ГлавнаяПубликацииТеплоэнергетикаТепловые сети диктуют правила

Тепловые сети диктуют правила

Минрегион предложил единый алгоритм присоединения к тепловым сетям, а также предлагает установить процедуру закупки тепловой энергии на конкурентной основе.

Странная ситуация сложилась в коммунальной сфере Украины, в частности, в теплоснабжении. Странная, в первую очередь, тем, что процедура проведения конкурса на закупку тепловой энергии в теплогенерирующих организаций не урегулирована. 

Казалось бы, в стране с рыночными отношения должно быть право выбирать самый выгодный вариант. Именно поэтому Министерстве регионального развития, строительства и ЖКХ разработали проект правительственного постановления, которым предлагаются изменения в действующие с октября 2007 года «Правил пользования тепловой энергией». Это постановление, в случае утверждения, должна урегулировать процедуру проведения конкурса на закупку тепловой энергии в теплогенерирующих организаций, присоединенные к магистральным или местным тепловым сетям теплоснабжающей или теплотранспортирующей организации. Документом также предусматривается установление процедуры закупки тепловой энергии от теплогенерирующих организаций на конкурентных началах.

Вместе с тем, кардинальных изменений проект не предусматривает. В частности, понятие теплоснабжающие организации расширяется и заменено на более логическое понятие теплогенерирующие, теплотранспортирующие, теплоснабжающие организациями. Но, документом определено, что именно теплогенеруююча организация должна платить за присоединение к магистральным или местным тепловым сетям теплоснабжающей или теплотранспортирующей организации. Также определен период в течение, которого исполнительный орган местной власти должен обеспечить организацию конкурса на закупку тепловой энергии. Это 30 дней с момента получения обращения в теплогенерирующей организации о желании начала поставки тепловой энергии в тепловую сеть. Срок действия договора на закупку тепловой энергии не может быть короче чем 1 год.

Читайте также: Борьба за тепло

Если теплогенерирующие организации при участии в конкурсе предлагают разные цены на тепловую энергию, то победителем становится та организация, которая предложила наименьшую цену. Если теплогенерирующие организации предлагают одинаковые цены на тепловую энергию, то предпочтение отдается закупки тепловой энергии из возобновляемых источников энергии или отходов, затем избыточной тепловой энергии производственных циклов промышленных предприятий, затем тепловой энергии когенерационных установок, в последнее тепловой энергии из природного газа, твердого топлива и других источников энергии. И соответственно, если условия одинаковые, то предпочтение отдается организации, предлагает больший срок поставки.

Однако участники рынка такие инициативы не одобряют. «Если говорить о централизованное теплоснабжение, то сегодня процедура конкурса вообще не нужна. Потому что у нас тарифы регулирует Нацкоммуслуг и у потребителя фактически нет выбора, кроме выбрать монополиста теплокоммунэнерго с установленным тарифом. Если брать другие государства, скажем, Швецию, где в одну систему централизованного теплоснабжения входит тепловая энергия нескольких производителей, там - это целесообразно. В нашем государстве этого еще нет», - отметил директор КП «Уманьтеплокоммунэнерго» Вячеслав Коваль. «Сегодня такие нормы носят, скорее, теоретический характер. Поскольку говорить о какой-то конкуренции в условиях естественной монополии достаточно сложно, - отметил генеральный директор ОКПП «Полтаватеплоэнерго» Владимир Чернявский. - Для высокого уровня централизации теплоснабжения теоретический выбор между одним или другим производителем может иметь место. В случае нашего предприятия, где уровень централизации достаточно невысок, это трудно представить».

Кроме того, наряду с традиционной тепловой энергетикой, т.е. централизованным теплоснабжением, на рынок выходят многие структуры, в том числе частных, производящих нетрадиционное тепло: «В Умани уже одна пиролизная котельная смонтирована, и ее обслуживание и стоимость гигакалории намного ниже, чем в централизованном теплоснабжении. Поэтому потребитель имеет право выбора, где закупать тепловую энергию», - пояснил господин Коваль.

Однако ожидать быстрого применения документа не стоит. Ведь проект постановления должен пройти согласование с Минэнергоугля, Минэкономразвития, Минфином, Нацкомпослуг, Госпредпринимательства, Минюстом.

Читайте также: Для кого тепло стоит дороже?

Достаточно непонятным является авторство проекта постановления, ведь сфера теплоснабжения, в том числе, правила присоединения к сетям, должна регулироваться Нацкомиссией, осуществляющий госрегулирование в сфере коммунальных услуг (Нацкомпослуг). Коллизия заключается в том, что за Хозяйственным кодексом Минрегион законно стал автором. Поэтому следует ожидать возникновения проблем в решении вопросов регулирования сферы использования тепловой энергии.

Стоит сказать о еще один важный документ. В частности, недавно Нацкомпослуг утвердила «Правила присоединения к тепловым сетям».

Ранее отношения между владельцами тепловых сетей и юридическими или физическими лицами, которые хотели присоединиться, оставались неурегулированными. Собственно, отсутствовали порядок и правила приема построенных объектов и оборудования в уже существующих сетей. Эта ситуация была неудобной, как для предприятий теплокоммунэнерго, так и для владельцев новостроек. Принятые Правила устанавливают единую процедуру присоединения к тепловым сетям законченных строительством, реконструированных, технически переоснащенных теплоиспользуемого установок. Также документом утверждены типовые формы договора о присоединении.

По мнению ряда экспертов, типичная сделка должна укладываться между исполнителем услуги и поставщиком тепла. «Если строится сегодня новый жилой дом, то безусловно прежде всего должно быть создано ОСМД. Потому что ЖЭКи сегодня свое уже отжили. И если это новый дом, то типичный договор должен заключать ОСМД и теплокоммунэнерго. И тогда уже ОСМД, имея счетчик, должно распределять тепло по квартирам. Это мое видение. Есть договор между теплокоммунэнерго и населением не должно быть, в данном случае», - отметил господин Коваль.

Эксперты уверены, что введение в действие Правил способствовать установлению последовательного и четкого порядка присоединения к тепловым сетям, защиты прав и интересов потребителей тепловой энергии, а также повышению взаимной ответственности владельца тепловых сетей и заказчика. «Согласно новым Правилам, присоединения к тепловым сетям будет осуществляться владельцем сетей и заказчиком на основании Типового договора. В Договоре обязательно должны быть предусмотрены обязательства собственника по осуществлению присоединения объекта и обязательства заказчика по подготовке объекта к присоединению и осуществления оплаты за присоединение», - объясняют в Нацкоммуслуг.

Читайте также: Новая политика тарифов ЖКХ: «за» и «против»

Однако есть другая проблема, а именно, создание систем автономного и индивидуального отопления, игнорируя централизованное отопление и, соответственно, присоединение к его сетям. «Что касается Полтавы, как областного центра, могу сказать увы несколько последних лет жилищного строительства показали, что в подавляющем большинстве случаев, эти многоэтажные дома строятся в лучшем случае с автономным теплоснабжением, есть крышные котельные, а в худшем - с индивидуальной системой отопления . По моему мнению, это мина замедленного действия, и для жителей и для города в целом. Потому что сейчас ситуация такова, что, к сожалению, ни мы, ни любая другая инстанция не имеет полномочий проконтролировать качество и правильность установки такого оборудования или принадлежности эксплуатации такого оборудования в домах или квартирах», - подчеркивает Владимир Чернявский.

Согласно документу, присоединение объекта заказчика к тепловым сетям должно проходить несколько обязательных этапов. В частности, представления заказчиком заявления владельцу о присоединении объекта к тепловым сетям, получение технических условий на присоединение (подключение), заключения заказчиком и владельцем Договора о присоединении объекта к тепловым сетям, разработка и согласование проектной документации для присоединения объектов к тепловым сетей, оплата заказчиком владельцу стоимости присоединения согласно условиям Договора о присоединении, выполнение сторонами обязательств, в частности по осуществлению мероприятий по присоединению объекта к тепловым сетям, получения Акта готовности объекта к присоединению, выполнения сторонами других обязательств, предусмотрены условиями Договора, подписания сторонами других документов, предусмотренных законодательством в сфере градостроительной деятельности.

В результате вступления в силу, безусловно, важными документами ситуация будет урегулирована. Однако насколько это будет полезным для каждого отдельного предприятия, потребителя и государства в целом остается.

 
Комментарии (0)