ИНФОГРАФИКА:
Опалювальний сезон у Євросоюзі
Як Україна пройшла найважчий в історії опалювальний сезон
Яка мінімальна температура у приміщеннях у країнах Європи
Роз'яснення, як оплачувати комуналку під час війни
Что делать, если дома холодные батареи
Состояние инфраструктуры «Укрзализныци»
Перечень льгот на ЖКУ, предусмотренных для участников боевых действий
Какие нормативы используются при расчете субсидии
Как рассчитывается жилищная субсидия и кому предназначается
Сколько лет должно служить дом, лифт или самолет
Производство электроэнергии из ВИЭ
Коммунальное хозяйство - ни украсть, ни покараулить
«Несерьезные» итоги 2021 года
Несоответствие государственным стандартам теплосчетчиков «Семпал» официально подтверждено
Почему украинские коммунальщики закупают счетчики пророссийского производителя?
Среди предприятий жилищно-коммунального хозяйства Украины особый статус имеют предприятия, основанные на совместной собственности территориальных громад сел, поселков и городов, проще говоря, областные коммунальные предприятия. Их учредителями являются не муниципалитеты, как обычно, а областные советы как коллегиальные органы местного самоуправления. Через системный кризис в области жилищно-коммунального хозяйства и безудержного желания каждого поселкового или сельского совета контролировать финансовые потоки коммунальных предприятий, что называется «без посторонних лиц», таких областных коммунальных предприятий в настоящее время осталось не много - КП «Облводоканал» Запорожского областного совета, РОВКП ВКХ «Ровнооблводоканал», КП Полтавского областного совета «Полтававодоканал», ПОВКПТГ «Полтаватеплоэнерго» и другие.
Особый статус этих коммунальных предприятий определяется тем, что львиную долю территории, на которых они предоставляют коммунальные услуги, составляют крупные города-областные центры, жители которых обеспечивают почти 90% поступлений средств за потребленные коммунальные услуги, тогда как процент реализации коммунальных услуг жителям собственно сел, поселков и небольших районных областных центров едва равна 10% от объема общей реализации услуг областных коммунальных предприятий.
Несмотря на то, что крупные города - областные центры почти на 100% формируют доходы областных коммунальных предприятий, налог на прибыль, другие обязательные платежи, а также средства, полученные от сдачи коммунального имущества в аренду, областные коммунальные предприятия платят не в бюджет города, играет главную роль в формировании доходов самого предприятия, а в соответствующий областного бюджета.
Читайте также: Повышение тарифов пресечет долги водоканалов
Именно на территории городов - областных центров проходит большинство магистральных трубопроводов областных водоканалов и теплокоммунэнерго, которые относятся к областной коммунальной собственности, происходит львиная доля аварийных ситуаций, порывов, утечек воды и теплоносителя, от этого страдают жители прежде всего областных центров .
Недовольство пострадавших жителей впоследствии перевоплощается в сотни и тысячи жалоб в городские советы областных центров, в ответ лишь разводят руками от бессилия, мол «Как тут поможешь? Магистральные трубопроводы не наши, значит, средств из городского бюджета на ремонт этих труб выделить не можем, хотя и находятся они на территории города». У рядового потребителя от таких отписок и алогичных формулировок начинается головокружение. «Как так? Трубы на территории города, а городской совет не может финансировать их ремонт. Может ли такое может быть?!».
Не только может быть, но и так оно и есть. Действующее законодательство Украины, в частности ч.2. ст. 85 Бюджетного кодекса Украины запрещает планировать и осуществлять расходы, не отнесенные к местным бюджетам этим Кодексом, а также осуществлять в течение бюджетного периода расходы на содержание бюджетных учреждений одновременно из разных бюджетов. Это означает, что предприятие, основанное на совместном имуществе территориальных общин сел, поселков и городов соответствующей области, может получить средства на реконструкцию аварийных сетей водоснабжения, водоотведения, теплоснабжения только из соответствующего областного бюджета. Городскому бюджету соответствующего областного центра, где в большинстве своем потребляют за платят за коммунальные услуги, предоставленные областным коммунальным предприятием, Бюджетным кодексом Украины такое финансирование категорически запрещено.
В силу этого запрета финансирования одновременно из разных бюджетов одного учреждения для областных коммунальных предприятий почти теряет смысл норма ч. 3 ст. 40 Закона Украины «О регулировании градостроительной деятельности» о долевом участии заказчика в развитии инфраструктуры населенного пункта, ведь соответствующие городские советы, которые являются распорядителями средств, поступающих от застройщиков как долевое участие в развитии инфраструктуры населенного пункта в бюджет развития города, не имеют возможности финансировать модернизацию и реконструкцию сетей водоснабжения и теплоснабжения, которые находятся на балансе областных коммунальных предприятий, и это является реальной проблемой, ведь предприятия находятся в тяжелом финансовом состоянии и не в состоянии осуществлять необходимые текущие ремонты, не говоря уже о капитальных ремонтах или хотя бы реконструкции сети.
«С введением в действие нормы об обязательной долевое участие заказчика в развитии инфраструктуры населенного пункта и учитывая достаточно мощные темпы строительства жилья в городе КП «Полтававодоканал» надеялся на выделение городским советом средств хотя бы на изготовление проектно-сметной документации на реконструкции водопроводных сетей», - делится мыслями начальник ПТО КП «Полтававодоканал» Евгений Забышный. Однако не тут то было. Так что магистральные сети предприятия находятся в областной коммунальной собственности, Полтавский городской совет не может выделить средств на финансирование изготовления проектов. На сегодня проекты реконструкции сетей, которые находятся в г. Полтаве, заказываются Управлением капитального строительства горсовета, а после их изготовления через областной совет передаются в уставный капитал КП «Полтававодоканал» в виде нематериального актива. На такую передачу уходит по 2-3 месяца, ведь такая процедура такой передачи крайне забюрократизирована. Такая потеря времени оборачивается еще большими авариями на сетях и провалами канализационных коллекторов» - резюмирует Евгений Забышный.
Читайте также: Как вода превращается в нечистоты
«Несмотря на все недостатки и противоречия отечественного законодательства, руководству предприятия, руководителям области и города просто необходимо искать компромиссы за столом переговоров и находить возможности для финансирования областного водоканала в вопросе осуществления реконструкции сетей и обновления технического парка - уверен главный инженер РОВКП ВКХ «Ровнооблводоканал» Анатолий Чабан. Есть специальный экологический фонд городского бюджета Ровно, являются средства бюджета развития, и они должны направляться на нужды водопроводно - канализационного хозяйства, ведь почти 80% наших потребителей - жители областного центра. Поэтому несмотря на все запреты бюджетного законодательства, «Ровнооблводоканал» получает хотя и не большое, но все же финансирование на реконструкцию и ремонт сетей от Ровенского городского совета».
«У меня в бюджете развития поселка в 2012 году остались неиспользованными почти 300 тыс. грн, которые мы планировали расходывать на изготовление проектной документации на реконструкцию сетей водоснабжения, которые мы общиной в 2009 году передали на баланс КП «Полтававодоканал» - рассказывает поселковый голова Машевка, что в Полтавской области, Николай Кравченко. Однако, казначейство ссылаясь на ст. 85 Бюджетного кодекса Украины отказало нам в проплате таких работ, так как сети водоснабжения, находящихся в с. Машевка, является областной коммунальной собственностью. Вместе с тем разъяснили, что за эти средства можно изготовить проект только на капитальное строительство новых сетей водоснабжения, но тех денег не хватило бы даже на 30% предоплаты проектной организации, ведь капитальное строительство - дело затратное. Так и остались эти средства неиспользованными, а жаль, ведь сети не в лучшем состоянии».
Так и решают свои проблемы областные коммунальные предприятия - кто-то вынужден искать пробелы и лазейки в отечественном в законодательстве, находясь на грани правонарушения бюджетного законодательства кто-то вынужден воевать, как с воздушными мельницами, с бюрократическими процедурами чиновничьего аппарата, и все через один непутевый абзац несовершенной нормы статьи Бюджетного кодекса. Неужели действительно же мы и дальше будем жить по принципу, который точно описал один из героев фильма «12» Никиты Михалкова «Закон мертв. В нем ничего личного имеется. Русский человек без личного отношения - пустоцвет. Ни украсть, ни покараулить». Если да, тогда очень жаль...