ГлавнаяПубликацииТарифы ЖКХНовая политика тарифов ЖКХ: «за» и «против»

Новая политика тарифов ЖКХ: «за» и «против»

Предприятиям ЖКХ предложено стимулирующее регулирование ценообразования на услуги. Необходимо более детально разобраться, как RAB-метод изменит структуру работы отрасли ЖКХ, и чем грозит его введение для бытовых потребителей.

В Украине введен механизм, который должен способствовать выведению финансово-экономических показателей тепло- и водоснабжающих предприятий из состояния убыточности. Для этого отраслевой регулятор – Национальная комиссия, осуществляющая госрегулирование в сфере коммунальных услуг – на последнем заседании 2 ноября утвердила новые методики тарифообразования на транспортировку тепловой энергии и централизованное водоснабжение и водоотведение. То есть, предприятиям ЖКХ предложено стимулирующее регулирование ценообразования на услуги.

Такой механизм широко применяется в мировой практике и известен среди западных экономистов как метод RAB (Regulatory Assets Base). Он предполагает использование регуляторной базы активов сетевых компаний или предприятий- естественных монополистов при расчете стоимости их услуг. Проще говоря, новый метод регулирования тарифообразования позволит компаниям получать доход на инвестированный капитал (будь-то прямые инвестиции или заемные средства), вкладывать его в снижение энергопотребления, и главное, сэкономленные средства, то есть прибыль компании будет оставаться в ее распоряжении.

Читайте также: Тарифы взяли в RABство

«У.К.» не единожды писала о стимулирующем регулировании. Но все же стоит более детально разобраться как RAB – метод изменит структуру работы отрасли ЖКХ, и, чем чревато его введение для бытовых потребителей.

Весомые аргументы

Экономических оснований для изменения «правил игры» для участников жилищно-коммунальной отрасли более, чем достаточно. В принципе в Украине сложилась парадоксальная ситуация, когда естественные монополии, на услуги которых всегда есть стабильный спрос (тепло, вода, газ и электричество всегда нужны потребителям), оказались убыточными. Причины стоит искать в методах государственного регулирования стоимости коммунальных услуг. Учитывая, что стоимость энергоносителей определяется рыночными принципами, государство вынуждено сдерживать рост коммунальных тарифов для населения. Для этого, теплоснабжающим предприятиям позволено покупать природный газ для поставки тепла населению (его доля в тарифах на тепловую энергию занимает до 53%) по дисконтной цене – 1309 грн за тысячу кубометров, тогда как рыночная стоимость за тысячу кубометров голубого топлива составляет 4700 грн. При этом предприятия теплогенерации и теплоснабжения не могут отобразить в тарифе и эту  заниженную цену газа – в тариф закладывается 686 грн/тыс.куб.м.

В результате крупнейший потребитель теплоэнергетических компаний – население – рассчитывается за предоставленные услуги по тарифам, которые в среднем по стране покрывают лишь 74% их себестоимости. Аналогичная ситуация происходит и в сфере водоснабжения, где затраты на электроэнергию окупаются лишь на 69%. Таким образом, несмотря на то, что государство ежегодно тратит многомиллиардные суммы на компенсацию предприятиям ЖКХ тарифной разницы (в госбюджете на 2012 год заложено 6,9 млрд грн, и в ближайшей перспективе эта статья расходов будет увеличена на 2,2 млрд грн) их убытки растут как на дрожжах. К октябрю отрицательные финансово-экономические показатели превысили 4 млрд грн, а кредиторская задолженность достигла отметки в 20,5 млрд грн, из которых 70% - долги за энергоносители.

Законодательные основы для введения стимулирующего регулирования заложены в законе №4998-VI, которым внесены изменения в базовый закон «О естественных монополиях». Новый документ был подписан Президентом в июле текущего года.

Зрят в корень

Оздоровление отрасли национальный регулятор видит, прежде всего, в изменении методик формирования тарифов. Действующая формула «затраты плюс рентабельность», не стимулируют предприятия к инвестированию средств в энергосбережение. «Получается, что чем выше уровень затрат, тем выше уровень рентабельности. Соответственно, у предприятия отсутствуют какие-либо стимулы для снижения доли операционных затрат, - разъясняет директор Департамента стратегического планирования и развития в сфере коммунальных услуг Нацкоммуслуг Дмитрий Арлачев. – Для изменения ситуации в сегменте естественных монополий необходимо создать искусственную основу для конкуренции, то есть, вводить так называемого виртуального участника рынка, что станет стимулом к сокращению уровня затрат для всех игроков отрасли».

RAB-метод повлияет и на изменение работы самого регулятора. Нацкоммуслуг придется отказаться от полного нормирования работы предприятий и перейти на новый регуляторный режим. То есть, тарифы для предприятий, имеющих лицензию на транспортировку тепловой энергии и предоставлению услуг централизованного водоснабжения и водоотвода, будут устанавливаться на долгосрочный регуляторный период. Первый такой период составит 3 года, последующие - 5 лет. Кроме того, комиссия откажется от жесткого ограничения рентабельности компаний, и будет устанавливать требования к уровню доходности. Сейчас предприятия-лицензиаты могут заложить в тариф не более 3% прибыли. Новая методика формирования тарифов позволит лицензиату получать доход на инвестированный капитал, при этом пропорциональная связь между прибылью компании и ее затратами будет разорвана.

Читайте также: RAB не всегда означает рабство

В Нацкоммуслуг отмечают, что стимулирующее регулирование будет введено на добровольной основе. Обязать лицензиатов к новой методике тарифообразования пока не представляется возможным, поскольку для этого придется в буквальном смысле переучиваться, для того, чтобы эффективно использовать новый алгоритм.  В тепловой энергетике RAB-регулирование пока коснется лишь сегмента транспортировки (магистральные сети не подлежат приватизации), однако в дальнейшем у регулятора есть планы по распространению метода и на сегмент генерации.

Урегулированные стимулом

RAB-методика – далеко не новая модель, в соответствии с которой регулируется деятельность естественных монополий. Впервые стимулирующий метод был использован в начале прошлого века в США в электроэнергетике. В Европе свое развитие он получил в Великобритании, где был впервые применен в 80-е годы в сфере водоснабжения, после того, как основные принципы RAB ввел тогдашний глава британского регулятора Ян Байат.

Сейчас в мире существует несколько разновидностей этой методики: Regulatory Capital Value (RCV), Regulatory Assets Value (RAV), Rate of Return Regulation (ROR). В том или ином виде их активно используют в странах Европейского Союза. В России стимулирующий метод был введен для энергоснабжающих компаний, и сейчас планируется перевести на новое регулирование участников газового рынка. В Украине о стимулирующем тарифообразовании заговорили в 2010-2011 годах. Тогда перевести электроэнергетику на  RAB-регулирование планировала Нацкомиссия, осуществляющая госрегулирование в сфере энергетики, однако дальше разработки методики ситуация не продвинулась.

Как же изменится механизм формирования тарифов? Если традиционная модель «затраты плюс» представлена формулой: Себестоимость + Прибыль (процент от себестоимости) = Цена услуги, то новый метод предполагает другую трактовку:

Цена – Прибыль (требования к уровню доходности капитала) = Себестоимость (производство по целевой себестоимости).

Если действующая методика «затраты плюс» позволяет предприятиям лицензиатам учитывать в тарифе операционные затраты, амортизационные отчисления и установленный уровень рентабельности, то  RAB- метод преобразует последний компонент этой формулы в уровень дохода на капитал (R). Этот доход определяется двумя составляющими: регуляторной базой активов (RAB) компании и регуляторной нормой доходности (r).

Регуляторная база активов (RАB) определяется как справедливая стоимость активов предприятия, которые используются в регулированной деятельности, и может быть оценена несколькими способами: как рыночная стоимость компании, возобновляемая стоимость активов, дисконтированный поток денежных средств, балансовая стоимость или стоимость замещения активов. То есть, фактически необходимо на основании независимой экспертизы, провести оценку основных фондов предприятий. Нацкоммуслуг еще предстоит определиться с тем, какой способ оценивания из вышеприведенных будет оптимальным в ситуации высокой изношенности основных фондов тепло- и водоснабжающих предприятий.

Рассчитать норму доходности (r) или норму инвестированной прибыли более сложно. Согласно европейским RAB- методикам она рассчитывается на основании средневзвешенной стоимости капитала (WACC). Формула, позволяющая определить этот показатель, говорит о том, что он учитывает стоимость собственного капитала и стоимость заемного капитала (займы, облигации, прямые инвестиции). Кроме того, оба эти элемента (как собственные средства компании, так заемные) имеют свою цену, которая выражена определенной процентной ставкой. При этом, для определения  WACC учитываются налоги предприятия.

Задачей регулятора также станет определить уровень операционных затрат, которые будут учтены в тарифах, которые включают как контролируемые затраты (например, на энергоносители), так и неконтролируемые (индексация на уровень инфляции, отчисления в фонд оплаты труда, налоги, сборы). Уменьшая контролируемые затраты, предприятие лицензиат сможет сэкономить средства, которые будут являться прибылью компании. При переходе на 2-ой регуляторный период, который будет длиться 5 лет, регулятор также будет устанавливать требования к эффективности и к качеству услуг.

Pro et contra

Пока регулятор будет дорабатывать RAB-методику и соотносить ее с украинскими реалиями ЖКХ, давайте разберемся, чем могут обернуться инновации в тарифообразовании для всех участников процесса.

Предприятия тепло- и водоснабжения

Безусловно, лицензиаты Нацкоммуслуг получат стимул к снижению издержек, так как сэкономленные средства остаются в компании, для них открываются перспективы привлекать масштабные инвестиции в модернизацию основных фондов, при этом у предприятий будет достаточно средств для того, чтобы обслуживать свои займы.

Читайте также: Путь к инвестициям украинского ЖКХ

Вместе с тем, огромная кредиторская задолженность, износ сетей и основных фондов – все это указывает на то, что естественные монополисты не скоро смогут отказаться от финансовой поддержки государства, и перекрестное субсидирование отрасли отменить сразу не представляется возможным. Помимо того, при установлении долгосрочных тарифов возможны существенные ошибки прогнозов инфляции, инвестиционных расходов. При этом предприятиям будет сложно привлечь «длинные деньги», то есть долгосрочные беззалоговые кредиты с низкой ставкой доходности.

Инвесторы

Для потенциальных инвесторов существенно снизятся риски: при вложении своих средств в активы предприятий отрасли, гарантированный тарифом доход на вложенный капитал позволит им возвращать свои средства и получать прибыль. Однако, для концессионеров, арендаторов, управляющих компаний, кредиторов и прямых инвесторов ужесточится контроль за выполнением их собственных обязательств. Кроме того, в тарифе будет закладываться ставка нормы доходности на инвестированный капитал, определенная нацрегулятором. Она будет невысока и варьироваться в диапазоне 12-15%.

Потребители

Для бытовых потребителей появиться гарантия бесперебойного и качественного водо- и теплоснабжения. Возможно в перспективе сокращение платы за присоединение к сетям. При этом отказ от инвестиционной составляющей не будет провоцировать кратный рост тарифов. То есть, удастся отказаться от ныне действующей схемы, при которой вложения средств в модернизацию предприятий вынуждают власти к повышению стоимости услуги. Но при введении стимулирующего регулирования потребителей ожидает резкий рост стоимости услуг. В рамках этой методики невозможен отпуск ресурсов по экономически необоснованным тарифам. При этом бытовому потребителю будет сложно объяснить, что в перспективе (5 лет) тариф не будет расти, а качество услуг повысится. Поэтому государству придется расширять статью расходов, компенсирующую потребителю разницу между реальной стоимостью услуги и уровнем его дохода. Согласно законодательству, в Украине граждане, получающие субсидию, выплачивают за коммунальные услуги 10-15% своих доходов, остальное предприятию возмещает государство.

С введением RAB-метода, количество потребителей, претендующих на льготу, существенно расширится. Однако выходом из ситуации может стать монетизация субсидий, то есть получая на руки деньги на оплату коммунальных услуг, потребитель будет заинтересован экономить расход ресурсов. Это вскрывает также и другую проблему: переход на стимулирующее регулирование невозможен без стопроцентного коммерческого учета. На сегодня, по данным регулятора, количество установленных у потребителей счетчиков не превышает 30-35%.

Реклама: Уборка дома, офиса или любого другого помещения требует много усилий и времени. На сайте http://premium-cleaning.com.ua вы сможете найти клининговые компании киев, которые за короткое время качественно осуществят уборку любого помещения. Заходите на ресурс и ищите контакты!

 
Комментарии (16)
Daimond1
06 ноября 2012 г. 10:32
Какое отношение к стимулирующему тарифу на "услуги" транспортировка тепловой энергии имеет конечный потребитель - население, получающее жилищно-коммунальную услугу отопление? Кто нибудь видел счёт на транспортировку тепловой энергии выставленный жильцам дома, это же абсурд? Какой жилец многоквартирного дома в здравом уме будет закупать коммунальную услугу транспортировка тепловой энергии, если ему в конечном счёте нужно совсем иное - отопление и горячее водоснабжение. Национальный регулятор уже сам признал, что тепловая энергия поставляемая до жилого дома есть товар и только в самом доме исполнителем услуг создаётся коммунальная услуга - отопление. Население оплачивает исполнителям услуг, а те в свою очередь монополистам. Первым, тариф утверждает местная власть, вторым, Нацкомиссия. И кто выиграет от введения стимулирующего тарифа, если первыми, за более чем двадцать лет, полностью вырезаны сети горячего водоснабжения в жилых домах, что составляло более 40% подключённой нагрузки, а вторые имея "дикий" дисбаланс между установленной и подключёнными нагрузками за те же годы, при "политических" тарифах, накопили внушительные долги по штрафам и пеня за потреблённый газ и находятся в состоянии банкротства? А население от безвыходности ставит бойлера на горячую воду, утепляет внешние стены здания и тем самым, ещё больше усугубляет дисбаланс и эффективность работы предприятий коммунальной теплоэнергетики. Из-за "перекосов" с тарифами на энергоресурсы, когда в розницу, населению, отпускается дешевле, чем отптовику - монополисту, сложилась ситуация, что населению, намного дешевле обходится автономное, газовое отопление, горячая вода в эл.бойлерах и получается, что по окончании отопительного сезона некому поставлять тепловую энергию,потребителя нет, а раз нет потребителя, то и стимулировать то нечего. Ну и какому инвестору нужна котельная без возможности сбыть её продукцию - тепловую энергию, даже при том, что тариф утверждён по самой современной методике и "идеально" прозрачен?
Михаил1
06 ноября 2012 г. 10:49
Правильно сказали - тепловая энергия это товар, имеющий свою себестоимость, в которую входит транспортировка. Картошка на базаре тоже имеет себестоимость, в которую входит ее транспортировка до базара. И покупатель оплачивает ее. Почему же вы возмущаетесь, что вам в тариф внесут стоимость транспортировки тепла до вашей сети?
Daimond1
06 ноября 2012 г. 13:57
Потому что в статье шла речь: "В результаті найбільший споживач теплоенергетичних компаній - населення - розраховується за надані послуги за тарифами, які у середньому по країні покривають лише 74% їх собівартості." "Для побутових споживачів з'явитися гарантія безперебійного та якісного водо- і теплопостачання" Предположу, что автором статьи ув. Марией Цатурян, была сделана параллель, что нововведения - стимулирующий тариф на коммунальную услугу транспортировка тепловой энергии, повысят качество и стабильность предоставления тепловой энергии коммунальной услуги отопление и горячее водоснабжение бытовому потребителю - населению. Эти утверждения будут верными, если все теплоэнергетические компании, будут так же и исполнителями коммунальных услуг отопление и горячее водоснабжение, однако, на практике, такое случается, далеко не всегда. Потребителем коммунальной услуги - транспортировка тепловой энергии выступает не население, а исполнитель услуг. Возмущён тем, что произошло "смешение" двух совершенно разных по сути процессов, отопления и транспортировки тепловой энергии. Тариф на коммунальные услуги, отопление и горячее водоснабжение, утверждается органами местного самоуправления,п.2, ч.1, ст 7 ЗУ "Про житлово-комунальні послуги". Поэтому, я как бытовой потребитель коммунальных услуг отопление и горячее водоснабжение, не имею прямого отношения к рассматриваемому в статье стимулирующему тарифу, потому что, не являюсь потребителем таких услуг по Закону "Про житлово-комунальні послуги". Другое дело, если рассматривать отношения между парой: управляющая компания жилым домом и поставщик тепловой энергии.
streltsov1
06 ноября 2012 г. 10:51
Если вас не устраивает такой тариф, куда включена транспртировка, покупайте этот товар у кого-то другого. Сами веди сказали, что это товар
Daimond1
06 ноября 2012 г. 15:15
В соответствии с ст.1 ЗУ "Про теплопостачання" "тариф (ціна) на теплову енергію - грошовий вираз витрат на виробництво, транспортування, постачання одиниці теплової енергії (1 Гкал) з урахуванням рентабельності виробництва, інвестиційної та інших складових, що визначаються згідно із методиками, розробленими центральним органом виконавчої влади у сфері теплопостачання" На текущий момент методики расчёта тарифов на производство, транспортировку и поставку тепловой энергии, утверждены постановлением КМУ от 01.06.2011г. №869. Тариф на тепловую энергию в который включены затраты на её транспортировку объективная данность в Украине и спорить с этим глупо. Устраивает ли меня, как бытового потребителя, новый стимулирующий тариф, который к тому же должен вырасти в разы и в конечном счёте увеличить стоимость коммунальных услуг отопление и горячее водоснабжение, ответить однозначно довольно сложно. Однако, по моему мнению, на качестве горячего водоснабжения это не скажется ни как, потому что в большинстве домов жилого фонда моего областного центра внутридомовых сетей горячего водоснабжения давно нет, а сети теплоснабжения из-за своей ветхости рвутся столь часто, что в данный момент некоторые районы города представляют собой вид как после налёта бомбардировщиков. В отношении предложения поменять поставщика тепловой энергии, приведу следующее, что сети теплоснабжения, так же находятся в управлении монополиста и поменять поставщика тепловой энергии очень непростая задача, 98% реализуемой тепловой энергии в городе, таков результат монополиста.
Мария Цатурян
06 ноября 2012 г. 10:47
за транспортировку платят поставщики услуги, те, которые поставляют населению тепловую энергию в виде отопления и горячей воды. Стоимость гигакалории поставщика формируется с учетом тех средств, которые он тратит на закупку у транспортировщика, разумеется, она отражается и в тарифе для бытовых потребителей. Кроме того, сейчас активно обсуждается вопрос, кто должен платить за тот энергоноситель, который теряется в сети
Daimond1
06 ноября 2012 г. 16:01
Не совсем к месту конечно, но всё же. В период с 01.07.2010г. до 28.01.2011г. коммунальные предприятия - исполнители услуг по отоплению и горячему водоснабжению, обязаны были закупать тепловую энергию в случае, если суммы закупок превышали 100 тыс. грн. в год у её производителей, посредством проведения конкурсных торгов ч.4 ст.2, ЗУ "Про здійснення державних закупівель", а так же в соответствии с абз 2, ч. 6 Заключительных положений того же Закона: "До прийняття Верховною Радою України відповідних законів закупівля зазначених товарів, робіт і послуг здійснюється відповідно до цього Закону." За почти 7 месяцев действия требования в отношении закупки тепловой энергии посредством проведения конкурсных торгов, на веб-портале по вопросам государственных закупок я не увидел ни одного такого конкурса, только закупка бюджетными организациями. Быть может, я плохо искал?
Мария Цатурян-1
06 ноября 2012 г. 10:51
"Первым, тариф утверждает местная власть, вторым, Нацкомиссия." - Daimond, позволю себе с Вами не согласиться. Регулятор утвержает для каждого предприятия стоимость 1 гигакалории тепла, для это лицензиат подает комиссии свои расчеты, где показывает операционные затраты, амортизацию и рентабельность. А вот местные власти формируют окончательную цену (тариф) услуги! с учетом ее поставки и затрат с этим связанных
Daimond1
06 ноября 2012 г. 16:28
А в чём несогласны со мной? Тариф на коммунальные услуги, отопление и горячее водоснабжение для исполнителей этих услуг, утверждается органами местного самоуправления,п.2, ч.1, ст 7 ЗУ "Про житлово-комунальні послуги" " 1. До повноважень органів місцевого самоврядування у сфері житлово-комунальних послуг належить: 2) встановлення цін/тарифів на житлово-комунальні послуги відповідно до закону; ст.1 ЗУ "Про житлово-комунальні послуги": "комунальні послуги - результат господарської діяльності, спрямованої на задоволення потреби фізичної чи юридичної особи у забезпеченні холодною та гарячою водою, водовідведенням, газо- та електропостачанням, опаленням, а також вивезення побутових відходів у порядку, встановленому законодавством;" К полномочиям Нацкомиссии относится, п.2, ч.1, ст.6 ЗУ "Про державне регулювання у сфері комунальних послуг": "встановлення тарифів на комунальні послуги суб'єктам природних монополій та суб'єктам господарювання на суміжних ринках, ліцензування діяльності яких здійснюється національною комісією, що здійснює державне регулювання у сфері комунальних послуг;" п.3, ч.1, ст.1 "Про державне регулювання у сфері комунальних послуг": "тарифи на комунальні послуги - тарифи на теплову енергію крім тарифів на виробництво теплової енергії на теплоелектроцентралях, теплоелектростанціях, атомних електростанціях і когенераційних установках та установках з використанням нетрадиційних або поновлюваних джерел енергії), транспортування теплової енергії магістральними та місцевими (розподільчими) тепловими мережами, постачання теплової енергії, а також тарифи на послуги централізованого водопостачання та водовідведення, перероблення та захоронення побутових відходів." В соответствии с п. 59 постановления КМУ от 01.06.2011г. №869 "Про забезпечення єдиного підходу до формування тарифів на житлово-комунальні послуги": "До складу виробничої собівартості включаються: прямі матеріальні витрати: - витрати на придбання теплової енергії відповідно до укладених договорів (плануються виходячи з необхідних обсягів надання послуг з централізованого опалення та цін підприємств-постачальників);"
Мария Цатурян
06 ноября 2012 г. 16:48
Daimond, вот я совершенно с Вами не спорю, Вы на все законы правильно сослались, все полномочия расписали, все очень правильно. А теперь вот давайте представим, что я не знаю этого всего законодательства и не понимаю Вас. Объясните мне, пожалуйста, как для школьницы)) простым языком. Есть цепочка: потребитель платит исполнителю, исполнитель расчитывается с монополистам. У монополистов (с 2014 года, если верить А.Близнюку) будет возможность перейти на методику тарифного регулирования, ее введение повысит их тарифы. Вопрос: как повышение тарифов монополистов повлияет и повлияет ли на те средства, которые потребитель ежемесячно будет отдавать исполнителю, а ис-ль расчитываться с монополистом? То есть, если я вас правильно понимаю, местные власти не будут поднимать тариф на услуги отопления и горячего водоснабжения?
Мария Цатурян1
06 ноября 2012 г. 10:54
"что по окончании отопительного сезона некому поставлять тепловую энергию,потребителя нет, а раз нет потребителя, то и стимулировать то нечего" - я бы не была столь категорична. У нас работают 992 теплоснабжающих предприятия (генерация, транспортировка, поставка) и со сбытом у них все хорошо. Автономка в массовом ее проявлении - Закарпатская область, большинство бытовых потребителей на централизованной системе
Daimond
07 ноября 2012 г. 14:38
Термин децентрализация думаю всем знаком. Под этим лозунгом во многих городах "успешно похоронены" системы централизованного теплоснабжения. Закарпатье "прошумело" только из-за того, что о нём высказался Президент, что такой опыт нужно перенимать по всей стране. Во многих городах с населением от 30 до 100 тыс. ЦО перестало существовать и только в крупных городах всё ещё держится. За примером далеко ходить не надо, город шахтёров Стаханов. Прошлогодний отопительный сезон в городе был последним - 8 городских котельных остановились навсегда. Предполагалось, что все горожане до сих пор будут иметь в домах индивидуальное отопление, но прогнозы не оправдались. Котельные в городе закрыты, металлические коммуникации - в ломе. По пути децентрализации пошли следующие города Луганской области: Стаханов, Брянка, Кировск, Петровское, Старобельск, Первомайск, Рубежное, Лисичанск, Ровеньки, Свердловск, Краснодон, Красный Луч, Перевальск, Сватово, Троицк. В перечисленных городах проживает более 700 тыс. жителей. На протяжении 2010-2011 гг. в Луганской области было закрыто 224 котельных, причина одна - нерентабельные. В самом же областном центре на автономное отопление перешли не менее 20% потребителей ЦО. Цифра была бы и больше, если бы переход не запретили на законодательном уровне. И это пример только одной области, а если взять масштабы всей страны. На плаву останутся системы централизованного теплоснабжения в 40-60 городах
Мария Цатурян-1
06 ноября 2012 г. 16:18
Daimond, я все же хочу понять, в чем суть Вашего глубокого возмущения)) вот Вы тут нарисовали очень правильную цепочку: монополист - исполнитель услуги- потребитель. То есть, Вы пытаетесь мне объяснить, что когда монополисты перейдут на стимулирующие тарифы и стоимость той гигакалории, кот. они отпускают исполнителю никак не отразится на потребителе? то есть потребитель расчитывается за отопление и гор.воду с исполнителем (по тарифу, регулируемому муниципалитетами), а исполнитель по как будет с монополиями расчитываться? не по новым тарифам, а по старым? может я что-то упускаю, поправьте меня, пожалуйста
Daimond
12 ноября 2012 г. 08:55
Ходим по кругу)) "Объясните мне, пожалуйста, как для школьницы)) простым языком." С лёгкой руки Президента и 298 депутатов на свет появился ЗУ №2479 от 09.07.2010г. "Про Національну комісію регулювання ринку комунальних послуг України". Этим Законом к коммунальным услугам отнесли в т.ч. деятельность по производству, транспортировке и поставке тепловой энергии, при этом, действующим и на этот час ЗУ "Про теплопостачання" тепловая энергия есть товар. Допускаю, что при упоминании термина коммунальная услуга у неподготовленного читателя может сложиться ошибочное представление о том, что раз эти услуги коммунальные, то изменение тарифов на них (стим. тариф) напрямую касается его, как бытового потребителя. Однако, действующим законодательством предусмотрено, что тепловую энергию должен получать исполнитель услуг, т.е. должна работать следующая цепочка: монополист-исполнитель-потребитель или юр.лицо-юр.лицо-физ.лицо. 1) Для транспортировки тепловой энергии до жил.дома, монополист использует сети централизованного теплоснабжения; 2) Для создания коммунальной услуги отопление и горячее водоснабжение исполнитель использует внутридомовые сети, отопительные, регулирующие и другие приборы. Рост тарифов на тепловую энергию, повлечёт и рост тарифов на услугу отопление и ГВС, так предусмотрено ПКМУ №869. При этом, следует учесть, что на качество услуги отопление и ГВС влияет не только стабильность поставки монополистом тепловой энергии, но и состояние коммуникаций расположенных внутри жил.дома., что входит в обязанности исполнителя услуг.
Мария Цатурян-1
06 ноября 2012 г. 16:54
Я хочу внести ясность, я прекрасно понимаю, что транспортировка - не входит в структуру потребительского тарифа. Я просто хочу понять, тогда каким будет "расклад сил" в цепочке потребитель-исполнитель(кстати, опираясь на наше зак-во весьма загодчный субъект хоз-я) - монополист, если будет введено стимулирующее тарифное регулирование??
Daimond
12 ноября 2012 г. 10:07
1) Потребитель не в состоянии самостоятельно выбрать эффективного исполнителя (искл. ОСМД, кооперативы); 2) Исполнитель не имеет экономических стимулов к повышению качества услуг (искл. Монополист выступает в качестве Исполнителя); 3) Монополист имея экономический стимул, не в состоянии повлиять на качество услуг Исполнителя, а значит свои доходы (подразумевается, что чем хуже качество услуги,тем меньше она востребована и тем меньше закупается, что в свою очередь влияет и на объём закупки тепловой энергии); 4) Цепочка Монополист-Исполнитель-Потребитель "буксует" по всей стране в т.ч. и из-за того, что действующим законодательством в этой сфере закреплено неравенство в правах между Потребителем и Исполнителем: допускается Исполнителю поставлять услугу ненадлежащего качества без штрафных санкций, т.е. нарушать обязательства поставлять качественную услугу п.1, ч.2 ст.21 ЗУ "Про житлово-комунальні послуги", предусмотрена только лишь компенсация в виде уменьшения стоимости услуги.