельцев-совладельцев, но и на супругов и несовершеннолетних детей. Так что отдельное проживание ребенка даже в «чужой» квартире может быть расценено как основание для отказа в субсидии. А многие семьи вынужденных переселенцев и после регистрации по новому месту жительства формально не имеют права на субсидию, так как на них «висит» брошенное жилье. 
 
 
Похожая ситуация и с движимостью. Владение двумя или более транспортными средствами, подлежащими государственной регистрации — прямое основание для отказа в субсидии. Дело в том, что обязательной регистрации подлежат не только автомобили, но и мотоциклы, прицепы, полуприцепы, мотоколяски и мопеды — согласно Постановлению Кабмина от 7 сентября 1998 года №1388. Поэтому даже наличие в семье двух мопедов — серьезный фактор риска. 
 
Оставшиеся две причины для отказов — покупка дорогих вещей на сумму свыше 9,5-12 тыс. грн (10 прожиточных минимумов) и выявление незадекларированных доходов при избирательном обследовании материально-бытовых условий домохозяйства. У каждого из этих ограничений — свои «сюрпризы». Так, в субсидии могут отказать, если при обследовании жилья чиновники решат, что семью кормит трактор или микроавтобус, а домашняя птица или скот содержатся для продажи. Печально для соискателя субсидии может закончиться и ремонт автомобиля или квартиры, покупка бытовой техники, оплата обучения или услуг мобильной связи и даже оплата коммунальных услуг — если они не вписываются в социальные нормы и установленный лимит стоимости в 10 прожиточных минимумов. Поэтому возможностей для неоднозначной трактовки ограничений — более чем достаточно. 
 
Нельзя не упомянуть и о нормативных коллизиях. Так, в Методике предоставления населению жилищных субсидий до сих пор прописано, что субсидии предоставляются только собственникам приватизированных квартир, хотя в Положении о порядке назначения и предоставления субсидий этой нормы уже нет, а с октября для получения права на субсидию достаточно зарегистрироваться в жилье и открыть лицевой счет. 
 
Одним словом, получить субсидию — не всегда простая задача. Правда, местные власти наделены правом игнорирования существующих ограничений и выделения субсидий семьям, которым помощь не положена — но лишь «как исключение» и «исходя из конкретных обстоятельств». К сожалению, реалии таковы, что исключений требуется столько, что из них впору составить новые правила.
 
Валентин Хорошун, специально для ИА «Украина Коммунальная»
 

 

Реклама: Вам нужен качественный Ивановский домашний трикотаж по невысоким ценам? По этой ссылке - недорогой интернет магазин трикотажа Иваново в розницу от компании «Постель Иваново». На сайте posteliv.ru большой выбор домашней одежды для всей семьи – это пижамы, сорочки, пеньюары, халаты и платья. Если у вас возникнут трудности с выбором размера, то менеджеры сайта, обязательно вам помогут!

 
Комментарии (1)
Коля Пухов
10 февраля 2015 г. 21:35
Людина звільнена з роботи з державної установи за п.1 ст.40 КЗпП за розпорядженням державних органів про "ліквідацію" цієї установи і не працевлаштована, тобто не має ніякого доходу саме з ініціативи держави. "Ліквідована " держустанова лише змінила код ЄДРПОУ, робоче місце звільненого працівника не скорочувалось. Більш того, на це робоче місце був прийнятий пенсіонер. Рік перебування на обліку у центрі зайнятості не дав позитивного результату. Тепер, у 2015 році, у наданні житлової субсидії цій людині відмовляють, тому що вона не працює. На усі доводи і докази, що вона не працює за розпорядженням державних органів ( тобто, фактично держава вирішила, щоб ця людина не працювала), можна почути роз"яснення посадовців, що це не має ніякого значення. Отже, не працює -- значить субсидії немає. Тоді ця людина звертається по так звану компенсацію, але ті самі посадовці рахують, що вона має дохід на рівні прожиткового мінімуму, тобто 1218 грн. на місяць, тобто, компенсації також немає. Виходить, що держава фактично забрала у цієї людини засоби існування, але на папері приписує їх наявність. Пропоную усім звільненим з роботи у період 2011-2013 років у зв"язку з так званими "ліквідаціями" державних установ та досі не працевлаштованим присвоїти статус "вимушено непрацюючої особи" та звільнити таких осіб від сплати за комунальні послуги.