ИНФОГРАФИКА:
Опалювальний сезон у Євросоюзі
Як Україна пройшла найважчий в історії опалювальний сезон
Яка мінімальна температура у приміщеннях у країнах Європи
Роз'яснення, як оплачувати комуналку під час війни
Что делать, если дома холодные батареи
Состояние инфраструктуры «Укрзализныци»
Перечень льгот на ЖКУ, предусмотренных для участников боевых действий
Какие нормативы используются при расчете субсидии
Как рассчитывается жилищная субсидия и кому предназначается
Сколько лет должно служить дом, лифт или самолет
Производство электроэнергии из ВИЭ
Новая политика тарифов ЖКХ: «за» и «против»
В Украине заканчивается действие льготных тарифов на газ для населения
Теплоэнерго уже требует повышения тарифов
С 1 мая истекает срок действия ПСО для поставщиков электроэнергии
В Украине введен механизм, который должен способствовать выведению финансово-экономических показателей тепло- и водоснабжающих предприятий из состояния убыточности. Для этого отраслевой регулятор – Национальная комиссия, осуществляющая госрегулирование в сфере коммунальных услуг – на последнем заседании 2 ноября утвердила новые методики тарифообразования на транспортировку тепловой энергии и централизованное водоснабжение и водоотведение. То есть, предприятиям ЖКХ предложено стимулирующее регулирование ценообразования на услуги.
Такой механизм широко применяется в мировой практике и известен среди западных экономистов как метод RAB (Regulatory Assets Base). Он предполагает использование регуляторной базы активов сетевых компаний или предприятий- естественных монополистов при расчете стоимости их услуг. Проще говоря, новый метод регулирования тарифообразования позволит компаниям получать доход на инвестированный капитал (будь-то прямые инвестиции или заемные средства), вкладывать его в снижение энергопотребления, и главное, сэкономленные средства, то есть прибыль компании будет оставаться в ее распоряжении.
Читайте также: Тарифы взяли в RABство
«У.К.» не единожды писала о стимулирующем регулировании. Но все же стоит более детально разобраться как RAB – метод изменит структуру работы отрасли ЖКХ, и, чем чревато его введение для бытовых потребителей.
Весомые аргументы
Экономических оснований для изменения «правил игры» для участников жилищно-коммунальной отрасли более, чем достаточно. В принципе в Украине сложилась парадоксальная ситуация, когда естественные монополии, на услуги которых всегда есть стабильный спрос (тепло, вода, газ и электричество всегда нужны потребителям), оказались убыточными. Причины стоит искать в методах государственного регулирования стоимости коммунальных услуг. Учитывая, что стоимость энергоносителей определяется рыночными принципами, государство вынуждено сдерживать рост коммунальных тарифов для населения. Для этого, теплоснабжающим предприятиям позволено покупать природный газ для поставки тепла населению (его доля в тарифах на тепловую энергию занимает до 53%) по дисконтной цене – 1309 грн за тысячу кубометров, тогда как рыночная стоимость за тысячу кубометров голубого топлива составляет 4700 грн. При этом предприятия теплогенерации и теплоснабжения не могут отобразить в тарифе и эту заниженную цену газа – в тариф закладывается 686 грн/тыс.куб.м.
В результате крупнейший потребитель теплоэнергетических компаний – население – рассчитывается за предоставленные услуги по тарифам, которые в среднем по стране покрывают лишь 74% их себестоимости. Аналогичная ситуация происходит и в сфере водоснабжения, где затраты на электроэнергию окупаются лишь на 69%. Таким образом, несмотря на то, что государство ежегодно тратит многомиллиардные суммы на компенсацию предприятиям ЖКХ тарифной разницы (в госбюджете на 2012 год заложено 6,9 млрд грн, и в ближайшей перспективе эта статья расходов будет увеличена на 2,2 млрд грн) их убытки растут как на дрожжах. К октябрю отрицательные финансово-экономические показатели превысили 4 млрд грн, а кредиторская задолженность достигла отметки в 20,5 млрд грн, из которых 70% - долги за энергоносители.
Законодательные основы для введения стимулирующего регулирования заложены в законе №4998-VI, которым внесены изменения в базовый закон «О естественных монополиях». Новый документ был подписан Президентом в июле текущего года.
Зрят в корень
Оздоровление отрасли национальный регулятор видит, прежде всего, в изменении методик формирования тарифов. Действующая формула «затраты плюс рентабельность», не стимулируют предприятия к инвестированию средств в энергосбережение. «Получается, что чем выше уровень затрат, тем выше уровень рентабельности. Соответственно, у предприятия отсутствуют какие-либо стимулы для снижения доли операционных затрат, - разъясняет директор Департамента стратегического планирования и развития в сфере коммунальных услуг Нацкоммуслуг Дмитрий Арлачев. – Для изменения ситуации в сегменте естественных монополий необходимо создать искусственную основу для конкуренции, то есть, вводить так называемого виртуального участника рынка, что станет стимулом к сокращению уровня затрат для всех игроков отрасли».
RAB-метод повлияет и на изменение работы самого регулятора. Нацкоммуслуг придется отказаться от полного нормирования работы предприятий и перейти на новый регуляторный режим. То есть, тарифы для предприятий, имеющих лицензию на транспортировку тепловой энергии и предоставлению услуг централизованного водоснабжения и водоотвода, будут устанавливаться на долгосрочный регуляторный период. Первый такой период составит 3 года, последующие - 5 лет. Кроме того, комиссия откажется от жесткого ограничения рентабельности компаний, и будет устанавливать требования к уровню доходности. Сейчас предприятия-лицензиаты могут заложить в тариф не более 3% прибыли. Новая методика формирования тарифов позволит лицензиату получать доход на инвестированный капитал, при этом пропорциональная связь между прибылью компании и ее затратами будет разорвана.
Читайте также: RAB не всегда означает рабство
В Нацкоммуслуг отмечают, что стимулирующее регулирование будет введено на добровольной основе. Обязать лицензиатов к новой методике тарифообразования пока не представляется возможным, поскольку для этого придется в буквальном смысле переучиваться, для того, чтобы эффективно использовать новый алгоритм. В тепловой энергетике RAB-регулирование пока коснется лишь сегмента транспортировки (магистральные сети не подлежат приватизации), однако в дальнейшем у регулятора есть планы по распространению метода и на сегмент генерации.
Урегулированные стимулом
RAB-методика – далеко не новая модель, в соответствии с которой регулируется деятельность естественных монополий. Впервые стимулирующий метод был использован в начале прошлого века в США в электроэнергетике. В Европе свое развитие он получил в Великобритании, где был впервые применен в 80-е годы в сфере водоснабжения, после того, как основные принципы RAB ввел тогдашний глава британского регулятора Ян Байат.
Сейчас в мире существует несколько разновидностей этой методики: Regulatory Capital Value (RCV), Regulatory Assets Value (RAV), Rate of Return Regulation (ROR). В том или ином виде их активно используют в странах Европейского Союза. В России стимулирующий метод был введен для энергоснабжающих компаний, и сейчас планируется перевести на новое регулирование участников газового рынка. В Украине о стимулирующем тарифообразовании заговорили в 2010-2011 годах. Тогда перевести электроэнергетику на RAB-регулирование планировала Нацкомиссия, осуществляющая госрегулирование в сфере энергетики, однако дальше разработки методики ситуация не продвинулась.
Как же изменится механизм формирования тарифов? Если традиционная модель «затраты плюс» представлена формулой: Себестоимость + Прибыль (процент от себестоимости) = Цена услуги, то новый метод предполагает другую трактовку:
Цена – Прибыль (требования к уровню доходности капитала) = Себестоимость (производство по целевой себестоимости).
Если действующая методика «затраты плюс» позволяет предприятиям лицензиатам учитывать в тарифе операционные затраты, амортизационные отчисления и установленный уровень рентабельности, то RAB- метод преобразует последний компонент этой формулы в уровень дохода на капитал (R). Этот доход определяется двумя составляющими: регуляторной базой активов (RAB) компании и регуляторной нормой доходности (r).
Регуляторная база активов (RАB) определяется как справедливая стоимость активов предприятия, которые используются в регулированной деятельности, и может быть оценена несколькими способами: как рыночная стоимость компании, возобновляемая стоимость активов, дисконтированный поток денежных средств, балансовая стоимость или стоимость замещения активов. То есть, фактически необходимо на основании независимой экспертизы, провести оценку основных фондов предприятий. Нацкоммуслуг еще предстоит определиться с тем, какой способ оценивания из вышеприведенных будет оптимальным в ситуации высокой изношенности основных фондов тепло- и водоснабжающих предприятий.
Рассчитать норму доходности (r) или норму инвестированной прибыли более сложно. Согласно европейским RAB- методикам она рассчитывается на основании средневзвешенной стоимости капитала (WACC). Формула, позволяющая определить этот показатель, говорит о том, что он учитывает стоимость собственного капитала и стоимость заемного капитала (займы, облигации, прямые инвестиции). Кроме того, оба эти элемента (как собственные средства компании, так заемные) имеют свою цену, которая выражена определенной процентной ставкой. При этом, для определения WACC учитываются налоги предприятия.
Задачей регулятора также станет определить уровень операционных затрат, которые будут учтены в тарифах, которые включают как контролируемые затраты (например, на энергоносители), так и неконтролируемые (индексация на уровень инфляции, отчисления в фонд оплаты труда, налоги, сборы). Уменьшая контролируемые затраты, предприятие лицензиат сможет сэкономить средства, которые будут являться прибылью компании. При переходе на 2-ой регуляторный период, который будет длиться 5 лет, регулятор также будет устанавливать требования к эффективности и к качеству услуг.
Pro et contra
Пока регулятор будет дорабатывать RAB-методику и соотносить ее с украинскими реалиями ЖКХ, давайте разберемся, чем могут обернуться инновации в тарифообразовании для всех участников процесса.
Предприятия тепло- и водоснабжения
Безусловно, лицензиаты Нацкоммуслуг получат стимул к снижению издержек, так как сэкономленные средства остаются в компании, для них открываются перспективы привлекать масштабные инвестиции в модернизацию основных фондов, при этом у предприятий будет достаточно средств для того, чтобы обслуживать свои займы.
Читайте также: Путь к инвестициям украинского ЖКХ
Вместе с тем, огромная кредиторская задолженность, износ сетей и основных фондов – все это указывает на то, что естественные монополисты не скоро смогут отказаться от финансовой поддержки государства, и перекрестное субсидирование отрасли отменить сразу не представляется возможным. Помимо того, при установлении долгосрочных тарифов возможны существенные ошибки прогнозов инфляции, инвестиционных расходов. При этом предприятиям будет сложно привлечь «длинные деньги», то есть долгосрочные беззалоговые кредиты с низкой ставкой доходности.
Инвесторы
Для потенциальных инвесторов существенно снизятся риски: при вложении своих средств в активы предприятий отрасли, гарантированный тарифом доход на вложенный капитал позволит им возвращать свои средства и получать прибыль. Однако, для концессионеров, арендаторов, управляющих компаний, кредиторов и прямых инвесторов ужесточится контроль за выполнением их собственных обязательств. Кроме того, в тарифе будет закладываться ставка нормы доходности на инвестированный капитал, определенная нацрегулятором. Она будет невысока и варьироваться в диапазоне 12-15%.
Потребители
Для бытовых потребителей появиться гарантия бесперебойного и качественного водо- и теплоснабжения. Возможно в перспективе сокращение платы за присоединение к сетям. При этом отказ от инвестиционной составляющей не будет провоцировать кратный рост тарифов. То есть, удастся отказаться от ныне действующей схемы, при которой вложения средств в модернизацию предприятий вынуждают власти к повышению стоимости услуги. Но при введении стимулирующего регулирования потребителей ожидает резкий рост стоимости услуг. В рамках этой методики невозможен отпуск ресурсов по экономически необоснованным тарифам. При этом бытовому потребителю будет сложно объяснить, что в перспективе (5 лет) тариф не будет расти, а качество услуг повысится. Поэтому государству придется расширять статью расходов, компенсирующую потребителю разницу между реальной стоимостью услуги и уровнем его дохода. Согласно законодательству, в Украине граждане, получающие субсидию, выплачивают за коммунальные услуги 10-15% своих доходов, остальное предприятию возмещает государство.
С введением RAB-метода, количество потребителей, претендующих на льготу, существенно расширится. Однако выходом из ситуации может стать монетизация субсидий, то есть получая на руки деньги на оплату коммунальных услуг, потребитель будет заинтересован экономить расход ресурсов. Это вскрывает также и другую проблему: переход на стимулирующее регулирование невозможен без стопроцентного коммерческого учета. На сегодня, по данным регулятора, количество установленных у потребителей счетчиков не превышает 30-35%.
Реклама: Уборка дома, офиса или любого другого помещения требует много усилий и времени. На сайте http://premium-cleaning.com.ua вы сможете найти клининговые компании киев, которые за короткое время качественно осуществят уборку любого помещения. Заходите на ресурс и ищите контакты!