ГлавнаяПубликацииФинансирование ЖКХИтоги года: ЖКХ оставили без денег

Итоги года: ЖКХ оставили без денег

Новый 2014 год Украина встретит без утвержденного государственного бюджета. Без государственного финансирования останется и отрасль ЖКХ, на нужды которой правительство предлагает выделить ничтожно малые суммы.

Парламент в минувший четверг отложил рассмотрение и принятие правительственного законопроекта №3000 «О государственном бюджете Украины на 2014 год» на 16 января. Проект бюджета Кабинет министров зарегистрировал в Верховной Раде в середине сентября, но уже в конце месяца документ направили в правительство на доработку. Впрочем, если после повторного представления документа в сессионном зале, он будет принят в нынешней редакции, можно с уверенностью сказать, что суммарные расходы отраслей ЖКХ, строительства, а также сферы регионального развития, будут жестко урезаны до 1,6 млрд грн. Это менее одной шестой запланированных на нужды одной отрасли ЖКХ средств в текущем году (6,1 млрд грн).

В частности, согласно дополнению №3 к законопроекту о госбюджете «Распределение расходов Госбюджета Украины на 2014 год», Министерство регионального развития, строительства и ЖКХ будет основным распорядителем 842,5 млн грн сводного бюджета. Из них издержки потребления будут профинансированы на сумму 553,3 млн грн (из них - на оплату труда планируется предусмотреть 84,9 млн грн, на оплату коммунальных услуг и энергоносителей будет направлено около 8,5 млн грн), а расходы на развитие составят 289,2 млн грн («У.К.» - показатели сводного бюджета). При этом изначально Кабмин внес в парламент проект госбюджета, в котором расходы отрасли предусматривались на уровне 845,6 млн грн. Государственной архитектурно-строительной инспекции планируется направить 82,07 млн грн, а расходы отраслевых регуляторов – НКРЭ и Нацкомуслуг – в бюджете оцениваются в 38,2 млн грн и в 40,3 млн грн, соответственно.

Читайте также: Бюджетный кризис «съел» ЖКХ

Впрочем, после почти трехмесячной доработки проекта бюджета Кабмин все же предложил парламенту увеличить финансирование программ и субвенций аппарата Минрегиона до 760 млн грн, тогда как ранее предполагалось на эти цели направить порядка 527 млн грн.

Новшеством в проекте госбюджета на 2014 год является добавление статьи расходов на реализацию Общегосударственной программы «Питьевая вода». В текущем году, финансирование этой программы не предусматривалось, хотя финансирование ее реализации защищено законом. В следующем году на цели программы планируется направить 180 млн грн спецфонда бюджета, который наполняется за счет поступлений от приватизации и ряда налогов. Также, чиновники предложили направить из спецфонда порядка 39 млн грн на очистку сточных вод в Калуше.

Предварительные планы по распределению расходов госказны свидетельствуют о том, что при подготовке проекта госбюджета правительство старалось учесть лишь защищенные статьи. Впрочем, и их финансирование пока представлено в минимальном объеме. В частности, согласно документу, на предоставление господдержки для строительства и покупки доступного жилья запланировано 50 млн грн. Такая же сумма была заложена и в госбюджете текущего года, правда, к ноябрю расходы на выполнение программы были увеличены до более 90 млн грн.

Планируется сократить и дотирование выплат частичной компенсации процентной ставки ипотечных кредитов, предоставленных молодым семьям и гражданам до 60,8 млн грн, тогда как сейчас на эти цели предусмотрено почти 67 млн грн. Финансовая поддержка Госфонда содействия молодежному строительству также может быть урезана на почти 5 млн грн – до 6,8 млн грн. Неизменными предлагается оставить суммы средств, которые будут направлены на удешевление ипотечных кредитов для обеспечения граждан доступным жильем – 300 млн грн и на выплату субвенций в местный бюджет Славутича для проведения мероприятий по предотвращению техногенных катастров – 7,4 млн грн.

Что касается финансирования жилищно-коммунального блока, пока в проекте бюджета на следующий год не предусмотрены расходы на модернизациюобъектов водо- и теплоснабжения, хотя заложены средства на координацию и управление такими проектами – 2,9 млн грн (3 млн грн в 2013 году). Отсутствует статья расходов на выплату субвенции местным бюджетам на погашение задолженности разницы в тарифах на тепловую энергию, услуги централизованного водоснабжения и водоотведения для населения, возникшая из-за несоответствия фактической стоимости этих услуг тарифам, которые устанавливались властями. Еще предлагается направить 750 тыс. грн на мероприятия по захоронению жертв войны и политических репрессий (1,5 млн грн в 2013 году).

Читайте также: Бюджет ЖКХ: стабильное безденежье

Финансирование руководства и управления Минрегиона будет урезано до 49 млн грн, в то время как в текущем году предусмотрено почти 52 млн грн. Планируется сократить расходы на научные разработки и исследования на 5,2 млн грн – до 6,9 млн грн, а содержание Государственной научно-технической библиотеки будет увеличено на 0,3 млн грн – до 3,1 млн грн.

Примечательно, что в октябре Минрегион сообщил «Украине Коммунальной», что ведомство направило в Министерство финансов свои расчеты относительно текущих и капитальных расходов общего и специального фондов госбюджета на 2014 год по госпрограммам и субвенциям. Согласно этому документу «Предложения по предельным объемам расходов на 2014 год», подготовленного Минрегионом («У.К.» располагает копией), всего финансирование отрасли предлагалось в размере 39,7 млрд грн, что на 80,1% или 31,8 млрд грн больше предусмотренных 7,9 млрд грн (из них 6,1 млрд грн – на ЖКХ) в госбюджете текущего года. Из них, по расчетам ведомства 30,9 млрд грн (2,2 млрд грн – в 2013 году) должно быть направлено на реализацию общегосударственных отраслевых программ, а 8,8 млрд грн (5,8 млрд грн – в текущем году) – на выплату субвенций. Впрочем, запрос ведомства так и не был удовлетворен.

Направлять небольшие суммы на финансирование ЖКХ уже стало традицией для украинских чиновников и парламентариев. Исходя из опыта прошлых лет, можно предположить, что расходы бюджета на нужды отрасли будут увеличены в первом квартале следующего года. Как показывает практика, последние несколько лет отрасли выделяют не более 6-7 млрд грн, что приводит к хронической нехватке средств и не способствует проведению модернизации основных мощностей предприятий. Однако даже на такой незначительный рост финансирования пока остается только надеяться. 

 
Комментарии (0)