ГлавнаяПубликацииАналитикаКоммунальное хозяйство - ни украсть, ни покараулить

Коммунальное хозяйство - ни украсть, ни покараулить

Именно на территории областных центров проходит большинство магистральных трубопроводов областных водоканалов и теплокоммунэнерго, на которых происходит львиная доля аварийных ситуаций.

Среди предприятий жилищно-коммунального хозяйства Украины особый статус имеют предприятия, основанные на совместной собственности территориальных громад сел, поселков и городов, проще говоря, областные коммунальные предприятия. Их учредителями являются не муниципалитеты, как обычно, а областные советы как коллегиальные органы местного самоуправления. Через системный кризис в области жилищно-коммунального хозяйства и безудержного желания каждого поселкового или сельского совета контролировать финансовые потоки коммунальных предприятий, что называется «без посторонних лиц», таких областных коммунальных предприятий в настоящее время осталось не много - КП «Облводоканал» Запорожского областного совета, РОВКП ВКХ «Ровнооблводоканал», КП Полтавского областного совета «Полтававодоканал», ПОВКПТГ «Полтаватеплоэнерго» и другие.

Особый статус этих коммунальных предприятий определяется тем, что львиную долю территории, на которых они предоставляют коммунальные услуги, составляют крупные города-областные центры, жители которых обеспечивают почти 90% поступлений средств за потребленные коммунальные услуги, тогда как процент реализации коммунальных услуг жителям собственно сел, поселков и небольших районных областных центров едва равна 10% от объема общей реализации услуг областных коммунальных предприятий.

Несмотря на то, что крупные города - областные центры почти на 100% формируют доходы областных коммунальных предприятий, налог на прибыль, другие обязательные платежи, а также средства, полученные от сдачи коммунального имущества в аренду, областные коммунальные предприятия платят не в бюджет города, играет главную роль в формировании доходов самого предприятия, а в соответствующий областного бюджета.

Читайте также: Повышение тарифов пресечет долги водоканалов

Именно на территории городов - областных центров проходит большинство магистральных трубопроводов областных водоканалов и теплокоммунэнерго, которые относятся к областной коммунальной собственности, происходит львиная доля аварийных ситуаций, порывов, утечек воды и теплоносителя, от этого страдают жители прежде всего областных центров .

Недовольство пострадавших жителей впоследствии перевоплощается в сотни и тысячи жалоб в городские советы областных центров, в ответ лишь разводят руками от бессилия, мол «Как тут поможешь? Магистральные трубопроводы не наши, значит, средств из городского бюджета на ремонт этих труб выделить не можем, хотя и находятся они на территории города». У рядового потребителя от таких отписок и алогичных формулировок начинается головокружение. «Как так? Трубы на территории города, а городской совет не может финансировать их ремонт. Может ли такое может быть?!».

Не только может быть, но и так оно и есть. Действующее законодательство Украины, в частности ч.2. ст. 85 Бюджетного кодекса Украины запрещает планировать и осуществлять расходы, не отнесенные к местным бюджетам этим Кодексом, а также осуществлять в течение бюджетного периода расходы на содержание бюджетных учреждений одновременно из разных бюджетов. Это означает, что предприятие, основанное на совместном имуществе территориальных общин сел, поселков и городов соответствующей области, может получить средства на реконструкцию аварийных сетей водоснабжения, водоотведения, теплоснабжения только из соответствующего областного бюджета. Городскому бюджету соответствующего областного центра, где в большинстве своем потребляют за платят за коммунальные услуги, предоставленные областным коммунальным предприятием, Бюджетным кодексом Украины такое финансирование категорически запрещено.

В силу этого запрета финансирования одновременно из разных бюджетов одного учреждения для областных коммунальных предприятий почти теряет смысл норма ч. 3 ст. 40 Закона Украины «О регулировании градостроительной деятельности» о долевом участии заказчика в развитии инфраструктуры населенного пункта, ведь соответствующие городские советы, которые являются распорядителями средств, поступающих от застройщиков как долевое участие в развитии инфраструктуры населенного пункта в бюджет развития города, не имеют возможности финансировать модернизацию и реконструкцию сетей водоснабжения и теплоснабжения, которые находятся на балансе областных коммунальных предприятий, и это является реальной проблемой, ведь предприятия находятся в тяжелом финансовом состоянии и не в состоянии осуществлять необходимые текущие ремонты, не говоря уже о капитальных ремонтах или хотя бы реконструкции сети.

«С введением в действие нормы об обязательной долевое участие заказчика в развитии инфраструктуры населенного пункта и учитывая достаточно мощные темпы строительства жилья в городе КП «Полтававодоканал» надеялся на выделение городским советом средств хотя бы на изготовление проектно-сметной документации на реконструкции водопроводных сетей», - делится мыслями начальник ПТО КП «Полтававодоканал» Евгений Забышный. Однако не тут то было. Так что магистральные сети предприятия находятся в областной коммунальной собственности, Полтавский городской совет не может выделить средств на финансирование изготовления проектов. На сегодня проекты реконструкции сетей, которые находятся в г. Полтаве, заказываются Управлением капитального строительства горсовета, а после их изготовления через областной совет передаются в уставный капитал КП «Полтававодоканал» в виде нематериального актива. На такую передачу уходит по 2-3 месяца, ведь такая процедура такой передачи крайне забюрократизирована. Такая потеря времени оборачивается еще большими авариями на сетях и провалами канализационных коллекторов» - резюмирует Евгений Забышный.

Читайте также: Как вода превращается в нечистоты

«Несмотря на все недостатки и противоречия отечественного законодательства, руководству предприятия, руководителям области и города просто необходимо искать компромиссы за столом переговоров и находить возможности для финансирования областного водоканала в вопросе осуществления реконструкции сетей и обновления технического парка - уверен главный инженер РОВКП ВКХ «Ровнооблводоканал» Анатолий Чабан. Есть специальный экологический фонд городского бюджета Ровно, являются средства бюджета развития, и они должны направляться на нужды водопроводно - канализационного хозяйства, ведь почти 80% наших потребителей - жители областного центра. Поэтому несмотря на все запреты бюджетного законодательства, «Ровнооблводоканал» получает хотя и не большое, но все же финансирование на реконструкцию и ремонт сетей от Ровенского городского совета».

«У меня в бюджете развития поселка в 2012 году остались неиспользованными почти 300 тыс. грн, которые мы планировали расходывать на изготовление проектной документации на реконструкцию сетей водоснабжения, которые мы общиной в 2009 году передали на баланс КП «Полтававодоканал» - рассказывает поселковый голова Машевка, что в Полтавской области, Николай Кравченко. Однако, казначейство ссылаясь на ст. 85 Бюджетного кодекса Украины отказало нам в проплате таких работ, так как сети водоснабжения, находящихся в с. Машевка, является областной коммунальной собственностью. Вместе с тем разъяснили, что за эти средства можно изготовить проект только на капитальное строительство новых сетей водоснабжения, но тех денег не хватило бы даже на 30% предоплаты проектной организации, ведь капитальное строительство - дело затратное. Так и остались эти средства неиспользованными, а жаль, ведь сети не в лучшем состоянии».

Так и решают свои проблемы областные коммунальные предприятия - кто-то вынужден искать пробелы и лазейки в отечественном в законодательстве, находясь на грани правонарушения бюджетного законодательства кто-то вынужден воевать, как с воздушными мельницами, с бюрократическими процедурами чиновничьего аппарата, и все через один непутевый абзац несовершенной нормы статьи Бюджетного кодекса. Неужели действительно же мы и дальше будем жить по принципу, который точно описал один из героев фильма «12» Никиты Михалкова «Закон мертв. В нем ничего личного имеется. Русский человек без личного отношения - пустоцвет. Ни украсть, ни покараулить». Если да, тогда очень жаль...

 
Комментарии (0)